Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ответы по ИПО.1,2,5

.docx
Скачиваний:
65
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
45.05 Кб
Скачать

Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболовство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины — собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обеспечивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совершает сезонные кочевки — летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.

С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающему леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более многофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.

Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен такэке бумеранг — изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное — собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.

Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались временные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.

Производящее хозяйство. Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор. Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорастущих растений, позднее — из шерсти овцы.

В эпоху неолита происходит одно из самых значительных событий в истории человечества — возникновение животноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолитической революции. Отношения человека и природы становятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоятельно производить все необходимое для жизни и стал меньше зависеть от окружающей среды.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего урожая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкладышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было женским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобретено женщиной. По поводу места возникновения земледелия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезолита, но постоянные передвижения мешали охотничьим племенам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земледелие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания животных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых животных, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало мужской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требовалась прочная кормовая база; оно тоже появилось в нескольких очагах, независимых друг от друга.

Животноводство и земледелие на первых порах не могли конкурировать с высокоспециализированным охотничьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно производящее хозяйство выходит на первое место в ряде регионов (прежде всего, в Передней Азии).

5 вопрос.2.1. Австралопитековые.

В настоящее время известно большое количество сделанных в различных областях Старого Света находок ископаемых человекообразных обезьян конца третичного периода. К сожалению, большинство их плохо сохранилось, и поэтому суждение о многих находках основывается лишь на исследовании отдельных частей скелета. Все же методы исследования, разработанные палеонтологией и сравнительной морфологией, часто дают возможность по фрагментам скелета составить представление о морфологии животного в целом и даже о его образе жизни.

Наиболее близкой к человеку оказывается группа так называемых дриопитековых обезьян. Остатки дриопитеков обнаружены в позднетретичных слоях различных областей Западной Европы, Африки и Азии. Среди них выделяется несколько видов, обнаруживающих, однако, отчетливое морфологическое своеобразие, позволяющее объединять их в систематическую категорию более высокого порядка – подсемейство или семейство. Дриопитеки представляли собой приматов, по размерам в среднем напоминавших современных павианов и шимпанзе.

Из характерных морфологических признаков всей группы, важных для определения ее систематического положения, следует отметить некоторое уменьшение клыков и диастемы – промежутка между резцом и клыком. Диастема, как и сильное развитие клыков, – неотъемлемая особенность строения приматов. В то же время и диастема, и сильно развитые клыки отсутствуют у человека. Таким образом,

В морфологии дриопитеков можно отметить заметный сдвиг в сторону приближения к человекообразному типу. Сходные формы антропоморфных приматов найдены также в позднетретичных слоях богатых палеонтологических местонахождений Западной Индии и Грузии. В последнем случае речь идет о единственной находке таких форм на территории бывшего СССР. Так же как и для дриопитеков, для них характерны некоторые черты, указывающие на прогрессивное развитие по пути выработки человеческих особенностей.

Наибольшее значение для создания отчетливого представления о непосредственных предках семейства гоминид имеют многочисленные и хорошо сохранившиеся находки в Южной Африке (первая была сделана Раймондом Дартом в 1924 г., число их продолжает увеличиваться). Сейчас в Южной и Восточной

Африке открыто несколько ископаемых видов антропоморфных обезьян, которые объединяются в три рода – австралопитеков, парантропов и плезиантропов, – выделяются в подсемейство или семейство австралопитековых. Часть исследователей включает эти формы в семейство гоминид. По-видимому, они не отличались по росту от дриопитековых обезьян, но характеризовались относительно крупным мозгом (550 – 600 см3)и двуногой локомоцией, т. е. передвижением на задник конечностях. Последняя особенность, как полагают многие приматологи и антропологи, являлась приспособлением к жизни в открытой местности. Исследования фауны, найденной вместе с австралопитековыми обезьянами, показывают, что они вели хищнический образ жизни и охотились на мелких животных. Таким образом, изучение австралопитековых подтверждает мысль Энгельса о большой роли мясной пищи в становлении человека и указывает на то, что охота на мелких животных занимала преобладающее место у предков гоминид.

