Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мотя илд курсовая работа.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
67.3 Кб
Скачать

Пользование лесом и его истребление

  По сенатскому указу, утвержденному Екатериной II в 1795 г.; населению предоставлялось право бесплатно пользоваться лесом и производить раскорчевку площадей для целей землепашества.        Согласно этому указу, леса Сибири (Тобольской и Иркутской губерний) не передавались в ведение Адмиралтейств-Коллегий вследствие своей отдаленности и отсутствия возможности вывозки древесины водными путями. 

Разрешенная указом 1795 г. неограниченная свободная рубка леса в сочетании с огромными лесными пожарами в средней и южной полосах лесной зоны Сибири привели, по свидетельству [19], к истощению лесов вблизи городов и крупных сел Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерний, где к 30-м годам XIX в. стал ощущаться недостаток доступного леса.

По сведениям Г.В. Крылова, уже в 1822 г. почти полностью был вырублен знаменитый Илецкий бор в Курганском округе вследствие бессистемной заготовки большого количества строевого леса на продажу в уезды Пермской губернии. В результате по настоянию лесничих соседних Пермской и Оренбургской губерний в 1847 г. последовало распоряжение сената «воспретить крестьянам Курганского округа продажу леса как из своих, так и из общих казенных дач». В окрестностях городов Тюмени, Омска и Томска строевой лес был вырублен в радиусе 30-40 км. В материалах ревизии особой комиссии Министерства государственных имуществ, проведенной в 1840-х гг., было отмечено, что леса, состоящие в общем пользовании жителей, полностью истребляются непрестанными порубками на домашние надобности для расчистки пашен и на заводские потребности. 

Промышленное развитие России в середине XIX в. увеличило спрос на деловую древесину. Собственники леса, в первую очередь помещики и в некоторых случаях государственные крестьяне, стали продавать лесопромышленникам свои леса. В русской лесохозяйственной летописи сообщалось, что в великороссийских губерниях помещики рубят свои леса непомерно и не принимаются даже самые простые меры содействия естественному лесовозобновлению на вырубаемых площадях.        Вырубка частновладельческих лесов производилась бессистемно в наиболее обжитых районах, уже тогда не имевших избытка леса. Появление на внутреннем рынке значительных объемов древесины из частных лесов привело к сокращению традиционного отпуска леса для строительства и переработки из казенных лесов, что привлекло к накоплению избыточных запасов перестойного леса. Происходившая таким образом замена лесов пашней приводила к ухудшению условий местного климата и развитию эрозии почв. 

За 219 лет (1696-1914 гг.) лесистость, по данным баланса земельного фонда Европейской России, все время уменьшалась: 1696 г. - 53%; 1725 г. - 51%; 1861 г. - 42%; 1914 г. - 35%. Однако в разных регионах лесистость снижалась неравномерно. Лес наиболее лесистых районов подвергся наименьшему превращению в пашню, что обусловлено низкой для сельского хозяйства природной продуктивностью лесных почв.

К 1915 г. в северных губерниях России (Архангельская, Вологодская, Олонецкая) сохранилось 92% первоначальной площади лесов, в Пермской губернии - 81%, в Новгородской, Псковской и Санкт-Петербургской - 77%.       По этим же причинам в центральных и лесостепных губерниях России произошли большое сокращение площади леса и превращение высвобожденных из-под леса земель в сельскохозяйственные угодья. Лесистость этих территорий, по сравнению с данными XVII в. значительно уменьшилась: на 8% - в Брянской, Смоленской, Тульской областях, Мордовии, Чувашии, на 13% Новгородской и Калужской областях, на 15% - в Рязанской области. 

 Для сдерживания хищнической вырубки всех транспортно-доступных лесов Сибири в 1874 г. были введены специальные должности лесных ревизоров по лесам Сибири, установлена попённая плата за лес.        По данным А.В. Крылова, лесные ревизоры В.М. Тиханов и В.А. Энгельфельд составили записку по результатам обследования значительной части лесов Западной Сибири и обобщения ревизских сказок к концу 1880-х гг., охватив площадь в 149 млн га. Установленная ими средняя лесистость охваченных анализом территорий составила 44%. В соответствии с численностью населения того времени на каждого жителя пришлась в среднем около 47 га леса. Лесной ревизор В.М. Тиханов выделил северные малонаселенные и лесистые части Западной Сибири и южные хорошо населенные ее части, где значительные площади леса уже были замещены пашнями и другими сельскохозяйственными угодьями. В процентном отношении северная лесистая и малонаселенная часть, по материалам анализа, составляла 71% общей лесной площади. На одного жителя здесь приходилось более 2 700 га леса. Средняя лесистость южной части Западной Сибири составила около 21%, а на одного жителя здесь приходилось в среднем по 13,5 га леса. Для населенных южных районов Сибири уже было характерным к тому времени мозаичное распределение лесных массивов и сельскохозяйственных угодий в соответствии с размещением населения. Поэтому при средней лесистости территории 21% она изменялась от 43% на площади 23 млн га (Туринский, Тобольский, Тарский, Томский, Каннский и Мариинский округа), где на одного жителя приходилось по 31,5 га леса, до 1,7% на площади 1,9 млн га (Акмолинская и Семипалатинская области), где на каждого жителя приходилось всего по 1,9 га леса. Для территории в 14,5 млн га была установлена лесистость 24%, на одного жителя приходилось 11 га леса. 

Отмена крепостного права в 1861 г. и развитие капитализма в России укрепили институт частной собственности, в том числе и на леса, и создали условия его дальнейшего развития. В отдельных регионах казенных лесов оставалось менее 1/3, а местами и менее 1/4 общей площади лесов. Увеличение доли частных лесов сыграло негативную роль после реформы 1861 г., когда началось массовое лесоистребление. Многие помещичьи хозяйства начали приходить в упадок, и лесовладельцы стали срочно продавать лес. В результате на Средней и Нижней Волге леса исчезли с больших территорий или в результате вырубки ценные твердолиственные породы сменились на мягколиственные.

В 1891-1892 гг. началось строительство Транссибирской железной дороги. Прокладка этой стратегически важной магистрали происходила одновременно из двух городов: из Челябинска - на восток и из Владивостока - на запад [8]. Ее строительство вызвало устойчивое увеличение потребления древесины на шпалы, строительство бытовок, транспортной инфраструктуры. Спрос на древесину удовлетворялся из прилегающих к дороге лесов. Длина дороги составила 7,5 тыс. км. В дальнейшем магистраль вызвала значительный приток населения в Сибирь, в основном крестьян из густонаселенных и обезлесенных центральных и южных регионов европейской части России. Переселенцам нужен был лес на строительство и отопление, что значительно увеличило спрос на лесоматериалы в Сибири.        Таким образом, со времени Петра Великого до начала первой мировой войны (с 1696 по 1914 гг., т.е. за 219 лет) леса России были истреблены на площади 62 млн га и их место заняли сельскохозяйственные угодья, дороги, селения. Этот период - время минимальной лесистости в европейском Центре, в Волго-Вятском и Северо-Западном регионах России. Фактически крупные массивы хвойного леса сохранились только на Севере России. Крупные лесные массивы широколиственного леса также стали редкими. Произошла сильная фрагментация лесного покрова вообще. Первичные (коренные) леса на значительных пространствах заменились производными, состоящими главным образом из мягколиственных древесных пород.        Истребление лесов европейской части России продолжилось в годы первой мировой войны (1914-1917 гг.), затем - во время революции, Гражданской войны и иностранной интервенции (1917-1923 гг.). Лесам России был нанесен огромный урон.