Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Слайдпрезентации МЭ для ДО / Природно-ресурсный потенциал МЭ.ppt
Скачиваний:
76
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
722.43 Кб
Скачать

Создавалось впечатление, что с ростом добычи природного газа промышленный экспорт Голландии все больше приходил в упадок.

При анализе экономических показателей Нидерландов в 1960-е годы обнаруживается, что величина экспорта заметно уменьшилась по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Растущий экспорт газа не только вытеснил экспорт промышленных товаров и услуг, но также уменьшил общие объемы экспорта.

Естественно, появились большие опасения относительно возможной деградации структуры не только экспорта, но и всей промышленности в целом. Тем не менее "болезнь" продлилась недолго. Уже к концу 1960-х удельный вес товаров и услуг в общем объеме экспорта увеличился с 40% до 60%.

Хотя Нидерланды "болели" недолго, термин "голландская болезнь" прочно закрепилась за данным экономическим явлением.

Некоторые комментаторы считают "голландскую болезнь" одной из разновидностей "испанской болезни", ставшей известной миру еще со времен открытия Колумбом Америки. Испанцы, получив доступ к богатствам новой земли - в основном, золоту и серебру, вместо того, чтобы использовать деньги на развитие своей страны, стали тратить их на приобретение предметов роскоши. В результате, в Европе началась инфляция, что, в свою очередь, привело к ухудшению благосостояния населения.

"Испанская болезнь" характеризовалась и высокой зависимостью Испании от своих колоний. К примеру, после того, как английские пираты и корсары потопили одну из "золотых" эскадр, перевозивших сокровища индейцев через Атлантический океан, в Испании начался жесточайший экономический кризис, отразившийся на всей Европе (в частности, обанкротились ряд итальянских банков, бывших главными кредиторами испанской короны).

По мнению экономистов, в разное время

«голландская болезнь» поразила также Великобританию, Норвегию, Австралию, Мексику и Россию, а также другие страны, где велась интенсивная разработка новых месторождений.

До сих пор в кругах экономистов продолжаются споры относительно того, является ли "голландская болезнь", на самом деле, "болезнью".

Часть ученых отстаивает позицию, что в данном случае всего лишь происходит выигрыш одного сектора экономики за счет другого без каких-либо серьезных макроэкономических последствий для страны и ее населения. Другая группа, напротив, находит такую ситуацию нездоровой, поскольку ресурсы экономики страны распределяются среди различных отраслей диспропорционально. Т.е. ресурсы утекают из высокотехнологичных отраслей и сфер услуг в отрасли с низкотехнологичными производствами.

Саму "голландскую болезнь" характеризуют несколько "симптомов", свидетельствующих о начале деградации экономики. Одним из них является удорожание национальной валюты на международных валютных рынках.

Тем не менее, "голландская болезнь" может наблюдаться даже в странах, не обладающих своей национальной валютой. Дело в том, что в таких странах наличие естественных ресурсов и их востребованность на мировом рынке предоставляет возможность платить более высокие зарплаты рабочим, а также поддерживать более высокую процентную ставку, что, в свою очередь, понижает конкурентоспособность данной отрасли по сравнению с другими секторами экономики.

Большинство экономистов сходятся во мнении, что обилие природных ресурсов может стать отрицательным фактором социально-экономического развития. Чем же это обусловлено?

Во-первых, наличие значительных природных ресурсов приводит к тому, что в экономике усиливается конкурентная борьба за контроль над природной рентой, вместо повышения производительности труда и снижения издержек производства.

В условиях, когда элита общества не заинтересована в структурных реформах, в модернизации и диверсификации экономики, отсутствует возможность проведения экономических реформ.

Во-вторых, генерируемый природными ресурсами приток финансовых средств оказывает разлагающее влияние на власть. С одной стороны, власть подвергается искушению пойти популистским курсом: она может позволить себе экспериментировать с экономической политикой, принимать экзотические и безответственные решения, негативные последствия которых компенсируются обильными денежными вливаниями.

С другой стороны, возрастает риск повышения уровня коррупции, почти неизбежной, когда власть занимается дележом природной ренты.

В-третьих, зависимость от природных ресурсов подталкивает к развитию однобокой (нередко монопродуктовой) экономики и особенно монопродуктового экспорта. «Голландская болезнь» тормозит развитие неэкспортных (в данном случае несырьевых) секторов экономики: экспорт обеспечивает приток в страну дешевой иностранной валюты, что ведет к завышению курса национальной валюты. Это подрывает конкурентоспособность отечественных производителей, ориентированных на внутренний рынок.

• Тот же процесс приводит к снижению инвестиционной активности, поскольку импорт товаров оказывается более выгодным по сравнению с их производством внутри страны. Естественно, импортозамещение здесь становится практически невозможным, и экономика попадает в сильную зависимость от колебания цен на экспортные товары.