Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Turetskie_narodnye_skazki.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
19.94 Mб
Скачать

обеих за волосы, как корзину8, снова взлетает на воздух, берет и приносит в то место, где были падишахи. А так как девушки не могли знать, что их ожидает, то они, прибыв туда и увидав падишахов, сразу подумали: «Наверно, они велят нас убить!» — и от страха начали дрожать. Женщина-дэв говорит: «Не бой­ тесь, я заставила их дать клятву; после этого они ничего вам не сделают. Айда, здесь не задерживайтесь, ступайте в свою зем­ лю». Лишь только она так сказала, падишахи берут девушек и отправляются к себе во дворцы. А отец девушек думает: «Де­ тушки мои пропали. Кто знает, на какой горе они остались!» Ночь и день он горюет, и вот, как только он увидел, что они вер­ нулись, он тотчас бросается в объятия к своим дочерям, падает к ногам падишаха и начинает рыдать, а падишах говорит: «От­ ныне девушки будут нашими законными женами, не бойся ни­ чего». Когда он так сказал, везир обрадовался. Падишах снова празднует свадьбу сорок дней, сорок ночей, и они живут там до самой смерти.

57. Сказка о юродивом Мехмеде

££^$^*Шодно время был юродивый Мехмед. Этого Мехмеда каждый день сажали в тюрьму. Кто бы что ни сделал, все гово­

рят: «Это Мехмед сделал, айда в тюрьму!» Наконец это уже на­

доело парню:

«Вай

анасыны \ что

мне

все терпеть?

Стой, же-

нюсь-ка я;

может

быть, тогда

меня

не будут

сажать в

тюрьму!» — говорит он, находит подходящую для себя женщину и женится на ней. Едва прошел один день, пять дней, как снова где-то что-то случилось. Все говорят: «Это юродивый Мехмед сделал!» И его хватают и сажают в тюрьму, а он со злости го­ ворит: «Как выйду из тюрьмы, так уйду, куда глаза глядят, из этого города!» И клянется в этом. Спустя несколько дней его выпускают из тюрьмы; он идет домой и говорит своей жене: «Сударыня-матушка 2, если я куда пойду, ты тоже пойдешь со мной вместе?» Что делать жене? Она соглашается; тогда он, приготовив все, что нужно, уходит оттуда вместе с женой.

Шли они, шли, глядь! — пришли в какой-то город. Он и го­ ворит жене: «Стой, жена, посмотрим, что есть, чего нет 3 в этом городе!» Он оставляет там жену, а сам входит в город, глядь! — а там пустым-пусто: нигде никого нет, а еды полным-полно,

316

и двери везде открыты. Лишь только увидел это Мехмед, он и говорит: «Ох, вот уж нашли, чего желали! Все это — как раз для меня, заживу-ка я в этом большом городе сам себе голова!» И он поскорее идет, забирает жену, приводит, поселяет ее в пре­ красном доме и оставляет там: «Ты здесь оставайся, а я пойду, погляжу по сторонам, нет ли еще чего»,— гозорит он, берет лук

истрелы и уходит. Побродив немного, он подходит к источнику

исадится чуточку отдохнуть; вдруг видит — идет дэв, и такой, что упаси аллах! Как только увидел его Мехмед, он приготовил лук, вложил в него стрелу, а дэв тоже увидел Мехмеда: «А, вот как раз! В то время как я ищу тебя, ты сам пришел к моим но­ гам,— нападай!» — говорит он. А юродивый Мехмед выпустил стрелу и случайно угодил прямо в глаз дэву. Дэв тут же, как ми­ нарет, рухнул на землю, а юродивый Мехмед благодарит аллаха: «Ох, избавился я от злобы этого дэва. Может быть, есть еще другой; раньше, чем он придет,— уйду-ка я отсюда!» — говорит он, снимается с места и пускается в путь.

Шел он, шел — попадается ему горная цепь; он поднимается на вершину, и вот, глядь! — на вершине гор шум, как будто свето­ преставление началось — народ со всего города собрался туда и сидит. Юродивый Мехмед протискивается между ними, а те, когда увидели его, спрашивают: «Эй, приятель, ты чего здесь ищешь?» И они говорят: «Здесь есть дэв, он приходит каждый день и уходит, похитив одного человека; мы со страху и убежали сюда от него!» А юродивый Мехмед говорит: «Ах, если это изза дэьа, так я его убил у источника». Сколько он ни говорил им,— те не верят. Тогда он говорит: «Если не верите, пойдемте вместе: я вам покажу». А они говорят: «Мы боимся: а ну как ты обманешь — сведешь к дэву да угостишь его нами!» Но Мех­ мед уговаривает их и ведет; они приходят к источнику, глядь! — а там труп дэва растянулся во всю длину. Они и говорят юроди­ вому Мехмеду: «Хвала тебе, ты — молодец, ты избавил нас от этой напасти, а мы за это окажем тебе почтение, какое ты поже­ лаешь». А он говорит: «Я ничего не прошу у вас; только оставьте мне дом, в котором живет моя жена». А они говорят: «Хорошо, пойдем посмотрим». Все они входят в город, глядь! — а жена юродивого Мехмеда живет в доме имама. «Помилуй, друг любез­ ный, этот дом принадлежит имаму; ты отсюда выйди, мы тебе дадим другой дом»,— говорят они, а юродивый Мехмед отвечает: «Нет, этак не годится, я из этого дома не уйду; мое прозвище юродивый 4 Мехмед, а дальше вы сами подумайте!» Лишь только

317

он это сказал, горожане видят, что он не из таких людей, кото­ рых можно водить за нос. «Ладно, приятель, мы жалуем тебе этот дом — ты избавил нас от рук дэва, а имаму дадим другой»,— говорят они, определяют ему пятьсот гурушей помесячно, дают чифтлик 5 и скотину.

