Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
студентам МЭиВЭД / МЭиВЭД Темы 13-16 р.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
1.47 Mб
Скачать

15.4. Эмиграция из России

уже почти двадцать лет длится четвертая волна эмиграции из России, едва ли не превосходящая по масштабам прошлые волны, а данный процесс все еще не рассматривается в качестве важной составной проблемы миграционной и демографической политики государства. Отсутствует представление об истинных размерах эмиграционных потоков, о соотношении и динамике их различных видов, включая «утечку умов», массовую женскую и бизнес-эмиграцию. Далеко не полностью изучены причины и мотивы эмиграции, хотя очевидно, что они не могли оставаться неизменными с начала 1990-х гг. Не учитывается фактор эмиграции и при прогнозировании российских демографических перспектив.

Серьезной помехой в изучении особенностей и последствий эмиграции из современной России является состояние отечественного статистического учета: регистрация только легальных выездов на постоянное место жительства (ПМЖ) приводит к тому, что лица, выезжающие по таким формально легальным каналам, как туризм, временные трудовые контракты, приглашения на учебу, деловые поездки, но с конечной целью остаться за рубежом, в итоге не учитываются нашими официальными службами. А те, кто собирается покинуть Россию на несколько лет или даже навсегда, вполне обходятся без соответствующего оформления – многим оно и не нужно, поскольку его отсутствие позволяет «сохранить в России жилье, часто – место работы или учебы и, в конечном счете, обезопасить себя от возможных рисков, связанных с эмиграцией». По собственному признанию руководителя отдела статистики текущего учета населения Росстата М. Рахманиновой, «никто точно не знает, сколько человек уехало из России». Исследователи миграции давно бьют тревогу: «информация, публикуемая Госкомстатом, не может служить основанием для серьезной практической работы и негативно влияет на развитие отечественной науки».

Однако уехавшие за рубеж в конечном счете «улавливаются» иммиграционной статистикой принимающих стран, попадают в экспертные оценки или выборочные обследования, об их численности становится известно благодаря амнистиям и переписям населения. В Израиле данные об иммиграции из РФ отдельной строкой выделяются с 1989 г., в Германии - с 1992 г. В США также с 1992 г. публикуются данные об иммигрантах еврейского, русского, украинского, белорусского, армянского происхождения – выходцах из бывшего СССР.

Особенности четвертой волны

Сугубо этнический характер начальной фазы (1987–1992 гг.), а также общая устойчивость оказались далеко не единственными отличительными чертами новой эмиграционной волны. Кроме них, можно выделить следующие особенности.

1. Преимущественно добровольный характер эмиграции принципиально отличает четвертую волну от трех предыдущих, носивших либо вынужденный, либо принудительный характер. В особенности добровольность присуща эмиграции этнической. Мотивация к возвращению на историческую родину переплеталась у части мигрантов, особенно евреев, с религиозными чувствами. Большинство эмигрантов этой категории покидали Россию на основании сугубо личного и, в основном, добровольного выбора, нередко сохраняя гражданство, юридические права, имущество и профессионально–деловые отношения.

Но говорить о полной добровольности применительно ко всем группам эмигрантов все же не приходится. Уже с 1993 года, когда вступил в силу закон о свободе выезда и въезда для всех граждан России, начинает нарастать добровольно-вынужденная эмиграция собственно русских. Одни уезжали за рубеж ради куска хлеба, другие стремились обезопасить свои капиталы. Очевидно вынужденный характер имеет значительная часть женской эмиграции, поскольку именно среди женщин наблюдается наибольшее число безработных. Бизнес–эмиграция во многих случаях была по-своему вынужденно–принудительной, особенно в середине 1990-х годов, когда капитал бежал от кровавых разборок, связанных с переделом собственности между частными компаниями. Лишь в последние годы, с началом процесса осознанного вложения денег в зарубежную экономику, можно говорить о том, что бизнес–эмиграция из России, сохраняя элементы вынужденности, становится более добровольной.

