Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика (курс) / Лекция 1. Основы геополитики / Лекция 1. Основы геополитики.docx
Скачиваний:
296
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
54.61 Кб
Скачать

1. Закон фундаментального дуализма.

Основы этого закона заложил Х.Д. Макиндер (1861–1947): «Мировая история есть непрерывная борьба двух начал, двух цивилизаций – океанской и континентальной».

Американский адмирал А. Мэхэн (1840–1914) заложил теоретические основы талассократии (морской цивилизации): «Морская мощь в значительной мере определяет исторические судьбы стран и народов».

Немецкий геополитик генерал К. Хаусхоффер (1869–1946) разработал теорию континентального блока по оси Германия – Россия – Япония, выдвинул идею Евразии, как жизненного пространства народов: «…Только прочная связь государств оси Германия – Россия – Япония позволит нам всем подняться и стать неуязвимыми перед методами анаконды англо-саксонского мира».

Закон фундаментального дуализма гласит, что человечество разделено на две суперцивилизации – континентальную и морскую, находящихся в вечном противостоянии друг другу. Западные геополитики выстраивают сущность этого закона на ограниченном понятийном аппарате: пространство (география), государство, сила.

Русская школа геополитики, не отвергая деление человечества на два начала, придает этому делению и противоборству иной смысл, уходя от географического детерминизма к идейно-духовным основаниям, к философии жизни человечества. Русской школе свойственен мессианский цивилизационный подход. Западной – конфронтационный.

2. Закон контроля пространства.

Формулировался с конца XIX столетия в связи с завершением эпохи великих географических открытий. Основы его закладывали классики западной геополитики (Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х.Д. Макиндер, К. Хаусхоффер). Суть его в том, что нет неконтролируемых пространтсв и за контроль над пространством ведется постоянная борьба.

На основе этого закона сформировались теории жизненного пространства, больших пространств (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхоффер, К. Шмитт), атлантического пространства (Х.Д. Маккиндер, Н. Спайкмен), мировой финансовой империи, концепция мирового правительства, процессы глобализации и др.

3. Закон цивилизационной предрасположенности и несовместимости (славянофилы, евразийцы).

Суть его в том, что цивилизации (и этносы), чьи ценностные матрицы идентичны, близки и сходны, легко уживаются друг с другом и могут образовывать долгосрочные союзы, проживать совместно в рамках единых пространств и государств. Если же цивилизации или этносу одного типа навязывается код и ценностная система общества совершенно другого типа, то первое вырождается (что наблюдаем сейчас в России).

Закономерности геополитики.

Зависимость политики от географии проявляется:

- в стремлении государств, привести свою территорию в соответствие с географическими границами;

- в зависимости политического влияния государства на международной арене от его способности контролировать важные географические ресурсы;

- в стремлении государств выйти за рамки очерченного границами пространства.

Непосредственно с пространством связана важнейшая категория и одновременно объект исследования геополитики – цивилизация.

Цивилизации рассматриваются в двух измерениях. Первое – это противовес варварству, более высокая ступень развития народов и государств. Отсюда деление народов и государств на цивилизованные (культура, комфорт, технический прогресс) и нецивилизованные (низкий уровень развития, быта, образования, отсутствие современной демократии, технических и культурных удобств и т.д.).

Геополитику как комплексную науку интересует другое измерение цивилизации – народы, консолидированные духовным родством, психологическим сходством, общей исторической судьбой и культурной традицией в целостную суперэтническую систему. По Н.Я. Данилевскому, цивилизации – это большие культурно-исторические типы, культурно-религиозные общности, по Л.Н. Гумилеву – суперэтносы.

В планетарном масштабе человечество делят на две геоцивилизации: морскую и континентальную, западную и восточную, духовную и материалистическую (монетаристскую), в годы существования СССР – капиталистическую и социалистическую.

В основе такого деления лежит духовно-физическая сущность человека. Через физическую сущность (животные начала) человек связан с неживой природой, растительным и животным миром. Это – его земные корни. Духовные, эмоционально-чувственные, интеллектуальные начала в человеке делают его отличным от животного мира, образуют внутреннее энергетическое поле человека, с помощью которого он осуществляет связь с другими людьми, природой, космосом.

Каждая из мировых цивилизаций живет в своем историческом времени (эпохе), владеет своим цивилизационным кодом (культурно-генетический код). Первооткрыватели Америки встретились с цивилизациями из другого внеисторического, мифологического прошлого.

От кода берет начало шкала духовно-нравственных ценностей и жизненных установок. Последние формируют общественное мировоззрение, задают контуры геополитики. Геополитика формирует мировоззрение властных элит, которые оформляют мировоззренческие установки в реальную политику (геостратегию). Как правило, в рамках мировой цивилизации есть ведущее государство (матрица), которое является хранителем цивилизационной традиции и задает направление развития всей цивилизации.

Общечеловеческая цивилизация структурно состоит из мировых и локальных цивилизаций. Методической основой геополитики стали три научных подхода: цивилизационный, военно-стратегический, географический (теория географического детерминизма).

Цивилизационный подход.

