Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

(10) ВВО ФПФА / (10) ВВО ФПФА

.DOC
Скачиваний:
34
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
97.28 Кб
Скачать

На Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) было отмечено, что частная собственность явля­ется главным препятствием на пути решения глобальной экологической проблемы. Как заявила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, «более миллиарда человек, не могущих сегодня удовлетворять свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама пла­нета Земля требуют революции. Она грядет» (10).

Разрушительные реформы в России 1992—1996 гг. чрезвычайно за­труднили выход человечества из тотального социального и эколо­гического кризиса, отбросили Россию далеко назад, поставили ее в крайне невыгодное положение в конкуренции за будущий раздел источников сы­рья, за право на достойное существование. Из исторического авангарда Россия превратилась в один из источников реакции на Земле.

Необходимость коренного изменения способа существования челове­чества, смены типа цивилизации осознается в настоящее время людьми самых различных убеждений. Показательна в этом отношении позиция Папы Римского, который в послании 1994г. к третьему тысячелетию заявил, что рыночная экономика неспособна решить проблемы человеческо­го существования и что существует «правда коммунизма», утрата которой будет иметь прискорбные последствия.

Человек как «система категории». Человек есть единство всеобще­го, особенного и единичного. Всеобщее в человеке представляет собой не­кое единство и в то же время многообразие своих моментов. Всеобщее в объективном мире отображается системой категорий. Человек, несущий в себе всеобщее, тоже должен представлять собой структурированное все­общее, т.е. своеобразную «систему категорий». Поскольку в философии категорией называют понятие, отображающее момент всеобщего, мы бу­дем называть «категорией» (в кавычках) реальный прототип категории, т.е. момент объективного всеобщего.

Объективный мир представляет собой систему «категорий», человек, как микрокосм, в обобщенном и сокращенном виде повторяющий космос, есть своеобразная система элементов всеобщего, «система категорий». Че­ловек как «система категорий» — сложнейшая проблема философской ан­тропологии, не получившая в философии сколько-нибудь ясной постанов­ки.

В наиболее явном виде объективная «система категорий» (СК) вы­ражена в сфере человеческого сознания: человек так или иначе осознает всеобщее, «СК». Этот процесс осознания проходит ряд ступеней, вплоть до адекватного, научного осознания «СК». Более сложный и практически нетронутый пласт проблемы составляет выражение всеобщего, «СК», в сущности человека как материального существа, наделенного сознанием. Осознание человеком всеобщего возможно потому, что всеобщее выраже­но в самой глубинной природе человека. Как выражено всеобщее в струк­туре человеческой природы?

Объективное всеобщее существует в бесконечном многообразии ве­щей и явлений, в «разлитом» в этом многообразии виде. В человеке все­общее, «СК» выражено как целое, в обобщенном и концентрированном ви­де. Человек несет в себе не «частицу» всеобщего, подобно любому пред­мету природы, а всеобщее как целостность. Это достигается благодаря тому, что развитие представляет собой не простую смену состояний, а про­цесс аккумуляции, обобщения и концентрации содержания низших ступе­ней в высших (1). Результатом такого бесконечного процесса развития выступает человек как единство всеобщего, особенного и единичного, бес­конечного и конечного. В человеке как микрокосме всеобщее представлено в целостном, но сокращенном и концентрированном виде.

Концентрация всеобщего в человеке происходит в форме особен­ного (человеческий род) и единичного (индивид, личность). В индивиде всеобщее выступает в персонифицированной форме. Индивид, личность — это автономное, персонифицированное, действующее всеобщее, индиви­дуальный мир, выраженный в конкретном живом человеческом существе. В восторженном замечании Гегеля, увидевшего во французском всаднике «мировой дух на коне», заключено отнюдь не тривиальное содержание.

В человеке все свойства материи выражены в наивысшей, универ­сальной и концентрированной форме. Субстанциальность материи, ее «свойство» «быть причиной самой себя» воплощено в уникальной способ­ности человека творить свое собственное бытие и сущность. Движение и развитие, как всеобщие атрибуты материи, представлены в активности человека (труде и мышлении), которая имеет наиболее сложный, универ­сальный и концентрированный характер, ибо в отличие от узко специали­зированной активности тел она направлена на любые предметы и явления мира. Человек выступает в качестве универсального причинного фактора, так как способен причинять любые явления объективного и субъективного миров, вмешиваться в любые причинные цепи. Необходимость и случай­ность выступают в человеке в наиболее сложной и универсальной форме. Случайность в человеческой жизни наполнена несравненно большим со­держанием, чем случайная флуктуация физического поля.

