Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
politlg1.doc
Скачиваний:
102
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
988.16 Кб
Скачать

I. Собственно политические организации:

1) государство – центральный институт политики;

2) политическая инфраструктура:

- политические партии,

- общественно-политические организации и движения,

- группы давления (лобби, политическая клака, оппозиция, СМИ и интернет);

II. Несобственно политические организации:

1) стачкомы, профсоюзы, просветительские институты – из институциональных субъектов политики;

2) практически все институционализированные группы интересов (союзы потребителей, транснациональные корпорации, армия, представительства субъектов федерации, религиозные секты, администрация церкви, творческие и этнокультурные союзы, научные и студенческие общества).

Поясним: в политическую организацию входят не все организации, а лишь связанные с осуществлением политической власти. Дело в том, что общественные организации в зависимости от степени вовлечения в реализацию политической власти подразделяются на:

А) собственно политические;

Б) несобственно политические;

В) неполитические.

Первые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть или стремятся к этому.

Несобственно политические организации лишь в какой-то мере связаны с воздействием на политическую власть, но она не является главным аспектом их деятельности. Главные сферы их интересов – экономика или культура. При этом у таких организаций имеются следующие сугубо политические функции:

а) защита интересов определенных социальных слоев;

б) участие в управлении;

в) право выдвижения кандидатов в депутаты;

г) право выдвижения законопроектов.

Третьи, т.е. неполитические институты, – это те, которые не стремятся к участию в осуществлении власти (клубы по интересам, спортивные общества, общества инвалидов и т.п.). Поэтому они не включаются в политическую систему общества. В ее состав входят собственно и несобственно политические организации, которые поэтому и называются просто политическими институтами.

Но при таком, институциональном, подходе за пределами политической организации остаются все организационно неоформленные субъекты политики: как социальные субъекты, так и аномические группы интересов из числа функциональных субъектов. Подобный редукционизм, ограниченность данной систематизации заставляет нас придерживаться первой градации элементов политической организации, выделяя в составе политической инфраструктуры “кратосы”, “партиципаторы” и “инфлюэнты” . Мы подробно рассмотрим их все при анализе субъектов политической инфраструктуры.

Б) политические отношения и нормы:

Политические отношения – устойчивые взаимосвязи между субъектами политики и между ними и иными сферами, складывающиеся в обществе в процессе осуществления политической власти или по ее поводу. Они реализуются на трех уровнях:

1) отношения между субъектами власти и управления;

2) отношения между субъектами электората, управляемой части общества;

3) отношения между субъектами власти и управления, с одной стороны, и субъектами электората, с другой.

С точки зрения деления субъектов политики на институты, общности и отдельных людей, возможны следующие отношения: Личность ↔ Личность; Личность ↔ Институт; Институт ↔ Институт; Личность ↔ Социум; Социум ↔ Социум; Социум ↔ Институт.

При этом они могут быть по своему вектору:

1) Вертикальными, субординационными (отношения власти, господства и подчинения).

2) Горизонтальными, координационными.

Вертикальные, субординационные (отношения власти, господства и подчинения) отношения подразделяются:

а) по субъектам (или разделение власти, или ее концентрация) – на отношения между:

- народом и властью;

- органами власти разных уровней (и лицами, их представляющими, например, между Путиным, Шаймиевым, Исхаковым и Будариным);

б) а по характеру взаимодействия – на отношения:

- вынужденного подчинения (в виде принуждения, господства или управления) и

- добровольного подчинения (в виде лидерства, влияния авторитета).

Горизонтальные, координационные отношения делятся:

а) по субъектам-институтам – это: законодательная (представительная) ↔ исполнительная ↔ судебная власти (например, в РФ, в РТ, в Зеленодольске), или Татарстан – Башкортостан, РФ – США, или интеллигенция – рабочие, или КП РФ – ЛДПР;

б) по характеру взаимодействия – на: конфликтные, договорные, органические, партнерские.