Основоположник – Н.Я. Данилевский (1822–1885), автор книги «Россия и Европа». Суть: главным действующим субъектом на подмостках театра истории являются не государства или отдельные нации, а огромные культурно-религиозные общности – культурно-исторические типы, цивилизации.

Тезис (впервые) об отчужденности России от Европы. Причина враждебности Европы к России – в принципиальном цивилизационном различии двух мировых сил: «Европейцы видят в России и славянах не только чуждое, но и враждебное начало».

Акценты во внешней политике России в соответствии с объективными задачами развития и укрепления славянского культурно-исторического типа (цивилизации).

Зона влияния большой цивилизации (большое пространство).

Концепция Н.Я. Данилевского получила развитие в работах философа К.Н. Леонтьева (1831–1891), немецкого философа О. Шпенглера (1880–1936), П.Н. Савицкого (1895–1968), Л.Н. Гумилева (1912–1992). Наиболее полно проблему рассмотрели англичанин А. Тойнби (1889–1975), американец С. Хантингтон (р. 1927 г.).

С. Хантингтон утверждает, что в XXI в. основным источником конфликтов будут не экономика и идеология, а цивилизационные различия. Столкновения цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики.

Военно-стратегические теории.

Признанные авторы: Н. Макиавелли (1469–1527), К. фон Клаузевиц (1780–1831), Х. фон Мольтке (1848–1916).

Наиболее значимые разработки – А. Мэхен (1840–1914): «История прибрежных наций определялась не столько ловкостью и предусмотрительностью правительств, сколько условиями положения, протяженностью и очертаниями береговой линии, численностью и характером народа, то есть тем вообще, что называется естественными условиями».

На территории мирового пространства А. Мэхен выделил особую зону конфликтности между 30 и 40 параллелями, в которой вне зависимости от воли политиков сталкиваются интересы морской империи, контролирующей океанские просторы, и сухопутной державы, опирающейся на континентальное ядро Евразии (Россия). Морская держава стремится отбросить сухопутную вглубь Евразии, сухопутная нацелена удержать береговую линию.

Петля «анаконды».

В России известным автором военно-стратегических концепций был фельдмаршал Д.А. Милютин.

Концепции географического детерминизма.

Суть: влияние географической среды (климата, почв, рек, морей, положения относительно суши-моря и т.д.) на историю, характер человека, народов, устройство и политику государств и т.д.

Полибий (ок. 200 лет до н.э.): климат влияет на нервы людей, цвет кожи, характер занятий).

Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Остров Крит как бы предназначен для господства над Грецией, и его географическое положение прекрасно.

Ибн Халдун (1332–1406), арабский историк: главный фактор влияния природы на общественно-политическую жизнь – климат.

«Только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде. У них нет причин развивать культуру; жители холодных северных стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ, следовательно, они не имеют времени на занятие науками, литературой и искусствами».

Жан Боден (1530–1596). Делил мир на три зоны: жаркую – экваториальную, холодную – полярную и умеренную – срединную. На севере более мужественные, на юге – более одаренные. Полководцы приходят с севера, а искусство, философия и математика рождаются на юге.

Шарль Монтескье (1748 г.): в холодном климате люди более нравственны. В умеренном – менее нравственные (нравственность неустойчива). В жарком климате характер людей ослаблен, что и привело к развитию рабства (людоедство).

Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831): естественные географические условия (жаркий и холодный климат) исключают раз и навсегда эти страны из всемирного исторического движения. Только страны Западной Европы и США являются носителями исторического прогресса.

Николас Джон Спайкмен (1893–1943): «География – самый постоянный фактор политики… Умирают даже диктаторы, но цепи гор остаются непоколебимыми».

Русская школа географического детерминизма развивалась учеными-историками Б.Н. Чичериным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, А.П. Щаповым.

Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879): причина отставания России в развитии (от Западной Европы) – в природно-климатическом неравенстве. Нашествие татаро-монголов задержало развитие еще на 250 лет.

Василий Осипович Ключевский (1841–1911): «В судьбе каждого народа встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа – природу его страны».

Наиболее всеобъемлюще и глубоко идеи влияния географических условий, в частности, почвы и пространства, были развиты Ф. Ратцелем и Р. Челленом.

Закон фундаментального дуализма, его современные интерпретации.

Х. Маккиндер – крупнейший теоретик атлантизма. Евразийский континент – центр мира. Формула мировой власти.

А. Мэхен – морское могущество. Борьба с континентами.

(Н. Спайкмен – ведущая роль Римленда (береговой зоны).)

К. Хаусхофер, К. Шмитт – ведущая роль Германии, как континентального центра мира. Большое пространство.

Литература:

  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

  2. Маккиндер Х. Географическая ось истории.

Mackinder H.J. The Geographical Pivot of History. The Geographical Journal, 1904 April No. 4, Vil. XXIII, p. 421.

  1. Мэхэн А. Влияние морской силы на историю 1660-1783. СПб.: Terra Fantastica, 2002. Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660−1783. (1890)

  2. Хаусхофер К. О геополитике: Работы разных лет. – М.: Мысль, 2001.

  3. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М.: Рольф, 2001.

  4. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.