Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Рынок труда 1 / 1.Рынок труда в России

.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
268.8 Кб
Скачать

На крупных и средних предприятиях численность занятых уменьшилась с 41,2 млн. человек в 2001 г. до 38,2 млн. в 2005 г., то есть почти на 3 млн. Можно говорить о том, что сектор крупных и средних предприятий сокращал свою долю на рынке. И наоборот, занятость на малых предприятиях, особенно в неформальном секторе, все эти годы росла как абсолютно, так и относительно.

Увеличение численности занятых на малых предприятиях с 6,5 млн. человек - в 2001 г. до 8 млн. человек в 2005 г. теоретически можно рассматривать как позитивный индикатор. Но по качеству рабочих мест малый бизнес по-прежнему значительно уступает крупным и средним предприятиям: в основном это низкопроизводительная, низкооплачиваемая и крайне нестабильная занятость с минимальным набором социальных гарантий или полным их отсутствием. Но если вопрос о росте занятости в малом бизнесе можно еще трактовать неоднозначно, то расширение масштабов неформальной занятости со всей очевидностью свидетельствует о неблагополучных и тревожных тенденциях.

Росстат включает в понятие "неформальная занятость" занятых в неформальном секторе; помогающих членов семей, работающих на предприятиях формального сектора; наемных работников, работающих на неформальных рабочих местах на предприятиях формального сектора.

Неформальная занятость на предприятиях формального сектора охватывает тех, кто работает на основе устной договоренности, по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Последние ограничивают права работников на социальную защищенность (оплата больничных, отпусков, компенсаций в случае увечий и пр.). Занятость на условиях такого рода договоров используется работодателями для снижения величины выплачиваемых налогов и своих обязательств перед работниками.

Новый Трудовой кодекс расширил возможности и сферу распространения срочных трудовых договоров - более "мягкой" формы трудовых отношений, которая в меньшей степени связывает обе стороны (работодателя и работника), снижая тем самым их заинтересованность в неформальных договоренностях. Одновременно стартовали налоговая и пенсионная реформы, также направленные на легализацию теневых доходов и неформальных экономических отношений. Правомерно было ожидать, что и уровень неформальной занятости должен был бы снизиться.

Между тем даже по официальной статистике уровень неформальной занятости повысился - с 14,5% в 2001 г. до 18,5% в 2005 г. Другие независимые источники дают схожие оценки.

Изменения трудового, налогового и пенсионного законодательств не привели к ожидаемому снижению не только масштабов неформальной занятости, но даже к заметному сокращению теневых отношений в сфере оплаты труда (которые нередко существуют и при формальном трудовом найме). По оценкам Росстата, удельный вес скрытой оплаты труда в ВВП находится на уровне 11-11,5%.

Согласно данным обследования населения, проведенного ИСП в 2004 г., 32% респондентов вообще не платят Единый социальный налог, 41% опрошенных отчисляют его со всей суммы заработной платы, 27% - только с его части. Это значит, что у четверти занятых трудовой (или иной) договор с работодателем сопровождается неформальными договоренностями относительно заработной платы и ее деления на "белую" и "черную" части. Таким образом, правомерно утверждение, что неформальная занятость в нашей стране остается существенным сегментом рынка труда.

По данным ОНПЗ, доля занятых на случайных и эпизодических работах в общей численности работающих по найму на основной работе с 1999 г. по 2004 г. выросла с 0,6% до 3,8%, то есть более чем в 6 раз.

Неформальная занятость концентрируется главным образом в сфере услуг, особенно в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании. При этом достаточно велика численность неформально занятых горожан в строительстве и на транспорте. Среди промышленных рабочих их несравнимо меньше.

Неформальная занятость студентов и пенсионеров (примерно шестая часть всех неформалов), а также занятость, осуществляемая в форме предпринимательства или самозанятости, - явления практически неизбежные и вряд ли заслуживают негативной оценки. Другое дело, неформальная занятость населения в активном трудоспособном возрасте, которая чаще всего сопровождается нарушением трудовых и социальных гарантий, интенсификацией труда, отсутствием возможностей для профессиональной самореализации и роста, не говоря уже о нарушениях налоговой дисциплины.