Наряду с обобщенностью, универсальностью, концентрированностью и персонифицированностью всеобщее имеет в человеке и ряд других уни­кальных черт. К ним следует отнести также деятельностный характер всеобщего в человеке. Всеобщее в объективном мире не является пассивной общностью, оно выступает в качества активного фактора развития объективного мира. В человеке всеобщее выступает в такой особой деятельностной форме, как творческие процессы труда и мышления, посредством которых существует человек и творится новая реальность в ходе беско­нечного социального прогресса. Одним из результатов и одновременно факторов этой формы активности выступает человеческое сознание. Воз­никновение сознания — результат развития всеобщего, особенного и еди­ничного, понятого не как тривиальный процесс смены состояний, круго­ворота и так называемых «необратимых качественных изменений» (в духе получивших распространение в советской философской науке последних десятилетий концепций), а как процесс усложнения, возникновения ново­го, аккумуляции и концентрации содержания. Сознанием может обладать только материальное существо, несущее на себе не «частицу всеобщего», а целостное всеобщее в сокращенном, концентрированном и персонализи­рованном виде.

Человек — это концентрированная, персонифицированная, автоном­но действующая всеобщность. Благодаря этой всеобщности человек на­ходится в практическом и духовном отношении ко всеобщему в объектив­ном мире — к объективности мира, его движению и развитию, необхо­димости и случайности и т.д. — в отличие от природных предметов.

Какова структура всеобщего в человеке? Всеобщее представлено в нем в той же «системе категорий», той же взаимосвязи своих моментов, или же оно имеет другую структуру, представлено в виде особой «СК»?

Представляется, что всеобщее должно быть выражено в человеке в концентрированной и «миниатюризированной» форме, являющейся «уменьшенной» копией объективного всеобщего, «миниатюризированной» копией объективной «СК». Логика материи и ее атрибутов — пространства, времени, движения и развития, объективных законов, необходимости и случайности и т.д. не может быть нарушена в высшей материи, ее микро­косме. Вместе с тем объективная «система категорий» должна быть свое­образно выражена, переформирована в системе сущностных сил человека — труде, сознании, общении, коллективности и индивидуальности и т.д. Система сущностных свойств человека не может рассматриваться как точ­ная копия объективной «системы категорий», поскольку человеческая сущность представляет собой единство всеобщего, особенного и единично­го. Одна из фундаментальных проблем философской антропологии заклю­чается в расшифровке категориальной схемы, каркаса человеческой сущности. Каждое из сущностных свойств человека представляет собой уни­кальный синтез всеобщих «категорий», выраженных в особенном и инди­видуальном содержании человека как конкретного живого существа. При этом те или иные категории могут иметь ведущее значение. Так, в нравственных свойствах человека — долге и ответственности — наиболее явно выра­жена высшая форма необходимости, в человеческой свободе — активность, в творческой природе человека — способность развития, порождения ново­го.

___________

1. См. наши работы: Диалектический материализм и психофизиологическая проблема. Пермь, I960; Марксистская концепция материи и теория уровней // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1970. Вып. 3; Психофизиологическая проблема. Философский очерк. Пермь, 1966; Материя, развитие, человек. Пермь, 1974; Кон­цепция человека в диалектическом материализме // Проблема чело­века в диалектическом материализме. Пермь, 1979; Биология общества и социальный прогресс // Биология человека и социальный прогресс. Пермь, 1982; Человек, мир, мировоззрение. М., 1985; Концепция единого, закономерного мирового процесса в диалекти­ческом материализме // Концепция единого, закономерного миро­вого процесса и современность. Пермь, 1989; Человек, ускорение, научно-технический прогресс. Красноярск, 1990 (в соавт. с Т.С. Ва­сильевой); Основы философии. Пермь, 1991; Социальная филосо­фия. Пермь, 1993. Ч. 1, 2. (в соавт. с Т.С. Васильевой); История че­ловеческого интеллекта. Пермь, 1995. Ч. 1.

2. Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. Т. 26. С. 55.

3. См.: Орлов В.В., Васильева Т.С. Труд и социализм. Пермь, 1991.

4. См.: Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974.

5. См.: Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Пермь, 1995. Ч. 1.

6. См.: Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских на­ук. М., 1974. Т. 1.С. 215—216.

7. См.: Орлов В.В. Диалектический материализм и психофизиологи­ческая проблема. Пермь, 1960; Психофизиологическая проблема: Философский очерк. Пермь, 1966.

8. См.: Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. С. 35—49.

9. См.: Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1980; Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.

10. Цит. по: Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации. М., 1991. С. 15.

5