Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Psychiatry_part 1 / Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. Ковалев В.В / Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков

.pdf
Скачиваний:
150
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
4.47 Mб
Скачать

т. е. страхов с ипохондрическим содержанием. Приступы таких страхов чаще возникают ночью и нередко сопровождаются выраженными вазовегетативными расстройствами (чувство жара, гиперемия кожных покровов, тахикардия, гипергидроз и пр.). В отличие от внешне сходных невротических сверхценных страхов при неврозе страха ипохондрические страхи — рудименты бреда психологически необъяснимы, не связаны с психотравмирующей ситуацией (болезнь или смерть близких родственников, собственное соматическое недомогание), имеют сенестопатический компонент, почти не поддаются коррекции, нередко сочетаются с подозрительностью, настороженностью, склонностью винить окружащих в своих неприятных ощущениях. Иными словами, здесь можно уловить элементы бредовой интерпретации и бредового настроения. Изучение динамики подобных ипохондрических страхов при шизофрении свидетельствует об их частом переходе у детей старшего возраста и подростков в более завершенные феномены ипохондрического бреда, нередко с включением явлений сенестопатического автоматизма.

Образное патологическое фантазирование как рудимент бреда в младшем школьном, а отчасти препубертатном и пубертатном возрасте (обычно у мальчиков) приобретает агрессивно-садистическое содержание (мысленно представляются сражения, убийства, пытки, казни и т. п.).

В фантазиях такого рода наряду с образным присутствует

иидеаторный компонент в виде придумывания различных мучительных способов убийств, наказаний для тех, кто когда-либо причинял неприятности больному, например для школьных учителей. Один мальчик с таким типом фантазирования вел специальный журнал, где в разных графах записывал проступки своих «недругов» и способы их на-

казания. В пубертатном возрасте, по наблюдениям В. Н. Мамцевой, агрессивно-садистические фантазии могут преобразовываться в параноидный и парафренный бред.

По данным Р. Г. Илешевой, Ю. И. Беспалова и Н. К. Русаковой (1976), нередким рудиментом параноидного бреда у детей младшего школьного возраста является чувство присутствия постороннего, сопровождающееся страхом, тревогой и соответствующими изменениями поведения (дети заглядывают под кровать, за шкафы, проверяют запоры на дверях, закрывают окна и т. п.), которое указывает на периодическую убежденность в присутствии «чужого» в помещении.

90