Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С.А.Чернов - Начала философии 2.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
861.7 Кб
Скачать

§6. Развитие понятия материи у младших натурфилософов.

Эмпедокл предполагает наличие четырёх первоначал (стихий или элементов), которые соединяются друг с другом любовью и разъединяются враждой. Если Вы встанете на высоком морском берегу в ясный день, то непосредственно ощутите присутствие и мощь всех четырёх начал Эмпедокла: земли, на которой стоите, воды, расстилающейся до горизонта, безбрежного воздушного океана и огня – Солнца, излучающего свет и тепло. Эта фундаментальная общая структура мира, согласно Эмпедоклу, появилась со временем. Сначала, в состоянии абсолютной любви, полного слияния всех элементов друг с другом, Космос был однороден, гомогенен; затем постепенно усиливается вражда, элементы постепенно обособляются друг от друга, мир дифференцируется и упорядочивается, все вещи в нём представляют собой смесь всех элементов; наконец, в состоянии абсолютной вражды элементы полностью разделяются; таким образом, в состоянии сосуществования и смешения элементов и борьбы противоположных сил возникают и исчезают все вещи. Существование Вселенной подчиняется таким образом вечному циклическому ритму, по ней проходят волны организованности и хаоса. Интересно, что Эмпедокл считает огонь и воздух – «мужскими» стихиями, а землю и воду – «женскими» (в соответствии с китайскими представлениями об инь и ян). Всё, что происходит в мире, объясняется не «волей», «желаниями» или «поступками» каких-либо «существ», но исключительно природной необходимостью или случайностью, соединением и разъединением одних и тех же элементов. Им можно объяснить постепенное формирование из природных стихий растений, животных, появление человека, болезни, урожай или неурожай, жизнь и смерть.

Таким образом, Эмпедокл положил начало философскому материалистическому плюрализму, который признаёт существование многих начал, независимых друг от друга, так что бесконечно сложные вещи и бесконечно разнообразные события объясняются сложением либо взаимодействием простых элементов и сил. Это – одна из основополагающих идей научного мышления. Понятие элемента как «простого» вещества, т.е. неразложимого далее при всех химических превращениях, сохраняется и в современной химии. Всё сложное можно свести к простому. Из простого можно вывести всё сложное. Мир в сущности, на фундаментальном уровне, устроен единообразно, постоянно и просто. Наблюдая кажущееся беспорядочным многообразие вещей и событий, надо суметь увидеть сквозь кажущийся хаос фундаментальную, постоянную, вечную структуру мира.

Эмпедокл эксплицитно формулирует основную идею всей натурфилософии – истинно сущее не возникает и не уничтожается:

«Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном

Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти;

Есть лишь смешенье одно с разделеньем того, что смешалось,

Что и зовут неразумно рожденьем темные люди…

Глупые! Как близорука их мысль, коль они полагают,

Будто действительно раньше не бывшее может возникнуть

Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было.

Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно,

Также и сущее чтобы прошло, - ни на деле, ни в мысли

Вещь невозможная…»

«Сущее», стихии – это само бытие. Как же может бытие «возникнуть» или «уничтожиться»? Если бы бытие могло возникнуть, то из чего? Только из того, что не есть бытие, т.е. из небытия, но небытие – это то, чего не существует, поэтому из него ничего и не может возникнуть. Точно так же бытие не может и исчезнуть – ибо во что бы оно могло исчезнуть? Если бы оно исчезло, то что было бы вместо него? Что бы ни было – оно будет, т.е. опять же будет бытием. Поэтому бытие вечно. И лишь благодаря этому вечному бытию или просто бытию (в абсолютном смысле) существуют все вещи в мире. Иначе говоря, любая отдельная преходящая вещь существует лишь потому, что состоит из вечных элементов, которые не могут не существовать. Они, как бытие в абсолютном смысле (просто бытие), дают и бытие относительное (бытие чего-то, бытие вещи). И если бы не было того, что существует всегда (т.е. необходимо), то не было бы и того, что существует временно (случайно). Бытие – это то, благодаря чему «есть» всё остальное, это условие возможности всякой конкретной вещи в мире. По Эмпедоклу бытие – это стихии, элементы. Поэтому во всякой вещи есть нечто вечное, неизменное, абсолютно прочное – элементы, из которых она «состоит». Все изменения, всякое возникновение и уничтожение касается лишь второстепенного, несущественного, поверхностного, - явления. Сущность вещей неизменна. Но поскольку элементы неизменны, то для объяснения мира (происходящих в нём изменений) одних элементов недостаточно. Необходимо ввести причину изменения состояния элементов, иначе говоря – силу. Эмпедокл вводит объяснение движения всего лишь двумя полярно противоположными силами, объясняющими взаимное соединение либо разъединение элементов. Это – фундаментальная идея научного естествознания (хотя ещё в полумифологической оболочке). Свойства всякой вещи объясняются, согласно Эмпедоклу, пропорцией, в которой смешаны в ней элементы. Это также одна из основных идей научного естествознания в целом. Тем самым идея сведения качественных отличий к количественным получает дальнейшее развитие и подготавливает применение математики в теории природы. Заметим также, что четыре элемента Эмпедокла соответствуют четырём агрегатным состояниям вещества – твёрдому, жидкому, газообразному и плазменному (Солнце).

