Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
collection.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
9.25 Mб
Скачать

Иван Грозный

35

сделала невозможной реставрацию порядков феодальной раздробленности и закрепила основы государственного строя русского национального государства“[280] ; такой подход продолжал концепцию Соловьёва-Платонова, но дополнялся идеализацией образа Ивана.

В 1940-1950-е годы Иваном Грозным много занимался академик С. Б. Веселовский, не имевший возможности из-за господствовавшей в то время позиции опубликовать основные труды при жизни; он отказался от идеализации Ивана Грозного и опричнины и ввёл в научный оборот большое число новых материалов[281] . Корни террора Веселовский видел в конфликте монарха с администрацией (Государевым двором в целом), а не конкретно с крупными феодалами-боярами; он полагал, что на практике Иван не изменил статус боярства и общий порядок управления страной, а ограничился уничтожением конкретных действительных и мнимых оппонентов (на то, что Иван „бил не одних бояр и даже не бояр преимущественно“, указывал уже Ключевский).

Первое время концепцию „государственнической“ внутренней политики Ивана поддерживал и А. А. Зимин, говоря об обоснованном терроре против феодалов, предавших национальные интересы[282] . Впоследствии Зимин принял концепцию Веселовского об отсутствии систематической борьбы с боярством; по его мнению, опричный террор губительнее всего сказался на русском крестьянстве. Зимин признавал как преступления, так и государственные заслуги Грозного:

Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос её истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, „новгородский поход“ — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии

— Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982. С. 151. [283]

. В. Б. Кобрин крайне негативно оценивает результаты опричнины:

Писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие. „В пусте“ лежит не только больше половины, но порой до 90 процентов земли, иногда в течение многих лет. Даже в центральном Московском уезде обрабатывалось всего около 16 процентов пашни. Часты упоминания „пашни-перелога“, которая уже „кустарем поросла“, „лесом-рощей поросла“ и даже „лесом поросла в бревно, в кол и в жердь“: строевой лес успел вырасти на бывшей пашне. Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и превратились в нищих — „волочились меж двор“. [59] .

Царь Иван и церковь

Сближение с Западом при Иоанне IV не могло остаться без того, чтоб приезжавшие в Россию иностранцы не

беседовали с русскими и не вносили господствовавшего тогда на западе духа религиозных умствований и прений[284] .

Осенью 1553 года открылся собор по делу Матвея Башкина и его сообщников. Еретикам было предъявлен ряд обвинений: отрицание святой соборной апостольской церкви, отвержение поклонения иконам, отрицания силы покаяния, пренебрежительное отношение к постановления вселенских соборов и пр[285] . Летопись сообщает: „И царь и митрополит велели его, изымав, истязати о сих; он же христиана себя исповеда, скры в собе вражию прелесть, сатанино еретичество, мняше бо безумьный от Всевидящего Ока укрытися[286] .

Наиболее значимы отношения царя с митрополитом Макарием и его реформами, митрополитом Филиппом, протопопом Сильвестром, а также соборы, состоявшиеся в то время, — они нашли свое отражение в деятельности Стоглавого собора.

Иван Грозный

36

Одним из проявлений глубокой религиозности Ивана IV были его значительные по размеру вклады в различные монастыри. Многочисленные пожертвования на помин душ людей, убитых по указу самого государя (см. синодик опальных), не имеют аналогов не только в российской, но и в европейской истории[287] .

Вопрос о канонизации

В конце XX века часть церковных и околоцерковных кругов обсуждала вопрос о канонизации Грозного. Эта идея встретила категорическое осуждение церковного священноначалия и патриарха, указавших на историческую несостоятельность реабилитации Грозного, на его преступления перед церковью (убийства святых), а также отвергших утверждения о его народном почитании.

Иван Грозный в массовой культуре

Кинематограф

Царь Иван Васильевич Грозный (1915) — Фёдор Шаляпин

Кабинет восковых фигур (1924) — Конрад Фейдт

Крылья холопа (1924) — Леонид Леонидов

Первопечатник Иван Фёдоров (1941) — Павел Шпрингфельд

Иван Грозный (1944) — Николай Черкасов

Царская невеста (1965) — Петр Глебов

Иван Васильевич меняет профессию (1973) — Юрий Яковлев

Царь Иван Грозный (1991) — Кахи Кавсадзе

Кремлёвские тайны шестнадцатого века (1991) — Алексей Жарков

Откровение Иоанна Первопечатника (1991) — Иннокентий Смоктуновский

Гроза над Русью (1992) — Олег Борисов

Ермак (1996) — Евгений Евстигнеев

Чудеса в Решетове (2004) — Иван Гордиенко

Царь (2009)[288] Пётр Мамонов.

Иван Грозный (телесериал 2009 года)[289] Александр Демидов.

Ночь в музее 2 (2009) — Кристофер Гест

Образ Ивана Грозного в современном искусстве. Художник Г. Г. Горелова, Эскиз к работе, 1962 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]