Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УСР_РЕДАКТИРУЙТЕ.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
08.09.2023
Размер:
32.01 Кб
Скачать

Вопрос 2: Основные различия теорий социальной структуры и социальной стратификации (к. Маркс, м. Вебер, п. Сорокин, э. Гидденс и др.)

Согласно работам Маркса, все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса [3].

Вебер определял класс как совокупность людей, имеющих сходные жизненные шансы, детерминированные их властью, дающей возможность получать блага и иметь доходы.

Качественное отличие Вебера от Маркса начинается с введения второго главного измерителя стратификации – статуса, который является положительной или отрицательной оценкой почета, называемого престижем, который получает индивид. Статус усложняет восприятие ценности, постольку ценность людей намного больше их экономической выгодности. Статус может зависеть от религии, расы, богатства, физической привлекательности или социальной «ловкости» [2].

По мнению П.А. Сорокина класс представляет собой совокупность лиц, сходных по профессии, по имущественному положению, по объему прав, а, следовательно – тождественные социально-правовые интересы.

П.А. Сорокин считал, что для определения социального положения человека необходимо знать его гражданство, национальность, отношение к религии, семейное положение, происхождение, экономический статус, принадлежность к политическим партиям и т.д, поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно разные позиции – например, президент и рядовой гражданин в одном государстве [4].

Э. Гидденс делил классы на высший, средний и низший в зависимости от вида собственности на средства производства. Люди, имеющие средства производства в своей собственности принадлежат к высшему классу, люди образованные, специалисты с высокой технической квалификацией принадлежат к среднему классу и люди, лишенные всего, кроме рабочей силы – к низшему классу [3].

Вопрос 3: Модель стратификации белорусского общества

Социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Ее сущность заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества [6].

Для Беларуси характерен сравнительно невысокий уровень социального расслоения. Наиболее обеспеченная часть населения имеет доходы в 4 раза выше, чем наименее обеспеченная. В России же, к примеру, этот показатель равен 16.

Высший класс в белорусском обществе сравнительно небольшой и довольно аморфный. Если, к примеру, в России за счет значительного уровня социального расслоения к данному слою можно отнести наиболее богатых людей, то в Беларуси такой подход несколько проблематичен из-за невысокой «разбежки» между доходами по группам населения. Поэтому в РБ за критерий отнесения к высшему классу было бы логичнее признать обладание властными полномочиями. Данный слой представлен президентом, его окружением (родственниками, высшей бюрократией), директоратом (руководителями крупных госпредприятий), верхушкой силовых структур (спецслужб, МВД, армии), наиболее влиятельной интеллигенцией и малочисленным крупным бизнесом [1].

Средний слой также весьма узкий. Относительно среднеобеспеченные слои составляют примерно 30 % населения. Но только порядка 10 % белорусов по объективным признакам (доходы, образование, престиж профессии) можно отнести к среднему слою, хотя субъективно к этому классу себя относит более двух третей населения [7].

Что касается базового слоя, то он включает в себя около 50% населения. В данный класс входят лица, которые по определенным признакам попадают в средний слой, а по определенным – нет. К примеру, в него могут входить имеющие высшее образование учителя, доход которых не достигает медианного по региону, и высокооплачиваемые рабочие, не имеющие высшего образования, но обладающие сравнительно немалым доходом.

Низший класс в Беларуси идентифицировать весьма трудно. Как правило, к нему относятся те, кто не имеет высшего образования, занимается низкоквалифицированным трудом и при этом имеет доход, как минимум, ниже медианного по региону. Однако если определять низший класс именно исходя из имущественного признака, то по данным Белстата в Беларуси на момент 2019 года насчитывалось 2,5 млн. человек, которые не могут позволить себе приобретение товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей. Эту группу населения можно отнести к низшему классу, включающему в себя около четверти населения.

Лица, находящиеся за чертой бедности, составляют 5% населения Беларуси.

Таким образом, модель стратификации белорусского общества является открытой, поскольку возможен переход между стратами, поскольку «разбежка» между доходами по группам населения является относительно небольшой [1].