2. Характерной особенностью современной эмиграции является высокий интеллектуальный уровень – массовая «утечка умов». По оценке ректора МГУ В. Садовничего, только за 1990-е годы Россия утратила треть своего интеллектуального потенциала и эти потери продолжают нарастать. Произошла, по сути дела, «пересадка» на Запад ряда научных школ, и многие считают эту утрату невосполнимой.

Первая волна эмиграции 1917–1922 гг. тоже означала невосполнимые потери для отечественной науки и культуры. Но, говоря о науке, следует учитывать несопоставимость общих уровней ее развития тогда, почти столетие назад, и сегодня, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу, чего не было в 1920-е годы. Несопоставимы не только численность уехавших ученых и специалистов, но и их качественные характеристики – если основу научной эмиграции первой волны составляли преимущественно гуманитарии, то в четвертой волне явно преобладают представители точных и естественных наук.

3. Возникла ранее никогда не существовавшая массовая женская эмиграция - компонент общей, глобальной тенденции к феминизации миграции. Помимо выездов за рубеж в составе семей или в связи с воссоединением семей, появились самостоятельные потоки, в том числе так называемый «трафик женщин» в качестве новейшей формы фактической торговли людьми. Только в Европе оказались сотни тысяч россиянок, часть которых занята в сфере услуг и развлечений, в ресторанах и барах, но большинство находит работу лишь в сфере проституции. Особую проблему представляет судьба тех, кто попадает в этот бизнес не по своей воле, а в силу нелегального или полулегального статуса и связанного с ним бесправия, незнания языка и законов страны пребывания, кто становится жертвой недобросовестных фирм по трудоустройству или криминальных структур. Вместе с тем, по данным МИД РФ, не менее 50% занятых в сфере «интимных услуг» соглашаются на это вполне осознанно и добровольно. Немалый размах получил и «экспорт невест».

4. Как ни парадоксально, но безвозвратная миграция из России носит во многом организованный характер. Это самоочевидно, когда речь идет о выезде евреев в Израиль через агентство «Сохнут» или же о репатриации этнических немцев, регулируемой министерством внутренних дел Германии. Но фактически аналогичным образом обстоит дело и с «утечкой молодых умов». Иностранные компании и разного рода фонды добились права отбирать кандидатов из числа студентов старших курсов ведущих вузов страны. По сути дела, сформировалась разветвленная сеть представительств иностранных университетов, НПО и корпораций, занятая вербовкой как лучшей студенческой молодежи, так и более зрелых специалистов. Их деятельность активно поддерживается заинтересованными государствами.

Организованный характер носит нелегальная эмиграция, в особенности «трафик женщин». В нее вовлечены не только преступные группировки, функционирующие как в России, так и за рубежом, где сложилась сеть посредников из бывших российских граждан, для которых это стало прибыльным бизнесом, но и коррумпированные сотрудники миграционных служб.

Широкое распространение получили изготовление и сбыт фальшивых документов. Не брезгуют заниматься организацией незаконного выезда из России даже консульские службы иностранных государств. Достоянием гласности в августе 2006 г. стало увольнение группы коррумпированных сотрудников французского посольства в Москве, с чьей помощью разрешение на въезд во Францию по подложным документам мог получить каждый, но не за официальную таксу в 35 евро, а за тысячу и более.

5. Заметным своеобразием отличается в России нелегальная эмиграция. «Практически через легальные структуры, – констатируют авторы книги «Женщина. Миграция. Государство», – идет в массовом порядке выезд на работу по визам, не разрешающим работу за рубежом, то есть нелегальный выезд». Для лиц массовых профессий организация выездов по туристическим или гостевым визам - обычный путь латентной эмиграции. Но в России распространена и другая, так называемаяпоэтапная форма эмиграции, когда за рубеж, в основном на Запад, официально выезжают для временной работы или учебы представители высокотехнологичного и интеллектуального труда, некоторое время спустя оформляющие там вид на жительство, а затем и гражданство. Безвозвратный характер зачастую приобретает выезд по временным трудовым контрактам российских летчиков, авиационных механиков, моряков в африканские страны, где отсутствуют местные квалифицированные кадры. В последнее время в Анголе, Конго, Нигерии, Чаде стал формироваться рынок услуг российских охранных агентств. Подлинные размеры всех этих форм эмиграции остаются фактически неизвестными.