Эмпедокл пытался понять также, каким образом происходит процесс познания и впервые, видимо, высказал идею о том, что от тел непрерывно «истекают», отлетают их тончайшие подобия (эйдола, «идолы»), которые сохраняют вид (форму) и свойства тел и входят (влетают) в невидимые поры органов чувств человека в том случае, если формы истечений соответствуют формам отверстий: подобное познается подобным. Познание – чисто физический, естественный процесс взаимодействия двух тел, в котором человек «уподобляется» внешней вещи, как бы воспроизводит внутри себя её «вид» и свойства. Эта идея получила дальнейшее развитие в атомистике и во всей последующей традиции философского и естественнонаучного материализма.

Анаксагор (ок. 500 - 425 гг. до Р. Х.) также исходит из основного тезиса натурфилософии: истинное бытие не возникает и не уничтожается; то, что изменяется, рождается и умирает – неистинно; при всех изменениях в мире что-то сохраняется неизменным. Всякое «возникновение» и «исчезновение» – иллюзия, в действительности есть лишь соединение, разделение и смешение неизменных начал. Однако множество – реально. Причём реальны именно бесконечно разнообразные качества вещей. Поэтому начал или элементов должно быть бесконечно много. Таким образом, Анаксагор по сути дела вслед за понятием материи и элементов вводит понятие частицы. Эти бесконечно разнообразные по своим свойствам частицы или «семена» вещей Аристотель называет гомеомериями, «подобночастными», имея в виду, что каждая вещь состоит из бесконечного множества частиц, подобных вещи в целом: слиток золота из невидимых мельчайших золотых частиц, кровь – из мельчайших кровяных телец и т.д. Эти частицы первоначально были смешаны друг с другом совершенно хаотически, однако кроме материи существует, согласно Анаксагору, некоторый «нус», ум, который «ни с чем не смешан» и который всё привёл в порядок, создал из Хаоса – Космос, но не как творец мира, ибо материя и её частицы вечны и неизменны, а как зодчий, архитектор, использующий уже имеющийся строительный материал. Ум упорядочил частицы, соединив их не как попало, а по определённым правилам, чтобы получились «вещи». Так и буквы должны соединяться не как попало, а по определённым правилам, чтобы из них сложились осмысленные слова и разумная речь. Однако и после упорядочивания хаоса смешение не исчезает, т.е. полного разделения и обособления гомеомерий не происходит. Напротив, согласно Анаксагору «всё есть во всём», т.е. в любой вещи есть частицы всех других вещей, но частицы одного сорта обычно преобладают, так как «подобное стремится к подобному», что и сообщает вещи её качественную определённость (и мы говорим, что «это» - золото, или кровь, или огонь и т.д.). Выходит, что любая вещь и любая часть вещи подобна миру в целом (есть «микрокосмос») – в ней есть представители всех без исключения частиц, которые есть в Космосе.

Анаксагор высказывает совершенно новую идею, также имевшую основополагающее значение для развития науки. Если всякая вещь делима (так как состоит из частиц или частей), и в то же время никаким делением не может быть уничтожена (ибо никакое сущее не исчезает в ничто), то деление бесконечно, и, следовательно, не существует «наименьшего». Здесь начинается разработка понятий бесконечности и непрерывности. Судя по всему, каждое «начало» (золото, кровь и т.д.) Анаксагор считал делимым до бесконечности и непрерывным, лишённым «пустот», но в то же время дискретным, состоящим из бесконечного числа отдельных частиц, каждая из которых также имеет бесконечно сложный характер. «По отношению к малому нет наименьшего, но всегда сравнительно меньшее, так как бытие не может стать небытием». Естественно сделать вывод, что и «наибольшего» нет, но есть лишь сравнительно большее. Из этого в свою очередь следует, что понятие величины вообще относительное, что всякая вещь и «мала» и «велика» одновременно (смотря с чем сравнивать), т.е. ни мала, ни велика «сама по себе», поэтому представлять себе «семена» всех вещей как «мельчайшие» и неделимые далее не следует: «множественность присуща всему, и частица выделяемого одинаково множественна». Один из современных историков науки пишет: «Нельзя не восхищаться глубиной этого высказывания Анаксагора, получившего своё развитие только в математическом анализе». Впрочем, найденное Анаксагором теоретическое понятие величины получило развитие уже в школе элеатов и в античной математике. Она подготовила идею бесконечного ряда натуральных чисел, «метод исчерпывания» Евдокса и т.д.

Идея “нуса” никакого развития у самого Анаксагора не получила (по свидетельству современников – Сократа и Платона). Он высказал её в самом общем виде, предпочитая в каждом конкретном случае чисто физическое, естественное объяснение. Он полагал, например, что небесные светила – это просто раскалённые тела и за свои безбожные учения был объявлен афинским судом “врагом государства”. “Нус” Анаксагора получил дальнейшее развитие в учениях Платона и Аристотеля.