Существует тесная взаимосвязь между политическими отношениями и интересами. Политические интересы включают как аккумулированные экономические (отражающие потребности социальных слоев), так и собственно политические (вызванные межпартийными отношениями и интересами борьбы за власть) интересы (последнее не признает Д.Зеркин.-С.68). Интересы являются основой, определяющей характер отношений (как заявлял премьер-министр Англии от вигов Г.Пальмерстон, сам не раз менявший союзников, “У нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны для нас только интересы”). Вместе с тем отношения, сложившиеся между субъектами политики, сами способны формировать новые интересы (“Враг моего врага – мой друг” и мы видим причудливые объединения коммунистов с русскими патриотами в РФ и с татарскими этнонационалами в РТ, что заставляет “не имеющих отечества” коммунистов, в силу совместного противодействия властям, поддерживать национально-патриотические лозунги). Отношения и интересы могут не во всем совпадать, быть не однонаправленными: можно негативно относиться к Ельцину (или Зюганову) как не способному реализовать базовые ценности (справедливость или свободу, которую человек считает непреложными), но голосовать за него в силу определенного интереса (в этом случае, правда, негативизм трансформируется в амбивалентное отношение к данному лидеру как “меньшему злу”, т.е. голосование идет не столько “за”, сколько “против” его соперника). В то же время прочность отношений зависит от стабильности интересов, дифференцирующихся на перспективные (стратегические или постоянные) и текущие (тактические или ближайшие). Смешение этих интересов, ошибка политиков в определении их иерархии способна привести к нарушению системы отношений и к политическому провалу. То же касается и основных социальных классов и слоев: если они не осознают свои коренные интересы, то, естественно, не добьются удовлетворения своих потребностей, хотя Руссо, социалисты-“утописты”, “ходоки в народ” из “Земли и воли”, Ленин, Грамши и ряд неомарксистов были убеждены в возможности “раскрыть народу глаза”, привнести в него осознание этих интересов.

Как правило, политические отношения регулируются соответствующими нормами. Политические принципы и нормы (о которых подробнее мы поговорим в следующих Главах) – своеобразная нормативная основа политической системы, регулирующая поведение субъектов политики, очерчивая границы нормативной деятельности. Они регулируют политические отношения, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения доминирующих в политической системе сил. С иной стороны, это формы правовых требований, регулирующих деятельность политических институтов и поведение людей в процессе осуществления власти путем общих предписаний и запретов.

Именно через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политическая линия. С их помощью политические институты доводят до масс свои цели, определяя модель поведения участников политической жизни. Они также оказывают влияние и на формирование политического сознания путем выработки установок, соответствующих правилам проводимой политики. Соблюдение их в демократическом обществе необходимо в силу как разнородности социальных интересов, так и необходимости проведения последних не насильственным путем, а через их согласование.

Политические принципы и правовые нормы включают:

1) Право как одну из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, поведение людей и функционирование иных субъектов политики. В отличие от иных нормативных систем, право характеризуется общеобязательностью, определенностью и применением единых мер ко всем гражданам. Закрепляется в центральной и местных Конституциях, Законах и подзаконных нормативных актах, за нарушение которых государство налагает санкции. Ориентация правовых норм зависит от их границ (регулируют ли они любые виды деятельности; носят ли запретительный характер, как в тоталитарном обществе, или направлены лишь на охрану прав человека), а эффективность – от адекватности их силы (соразмерности, своевременности и неотвратимости юридических санкций);

2) Политические принципы и базовые ценности как важнейший компонент политической культуры (См. соответствующую Главу);

3) Политические нормы – правила политической игры, регуляторы политического процесса, закрепляющие роли субъектов политики. Это:

а) внутренние нормы деятельности и устройства самих политических организаций (уставные или корпоративные нормы, включающие как тоталитарные принципы “демократического” централизма, так и нормы демократии);

б) общепринятые неписаные обычаи и традиции (в одних странах – монархические и аристократические традиции, в других – республиканские; где-то – полная прозрачность частной жизни политиков, вплоть до разрешения черного PR, где-то – запрет на такое вторжение и подобные методы борьбы);

в) нормы морали, роль которых в политике в целом растет. Они включают такие ориентиры, как совесть («внутренний стыд» перед собой), стыд (страх перед оценкой своих действий другими), честь (честность, уважение к правам и достоинству других людей и защита своего, благородство, нетерпимость к подлости, грубости и беззаконию), толерантность (терпимость к иному мнению и «политкорректность», включающая «позитивную дискриминацию» (типа советской разнарядки) большинства в пользу женщин и разных меньшинств), альтруизм (бескорыстная готовность действовать на пользу другим, взаимовыручка, личная ответственность за других, а в предельных ситуациях – даже самоотверженность).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]