Проблема «утечки мозгов»

Имеющиеся оценки ущерба, нанесенного в 1992–2004 гг. эмиграцией, неполны, отличаются заметным разбросом, но все они фиксируют тенденцию к повышению потерь. Ущерб от «утечки умов» долгое время оценивался в 25–30 млрд. долларов в год, а численность ученых, уехавших за рубеж, в 30 тыс. человек, хотя вряд ли оба эти показателя могли оставаться неизменными. Расчеты с учетом затрат на подготовку научных и других кадров высшей квалификации, а также реального масштаба «утечки мозгов» показали, что уже в начале 1990-х гг. эти потери составляли «как минимум» 35–40 млрд. долл.. В последующем, уже по данным Комиссии по образованию Совета Европы, потери России из-за эмиграции ученых и специалистов достигли, с учетом упущенной выгоды, в среднем порядка 50–60 млрд. долл. в год. Суммарный же ущерб равняется 1 трлн. долларов.

Пересмотрена и оценка численности уехавших ученых – говорится о 200–300 тысячах и более человек. В. Супян, давно занимающийся изучением этой проблемы, привел, со ссылкой на расчеты В. Калинушкина, председателя московской организации профсоюза работников Российской академии наук, еще более внушительную цифру: 500–800 тыс. эмигрировавших ученых.

«Утечка умов», будучи преимущественно безвозвратной, приводит к тому, что затраты государства на воспитание, обучение и повышение квалификации значительной части наиболее одаренной, творческой части нации, общества, остаются невозмещенными. Их несостоявшийся вклад в экономику, науку и образование, в социальное развитие страны, представляет собой колоссальную упущенную выгоду. Поскольку по большей части уезжают молодые поколения, это грозит утратой преемственности научных школ. Наконец, страна несет демографические потери, потери лучшего генофонда, которые в условиях переживаемого Россией острого демографического кризиса не так-то легко восполнить.

В общем и целом происходит физическая утрата наиболее ценной части человеческого капитала, сопровождаемая вычетом из национального продукта в виде его непроизведенной части. Начиная с 1992 г. из-за эмиграции высококвалифицированных кадров Россия каждые 5–7 лет теряла, в среднем, один годовой бюджет только за счет прямых потерь.

Решить проблему интеллектуальной и любой другой эмиграции невозможно без самого активного участия государства и гражданского общества. Для этого необходимы политическая воля и соответствующая характеру и масштабам явления государственная политика, осознание обществом значимости данной проблемы и ее последствий для будущего нации.

Четвертая волна эмиграции все еще имеет потенциал к продолжению. Казалось бы, в России сложилась устойчивая политическая обстановка, начался экономический рост, а из страны по–прежнему продолжается отток коренного населения. Более того, по некоторым прогнозам, численность эмигрантов, переехавших только в западные страны, может достичь к 2015г. 7–11 млн. человек.

Очевидно, что глубинные причины этого явления коренятся в социально–экономической и политической областях. В наиболее общей форме это проявляется в противоречии между Конституцией РФ, провозгласившей курс на социальное государство, и результатом радикально–либеральных реформ, между ожидавшимся, нередко подсознательно, социал–демократическим вариантом капитализма и возникшим в действительности «диким капитализмом» олигархического типа. Не принимая такую систему, причем не обязательно по идеологическим, а скорее по морально–этическим и другим соображениям, люди делают выбор в пользу более цивилизованного капитализма.

В числе других предпосылок продолжения эмиграции нельзя не упомянуть планы Западной Европы поправить собственную неблагоприятную демографическую ситуацию за счет привлечения населения с христианскими корнями из стран Восточной Европы и России. Скажется и эффект перемещения на Запад отечественных научных школ, которые будут неизбежно притягивать к себе молодые научные кадры. Далеко не ясны последствия присоединения России к Болонскому процессу.