Основная причина неформальной занятости - недостаток "хороших" рабочих мест в экономике, вынуждающий наиболее активных граждан искать иные формы зарабатывания денег.

На фоне стран с развитым рынком труда территориальная мобильность населения современной России невелика. Она вдвое ниже и по сравнению с советским периодом, когда трудовые миграции стимулировались государством или были принудительными. Основные причины низкой мобильности в современной России - редкая сеть городов, препятствующая маятниковым миграциям и высокие затраты на смену места жительства.

Экономическая активность и занятость.

В агломерациях федеральных городов рост занятости стимулировался созданием новых рабочих мест в отраслях рыночных услуг. В слаборазвитых республиках этому способствовало увеличение числа рабочих мест в социальной сфере, финансируемое за счет федерального бюджета, но такой рост не может быть устойчивым. В остальных регионах уровень занятости до середины 2000-х годов почти не менялся, а в 2002-2004 годах в половине из них даже сокращался.

Статистика показывает, что в подавляющем большинстве регионов России легальный малый бизнес остается слаборазвитым. Объективные барьеры развития очевидны: спрос на товары и услуги малого предпринимательства зависит, во-первых, от уровня развития региона и доходов его жителей, и, во-вторых, от уровня урбанизации, наличия крупных городов и плотности населения, т.е. концентрации потребителей. Лидирующее положение занимают федеральные города с быстро растущим сектором услуг, на Москву приходится каждое пятое малое предприятие и 22% занятых в малом российском бизнесе (без ПБОЮЛ), на Санкт-Петербург - каждое девятое предприятие и 8% занятых. Доля занятых в малом бизнесе в федеральных городах остается максимальной - 26-29% занятых в экономике в 2006 году, но при этом медленно снижается.

Для субъектов РФ с более развитым малым предпринимательством важны объективные факторы местоположения - наличие или соседство крупнейших городов (Московская, Ленинградская, Самарская, Нижегородская области), приграничное положение (Калининградская область), хотя на развитие влияют и институциональные факторы, например, более благоприятный предпринимательский климат (Томская область) или налоговые льготы, полученные от федеральных властей (Магаданская область). В то же время заметную роль играют и объективные ограничения - малочисленность крупных городов, низкая доходность малого бизнеса в слабозаселенных северных и восточных регионах, а также альтернативные возможности трудоустройства в добывающих отраслях экономики с высокой оплатой труда в ресурсно-экспортных регионах.

Исходя из доминирующих факторов и сложившейся географии малого бизнеса, вряд ли правомерно рассматривать его развитие как приоритетное направление для всех регионов России. Даже при снижении институциональных барьеров занятость в нем будет регионально дифференцированной по объективным причинам. С точки зрения перспектив развития малого бизнеса можно выделить три группы регионов:

  • крупногородские и некоторые пограничные регионы, в которых объективные условия для роста занятости в малом бизнесе наиболее благоприятны;

  • более плотно заселенные регионы юга, республики Поволжья, многие области Центральной России, в которых в первую очередь нужно изменять институциональную политику местных властей и создавать условия для легализации теневой экономики и трансформации существующей занятости в виде ПБОЮЛ и товарного ЛПХ в полноценное малое предпринимательство;

  • удаленные и слабозаселенные регионы нового освоения, где развитие малого бизнеса объективно затруднено или является непривлекательной альтернативой для занятых.

В переходный период основой российской экономики стали сырьевые отрасли промышленности и экологически грязные отрасли первого передела (металлургия, химия).

В подавляющем большинстве промышленных регионов с высокой долей занятых во вредных производствах этот показатель вырос за 2000-2003 годы (рис. 6), особенно для мужчин (с 27 до 29% в среднем по РФ). Экономический рост сопровождается ухудшением условий труда занятых в базовых отраслях промышленности, это еще одно подтверждение низкого качества роста, основанного на увеличении добычи и экспорта минеральных ресурсов и продукции первого передела.

Рисунок 6. Доля работников промышленности, занятых во вредных условиях труда, по регионам с самыми худшими показателями, %

Соседние файлы в папке Рынок труда 1