Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_iogp.docx
Скачиваний:
125
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
225.41 Кб
Скачать

29. Институты уголовного и гражданского права в Судебниках 1497 и 1550 гг.

Преступление рассматривается как нарушение законов, воли государя, т.е. интересов феодального государства и класса феодалов.

Преступление в судебниках именовалось как «лихое дело».Усиление центральной власти обусловило развитие форм внесудебной, внеправовой

расправы. Практика выработала такую своеобразную форму судебного процесса, как «облихование» (ст. 52 Судебника 1550 г.): если подозреваемого обвиняли в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки. Обвинение предъявляли 15—20 человек: «лучший люди», дети боярские, дворяне, представители верхушки посада или крестьянской общины.

Очевиден неправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. «Облихование» порождало особого субъекта — «лихого человека», его появление в деле придавало особую значимость данному составу преступления. К «лихим», т.е. особо опасным, делам относились разбой, грабеж, поджог, убийство («душегубство»), особые виды татьбы. Появляется понятие «крамола», т.е. антигосударственное деяние.

По Судебнику 1497 года составом преступления могли выступать

•Крамола (государственное преступление)

•Подым(антиправительственная агитация)

•Поджог с целью причинения большого ущерба(теракт)

•Головная татьба(кража холопов, людей, кража, приведшая к убийству)

В данном Судебнике провозглашались такие виды наказаний, как смертная казнь , торговая казнь(битье палками на торговой площади ),; штраф не действовал.

Составы преступлений по Судебнику 1550г. были те же, что и в 1497году., однако добавлялись еще и мошенничество, подлог судебных актов и др. Кроме того , устанавливалось строгое уголовное наказание для судей за злоупотребление властью , несправедливые приговоры и отказ в правосудии.

Виды наказаний так же были схожи, но к смертной казни и торговой казни еще добавлялись и тюремное заключение. В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид имущественная санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестья (ст. 26 Судебника 1550 г.), как дополнительный — при должностных преступлениях, нарушении прав собственника, земельных спорах и т.д. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего.

Развитие денежной системы породило такой состав преступления, как фальшивомонетничество (чеканка, подделка, фальсификация денег). Эти новые для законодателя составы связывались с ростом бюрократического аппарата.

35. Гражданско-правовые нормы в Судебниках 1497 и 1550 гг.

В XV—XVI вв. гражданско-правовые отношения постепенно выделяются в особую сферу.

В Судебнике 1497 г. устанавливается порядок перехода крестьян в Юрьев День в течение недели до и после этого дня, переход был возможен только после оплаты пожилого.

\Здесь же появляется городское ключничество- новый источник холопства. Холоп мог получить освобождение после побега из татарского плена. Судебник 1497 года дублирует договорное право ПСГ, но расширяет применение договора личного найма ; купля-продажа могла осуществляться только при наличии свидетелей. В Судебнике 1497 г. также регулировалось банкротство. В данном источнике права закреплялись 2 вида наследования: по закону и по завещанию (« рукописанию»).

Гражданско-правовыми институтами , согласно Судебнику 1550 г. были 1. Право выкупа вотчины, 2 право собственности, 3. Договорное право 5 Обязательственное право

Вещное право.

Основными способами приобретения вещных прав считались захват (оккупация), давность, находка, договор и пожалование. Наиболее сложный характер имели имущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности. Так, пожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий: выдача жалованной грамоты, запись в приказной книге, «обыск», заключавшийся в публичном отмере земли. Раздачу земли осуществляли уполномоченные на то приказы.

Договорное право.

Договор в XV—XVI вв. — один из самых распространенных способов приобретения прав на имущество. Широкое распространение получает письменная форма сделок, оттесняющая на второй план свидетельские показания. Договорные грамоты в сделках о недвижимости приобретают законную силу после их прохождения в официальной инстанции. Контроль государства за этой процедурой усилился после введения писцовых книг.

Вотчины и поместья.