Древнейшие предки современного человека походили еще на человекообразных обезьян. Однако в отличие от животных они умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человекообезьяны получил название homo habilis — человек умелый.

Вместе с австралопитековыми найдено большое количество черепов, рогов и расколотых трубчатых костей травоядных животных, а также расколотые черепа павианов. Предполагается, что австралопитеки охотились на павианов и черепа их раскалывали с помощью острых камней. Вместе с камнями в качестве орудий могли использоваться деревянные палки и палицы, а также рога и трубчатые кости крупных травоядных животных. Спорным является вопрос о знакомстве австралопитековых с огнем, на чем настаивают некоторые южноафриканские и английские специалисты.

Произведенные за последнее время определения геологического возраста австралопитековых позволили датировать их эпохой нижнего плейстоцена.

Возможно, что некоторые находки относятся к началу среднего плейстоцена.

Это обстоятельство вместе с некоторыми морфологическими особенностями позволило ряду исследователей высказать предположение, что австралопитековые не были прямыми предками семейства гоминид, а представляли собой специализированную ветвь антропоморфного ствола, законсервировавшуюся в условиях относительной изоляции Африканского материка и дожившую до эпохи появления гоминид. Не вызывающие сомнений случаи обнаружения орудий труда вместе с костными остатками австралопитеков значительно дополняют тот список морфологических особенностей, в первую очередь прямохождение, которые говорят о прогрессивном строении австралопитеков и их сходстве с людьми.

Однако как бы ни решался вопрос о генеалогической связи австралопитеков с гоминидами, ясно, что их изучение проливает свет на строение и образ жизни непосредственных предков человека.

Чрезвычайно важная находка была сделана в 1959 г. в раннечетвертичных слоях Олдовейских гор (Танзания) английским археологом Л.Лики. Эти раскопки позволяют полагать, что возникновение человекоподобных существ произошло около 1750 тысяч лет тому назад.[2] Найденный здесь Homo habilis отличается уже не только прямохождением и кистью, могущей хватать и удерживать орудие, но также способностью делать последнее. Обнаруженный там череп примата, получившего название зинджантропа, сохранился сравнительно хорошо, что позволило составить о зинджантропе довольно полное представление. Он отличался некоторыми своеобразными признаками, находящими аналогии в строении гориллы, но передвигался на двух конечностях, имел большой мозг и человеческие особенности в морфологии зубной системы. Возраст зинджантропа определялся приблизительно в полтора миллиона лет. Таким образом, очевидно, что основные морфологические особенности гоминоидного ствола имеют глубокую древность. Однако эта находка не разрешила проблему древности использования орудий. Найденная вместе с зинджантропом каменная индустрия состоит из грубо обработанных орудий неопределенной формы, но принадлежность их зинджантропу остается весьма спорной.[3]

Проблема наиболее ранних орудий труда и морфологического типа создавшей их формы получила разрешение благодаря находке в тех же Олдовейских горах в

1960 г. костных остатков так называемого человека умелого – Homo habilis, но в слоях несколько более ранних, чем находка зинджантропа. Поэтому новая форма была названа презинджантропом. Ее выделение в качестве особого рода не находит поддержки в морфологических особенностях найденных фрагментов скелета, но наличие многих человеческих черт в строении черепа и мозга несомненно. Эти прогрессивные особенности подтверждают и обнаруженные в том же слое, непосредственно вместе с костными остатками, грубые рубящие орудия, которые в данном случае, очевидно, могут быть определенно увязаны с соответствующей морфологической формой. Хронологический возраст презинджантропа – 1 850 000 лет.

Однако и эта находка не древнейшая. С 1967 г. начала работать большая международная экспедиция в долине р. Омо в Эфиопии. За 30 лет ею открыты костные остатки более чем десяти индивидуумов. Правда, они еще не описаны настолько, чтобы о них можно было судить подробно, но авторы предварительных отчетов – авторитетные палеоантропологи безоговорочно относят новые находки к австралопитековым. Их хронологический возраст, установленный с помощью калий-аргонового метода, – от 4 до 2 млн. лет, что вдвое превышает древность презинджантропов. Исключительно важен факт обнаружения галечных орудий в тех же слоях, что и находки костей австралопитеков. Древнейшие из них происходят из слоя, датируемого 3,1 млн. лет, т. е. немного древнее, чем орудия, обнаруженные с презинджантропом.

