Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
247
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел III. Развитие образования в X I X в.

331

Устав 1864 г. предоставлял учителям гимназии достаточно широкую свободу в преподавании. Прежде не разрешалось отступать от учебника, хотя бы плохого, и от подробной программы, составленной применитель­но к параграфам учебника. Теперь педагогический совет каждой гимна­зии получил право рассмотрения и одобрения программ преподавания по каждому предмету, а также выбора учебных руководств и пособий. Каж­дый учитель мог ежегодно представлять на рассмотрение совета своюпрограмму, соответствующую его опыту в деле, его знаниям, его личным вкусам.

Управление каждой гимназией поручалось директору, инспектору и педагогическому совету, причем компетенция последнего увеличивалась: Устав 1864 г. избегал подробной регламентации и не стремился к едино­образию во всех гимназиях. Гимназии государственные были только мужскими.

Было разрешено открывать частные учебные заведения. В 1864г. откры­лась 7-классная гимназия Шакеева. В 1862 г. гимназия Стоюнина, позжебыла открыта гимназия имени И. и А. Медведниковых и др. Частные гим­назии были не только мужскими, разрешались и женские гимназии.

Допуская конкуренцию частных учебных заведений с казенными гим­назиями, министерство впервые допустило и конкурс учебников.

Широкое поле для самостоятельности и возможности творческой ра­боты привлекли в школу 60-х гг. много серьезных педагогов.

Однако вскоре картина средней школы резко меняется. В апреле 1866 г. император Александр II назначил министром народного просве­щения графа ДА. Толстого. Сэтим назначением начался новый, очень длинный и темный период в истории гимназий, как и в истории просве­щения вообще.

Краткое время, когда на гимназии смотрели только как на просвети­тельные заведения, с наступлением реакции закончилось. На школу опять была возложена тенденциозно-политическая миссия. Д.А. Толстой, а позже его преемник И.Д. Делянов боролись с образованием как со своим врагом, не жалея сил и не выбирая средств. Уже не учитывалось общест­венное мнение о воспитании, а разрабатывались свои проекты с узкимкругом специалистов. С приходом ДА. Толстого в России был насажден классицизм. Хотя к XIX в. за развитием географических и астрономичес­ких знаний последовало развитие математики и физики, а затем развитиебиологических наук, среднее образование преимущественно оставалось гуманитарным.

Уже на самых первых порах (70-е гг.) определились симпатии'нового министерства: три тенденции должны были лечь в основу задуманной ре­формы. Это было, во-первых, безусловное преобладание классического типа школы; во-вторых, точная регламентация учебных планов и про-

332 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

грамм; и в-третьих, установление тесной связи между образовательной и воспитательной функциями средней школы.

Согласно Уставу 1871 г. были изменены учебные планы. Поскольку планы были заимствованы у немецких гимназий, русский язык, словес­ность, история, а частично и Закон Божий оказались отодвинуты на вто­рой план; чтение древних текстов сводилось лишь к закреплению правил грамматики.

Вместе с Уставом 1871 г. гимназия впервые получила общегосударст­венные программы, до этого времени их не было. Школа работала на ос­новании программно-инструктивных материалов, которые разрабатыва­лись на местах при учебных округах. Теперь такие права педагогических советов были отменены. Циркуляры заменили всякое обсуждение про­грамм, учебников, методов обучения. Теперь педагогические советы дума­ли не о том, как бы лучше поставить учебно-воспитательную работу, а о том, как бы не нарушить циркуляра. Педагогические советы и учителя были лишены самостоятельности и стали простыми исполнителями.

Строго регламентируя преподавание каждого предмета, начальство простирало свою опеку так далеко, что не только регламентировало иплан каждого курса и каждого класса, но и количество, порядок и содер­жание классной и домашней работы во всех деталях; все это было заранее определено и распределено по календарю. Роковыми последствиями стро­гой канцелярской централизации учебного дела явились омертвление внутренней учебной жизни и уничтожение ее самостоятельности.Педа­гог стал чиновником, педагогические советы обратились в канцелярии, вся школа стала напоминать действие какой-то бюрократической машины.

«Помню, собрались мы советом читать различные правила, распоря­жения и постановления, каждое относилось к введению нового устава. Из этих правил мы узнали, что в гимназии главные предметы: древние языки и математика, второстепенные: русский язык и новые языки и третьесте­пенные: Закон Божий, история, география... Потом мы узнали, что к обя­занностям классного наставника привлекались только преподаватели,имеющие в классе наибольшее число уроков. Следовательно, преподава­тели второстепенных предметов рассчитывать на это не могли. Дальше узнали, Что на должности инспекторов и директоров назначаются препо­даватели, которые доказали свои педагогические способности в качестве классных наставников. Учителя, как и все чиновники, должны были брить усы, а также пробривать бороду дорожкой в середине» - так пишет о нововведениях Е.П. Белявский1.

1 ОкЬелявшш Е.П. Педагогические воспоминания. М, 1905.