С тех пор проходит довольно много времени. А в этом квар­ тале был один конюх. Каким-то образом увидал он жену Мехмеда; что уж там делал — неизвестно, только он улестил жен­ щину и стал частенько с ней встречаться. Мехмед догадывается, что женщина полюбила конюха: «Вай анасыны! И это тоже мне на голову свалилось: ладно, подожди!» — подумал он, но ни слова не сказал. Однажды он говорит: «Сударыня-матушка, я пойду в чужие края на два-три дня, приготовь мне чего-нибудь на дорогу». И женщина готовит немного еды. Мехмед прощается и уходит. Как только наступил вечер, он возвращается (а перед домом, в котором он жил, был тополь), приходит и залезает на верхушку дерева: «Вот отсюда я все увижу»,— говорит он и на­ чинает ждать. Немного погодя, глядь! — и в самом деле идет конюх и входит в дверь. «Ага, в самый раз! Сейчас я пойду и поймаю его собственными руками!» — говорит он. Но когда он спускался с дерева, он увидел, что из степи едет какой-то моло­ дой всадник. «Стой, пусть он проедет, тогда я и спущусь»,— го­ ворит он. А молодец подъезжает, останавливается у дерева, сле­ зает с коня; привязав коня, он разводит там огонь, а сам садится у огня, достает из-за пазухи коробку и ударяет по ней: коробка раскрывается, и оттуда выходит четырнадцати-пятнадцатилетняя девушка-пэри, такая красивая, что в лицо ей и смотреть невоз­ можно 6. Они сидят там с молодцем, кушают; молодец ложится на колени к девушке и говорит: «Ох, любимая, давно я не был в бане; поищи-ка немного у. меня в голове!» И вот, пока девушка ищет у него в голове, молодец погружается в сон. Девушка ти­ хонько кладет голову молодца на землю, встает, идет в кустар­ ник, достает из-за пазухи коробку и ударяет по ней: оттуда вы­ ходит другой молодец, садится с девушкой, и они развлекаются друг с другом. Потом она дает ему пощечину, втискивает его в коробку и кладет ее за пазуху. Потом встает, идет, будит мо­ лодца, который был у костра. А молодец, проснувшись, дает по­ щечину девушке, втискивает ее в коробку и кладет коробку за пазуху.

Затем он идет к коню. Пока он отвязывал коня, юродивый Мехмед спускается с дерева, удерживает коня и говорит мо-

378

лодцу: «Эй* приятель, на этот вечер пойдем к нам, похлебаем-ка чорбы!» С этими словами он забирает его и приводит домой. Женщина, увидев, что идет юродивый Мехмед, прячет конюха в шкаф 7. Мехмед говорит жене: «Сударыня-матушка, встань, свари нам чего-нибудь поесть!» И женщина встает, готовит еду и по­ дает ее, а молодец и юродивый Мехмед садятся к столу. Мехмед говорит: «Просим милости, приятель». Как только молодец взял ложку чорбы, Мехмед и говорит: «Нет, так не годится: ты сыт, а тот, кто у тебя за пазухой, голоден; выпусти-ка его: пусть и он тоже поест». Услыхал это молодец и смутился, а юродивый Мех­ мед говорит: «Нет, нет, не смущайся! Правда, выпусти того, кто у тебя за пазухой», а жене своей говорит: «Сударыня-матушка, принеси-ка еще ложку». И женщина приносит еще ложку. Что тут делать молодцу? Выпускает из-за пазухи девушку, но едва только девушка взяла ложку чорбы, юродивый Мехмед опять говорит: «Нет, и так не годится! Ты сыта, а тот, кто у тебя за пазухой, голоден. Выпусти-ка молодца, который у тебя за пазу­ хой: пусть и он поест!» Девушка смутилась, смотрит туда-сюда, а юродивый Мехмед говорит: «Не годится, не годится, непре­ менно выпусти! Сударыня-матушка, принеси-ка еще ложку!» Жена приносит ложку, а девушка выпускает молодца, который был у нее за пазухой, и все начинают есть. Юродивый Мехмед и говорит своей жене: «Все теперь хорошо,— не хватает только од­ ного человека. Ты сыта, а тот, который в шкафу, голоден. Ты выпусти конюха: пусть и он поест». Как только он это сказал, женщина перепугалась и видит, что все пропало.

Юродивый Мехмед встает сам, выпускает из шкафа конюха, приносит еще одну ложку, и все вместе едят. После того как встали из-за стола, юродивый Мехмед убивает конюха, а мо­ лодец убивает молодца, вышедшего из-за пазухи девушки. Потом юродивый Мехмед говорит: «Ну-ка, приятель, убьем и женщин», а молодец говорит: «Не надо! Чем их убивать, лучше отправим каждую в дом ее отца!» Затем он спрашивает женщин: «Вы под­ дались шейтану и наделали таких подлостей. Вас тоже надо было зарезать, как и этих, н о я 8 вас прощаю. После этого вы нам не жены — мы отсылаем вас к вашим отцам, но так как города, в ко­ торых живут ваши отцы, очень далеко отсюда, то нужно, чтобы вы принесли туда по подарку: чего вы желаете? — сорок коней или сорок ножей с черной рукояткой?» — говорит он. А жен­ щины говорят: «А что нам делать с этими ножами с черными рукоятками? Лучше дайте нам сорок коней: мы сядем на них и

319