Еще более сенсационные открытия были сделаны Луисом, а затем его сыном

Робертом Лики (начиная с 1965 г.) в районе оз. Рудольфа на севере Кении.

Среди многочисленных остатков австралопитековых имеется фрагмент нижней челюсти, возраст которой 5 – 5,5 млн. лет. В тех же отложениях найдены галечные орудия, более древние (древнее на 500 000 лет), чем в долине р.

Омо, – им 2,6 млн. лет. Все эти находки значительно удревняют родословную древнейшего человечества.

Какие формы приобрела орудийная деятельность австралопитеков, какой материал они использовали для изготовления орудий, каковы были сами орудия?

Как ни ограниченна до сих пор наша информация, мы можем сейчас с той или иной степенью подробности ответить на все эти вопросы. Выше уже упоминалось, что в Южной Африке вместе с костями австралопитеков были обнаружены крупные кости и рога копытных, сохранившие следы специальной подправки и ударов. Южноафриканский анатом и антрополог Раймонд Дарт, открывший первого австралопитека, исследовал эти кости и выделил древнейший этап орудийной деятельности, назвав его остеодонтокератической, или костной, индустрией. Вывод Дарта о существовании такого этапа на заре человеческой деятельности встретил критику со стороны многих ученых, но эта критика не смогла поколебать основы его наблюдений – реальности самих следов подправки на костях и использование их в качестве ударных орудий – и касалась лишь существа интерпретации этих следов. В общем, после этой работы Дарта трудно отрицать, что удобная для держания в руке кость могла использоваться в качестве орудия. Использовалось, очевидно, и дерево, служившее для изготовления дубин и других ударных орудий.

Но главным материалом были, конечно, каменные породы. Древнейшие каменные орудия, найденные вместе с австралопитеками и синхронные костной индустрии Дарта, получили наименование олдувейской культуры. Именно эта культура выделяется теперь в качестве древнейшего этапа палеолитической индустрии всеми археологами. Она состоит из валунов и галек, подвергнутых простейшей обработке, т. е. имеющих грубые сколы искусственного происхождения. Характерная особенность этого древнейшего этапа обработки камня состоит в том, что сколы не обнаруживают какой-либо регулярности, поэтому за орудия могут быть приняты и камни со сколами естественного происхождения. Но в целом все же олдувейская индустрия – результат несомненно целенаправленной деятельности, то, с чего началось дальнейшее развитие палеолита.

Имеются сведения и о других сторонах жизнедеятельности австралопитеков, свидетельствующих о высоком уровне их развития. Речь идет о каком-то правильном расположении крупных валунов в слое с остатками презинджантропа: многие исследователи интерпретируют их как основание какого-то надземного жилища. Если это действительно так, то австралопитеки и в этом отношении сделали какой-то шаг на пути к человеческим формам общежития.

Переходя к времени очеловечивания, мы целиком и полностью зависим от тех датировок древнейших палеоантропологических находок, которые опираются на геологические обстоятельства их местонахождений и на постоянно совершенствуемые, но пока еще недостаточно точные способы абсолютного датирования. До выдающихся палеоантропологических открытий в Африке древность человеческой родословной не уводилась больше чем на миллион лет от современности. Сохраняя осторожность, наверное, не следует ориентироваться на самые древние находки с неясной морфологией, целесообразнее начинать исчисление с находок, прогрессивные особенности которых могут быть более или менее ясно доказаны либо непосредственным морфологическим наблюдением, либо с помощью объективной морфологической реконструкции. С этой точки зрения дата начала антропогенеза в 2,5 – 3 млн. лет является наиболее реалистичной. Именно в эту эпоху, по-видимому, оформилось прямохождение, освободившее переднюю конечность для труда, возможно, переход к прямохождению сопровождался и какими-то прогрессивными изменениями в структуре мозга.