Для родовых вотчин устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода. К XVI в. родовые права на имущество стали ограничиваться правом родового выкупа и родового наследования. Первоначально право родового выкупа распространялось только на имущество, отчужденное посредством возмездных сделок (купли-продажи, залога, мены), и лишь позднее стало распространяться на безвозмездные сделки с родовым имуществом (дарение, завещание и др.).

Что касается купленных вотчин, здесь субъектом собственности являлась семья (муж и жена). Предполагалось, что вотчины приобретены супругами совместно и на их общие средства. Правовой статус жалованной вотчины зависел от конкретных факторов: чаще всего круг правомочий вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. На практике пожалованные вотчины приравнивались к купленным.

Поместные наделы жаловались из княжеских (дворцовых) земель лицам, непосредственно связанным с княжеским дворцом и службой князю («слугам под дворским», княжьим мужам, дворянам). Термин «поместье» впервые был использован в Судебнике 1497 г. и вошел в обиход для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы.

Обязательственное право.

Обязательственное право XV—XVI вв. развивалось по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью( при заключении договора займа закон запрещал должникам служить в хозяйстве кредиторов).

Однако недостаточно определенное положение физических лиц в законодательстве сказалось на перенесении ответственности по обязательствам с конкретных лиц, их принимавших, на третьих лиц, прежде всего на членов семьи. Супруг отвечал по обязательствам другого супруга, отец — по обязательствам детей, дети — за отца. Допускалось также перенесение ответственности от господина на его людей, слуг и крестьян.

Одним из важнейших условий при заключении договора являлась свобода воли и волеизъявления договаривающихся сторон

Закон признавал недействительной сделку, заключенную в состоянии опьянения или под действием обмана (причем понятие обмана довольно подробно определялось в законе).

Формы сделок.

До середины XVI в. преобладающей формой заключения договоров оставалось устное соглашение («без кабалы»(письменно не зафиксированным, опиравшимся на свидетельские показания и ордалии (судебный поединок)). К концу века все большее значение стала приобретать письменная форма сделок — кабала.

Постепенно возникала и крепостная (нотариальная) форма сделок, первоначально используемая только в договорах, связанных с продажей некоторых вещей или с кабальными служилыми обязательствами (ст. 20 Судебника 1497 г.). Прекращение обязательства связывалось либо с его исполнением, либо с неисполнением в установленные сроки, в некоторых случаях — со смертью одной из сторон. Договор мены стал широко использоваться , когда наметилась тенденция к сближению вотчинного и поместного землевладений.

Купля-продажа недвижимости была связана с рядом условностей и ограничений. Лицо, владевшее имуществом на праве условного землевладения, могло отчуждать его не иначе, как с согласия действительного собственника вещи («с докладу»).

Право наследования.

В XV—XVI вв. в сфере наследственного права проявилась тенденция к постепенному расширению круга наследников и правомочий наследодателя. Наследники по завещанию могли предъявлять иски и отвечать по обязательствам наследодателя только при наличии оформленного завещания, подтверждающего эти обязательства («доклады» и «записи»). Наследники по закону искали и отвечали по таким обязательствам «без докладу» и «без записи».

В XV—XVI вв. основной круг наследников по закону включал сыновей вместе с вдовой. При этом в наследовании участвовали не все сыновья, а лишь те, которые оставались на момент смерти отца в его хозяйстве и доме. Братья получали равные доли наследства и имущества, отвечая по отцовским обязательствам (от лица всей семьи).

При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости (ст. 60 Судебника 1497 г.), однако постепенно они начинают допускаться к законному наследованию вотчин. Приданое дочерям комплектовалось как «часть на прожиток», т.е. выделялось из массы родовой недвижимости. Строго проводился принцип недопущения вдов к наследованию родовых вотчин. При отсутствии у вдовы сыновей вотчины передаются родственникам умершего (по нисходящей и боковой линиям).

Распоряжение крестьянскими землями ограничивалось целым рядом факторов. Одним из важнейших была община, которая осуществляла передел (обмен) земельных наделов, распределяла тяжесть налогообложения и повинностей, могла стать наследницей имущества, контролировала договорные и обязательственные отношения своих членов. Земельные наделы передавались по наследству сыновьям, но распоряжение ими ограничивалось земельными правами общины.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]