Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

МГП-1

.pdf
Скачиваний:
90
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
793.91 Кб
Скачать

Москва. Западный округ. 2002–2006 годы

матчи, отмечали праздники (обычно на квартире кого$ни$ будь из участников).

Характеризуя участников своей группы, Николай нео$ днократно отмечал, что «каждый человек – самостоятель$ ная личность». Свобода для индивидуальности отмечается в отсутствии общего стиля в одежде, пристрастий в музыке; в группе болели за разные футбольные команды, и данный вопрос не поднимался во избежание конфликтов.

Отношение к музыке также было индивидуальным: «от националистических до попсы». Ценилось умение играть на гитаре. В компании Николая один молодой человек сочинял собственные песни. Специфического отношения к такому ув$ лечению не было: «Над чем$то смеялись, чего$то нравилось».

К молодым людям с хорошей физической формой относи$ лись уважительно. Но это опять же дело личное. Исходя из той деятельности, в которой участвовали молодые люди, за$ ниматься спортом было выгодно. «Кто занимался спортом – целым приходил, с меньшим количеством синяков и ссадин».

3. Структура группы.

В подгруппах имелся свой лидер. Николай считает, что утверждение «каков лидер – такова и группа» верно. Оце$ нивая значимость качеств для лидера по десятибалльной шкале, Николай таким образом обозначил иерархию: ум, умение разрешать конфликты, справедливость – 10 баллов, деловая хватка – 9, физическая сила и ловкость – 8, связь с криминалом – 2.

Для того чтобы стать частью группы, никаких особых ритуалов не было. Новичок обычно оказывался в группе вследствие знакомства с кем$то из участников. Также были распространены случаи, когда молодой человек со стороны обращался к участникам группы за помощью в разрешении конфликта и в качестве благодарности впоследствии оказы$ вал ответную помощь при необходимости (обычно приводил с собой и друзей), таким образом становясь членом группы.

311

Москва. Западный округ. 2002–2006 годы

По словам Николая, возраст молодого человека и стаж его участия в группе не имеют значения, «главное – каче$ ства человека, как он проявляет себя и относится к группе». В уличной группе воспитываются храбрость, азарт, надеж$ ность, самоконтроль, чувство собственного достоинства, вер$ ность слову («сказал – сделал»). Как утверждает Николай, проявление человеком указанных качеств ценилось в его группе и закрепляло за участником хорошую репутацию.

4. Криминал.

Как уже отмечалось, в «большую» группу входили люди отсидевшие. Но для широкой массы участие в деятельности группировки не предполагало связи с криминалом, если не считать драк.

5. «Свои» и «чужие»

Отмечена наибольшая неприязнь к представителям чуже$ родных этнических групп. Конфликт с такой категорией лю$ дей приводил к тому, что при возможности лицо «не славян$ ской внешности ставили на деньги». В зависимости от рода занятий определяли сумму, которую можно получить. Каж$ дая подгруппа лично занималась такого рода делами, под$ ключать другие подгруппы не было необходимости ввиду того, что агрессия в большинстве случаев распространялась на одно лицо. Поскольку преследования такой категории людей осу$ ществлялись намеренно, это сулило большие проблемы при$ езжим из других стран. По словам Николая, после уплаты указанной суммы человек старался поменять место житель$ ства, переехать в другой район. Были случаи избиения лиц нерусской национальности, если не было возможности полу$ чить с них материальных ценностей. В противном случае: «Зачем калечить источник финансов, он же должен их как$ то зарабатывать». Если после «откупа» человек сталкивался с компанией Николая снова и вел себя «соответствующе», более проблем у него не возникало. Больше всего молодых

312

Москва. Западный округ. 2002–2006 годы

людей раздражало, когда «они тарабанят по$своему» – лица другой этнической группы плохо владеют русским языком.

Крайне негативное отношение к гомосексуалистам, но конфликтов с данной категорией людей не наблюдалось.

Успешность в учебе не вызывала у участников группы желания проявить агрессию, Николай не отмечал в качестве жертвы так называемых «ботаников». «Бить слабого неинте$ ресно, а выбивать из кого$то деньги от нечего делать – бес$ смысленно». Участники компании в большинстве своем име$ ли возможность заработать другим способом. Николай гово$ рит, что лично не присутствовал при процессе так называе$ мой «разводки». Отнять материальные ценности могли в ка$ честве наказания за несоответствующее поведение, но не в целях заработать.

Компания Николая старалась не осуществлять агрессию против представителей своего района, но были отмечены слу$ чаи, когда при соответствующем настроении первыми начи$ нали конфликт, и коснуться это могло кого угодно. «Прице$ питься можно к любому слову, вообще к любому». Направле$ ние агрессии подгруппой на одно лицо – редкость, но если поведение казалось им несоответствующим, человек «понто$ вался», следовало предложение: «пойдем, выйдем». Как ут$ верждает Николай, если тот, кого задирают, соглашается «вый$ ти» – это вызывает уважение и может свести драку на нет.

6. Межгрупповые конфликты.

Каждая подгруппа могла обратиться к другим подгруп$ пам своего района для финансовой поддержки и помощи в разрешении конфликтов в любое время. Связь осуществля$ лась по телефону. Николай отмечает высокую организован$ ность группы. В зависимости от месторасположения наме$ ченного мероприятия, молодые люди вызванивали участни$ ков тех подгрупп, которые быстрее смогут добраться до ме$ ста. Соответственно, состав участвующих в драках постоян$ но варьировался сочетанием различных подгрупп. Посред$

313

Москва. Западный округ. 2002–2006 годы

ством телефонной связи возможно было собрать до 60 чело$ век для разрешения какого$либо конфликта в течении ко$ роткого промежутка времени: от 15 минут до часа.

Конфликты в основном происходили с группами из дру$ гих районов, также организованными по территориальному признаку, с идентичным возрастным составом. В основном это были разовые конфликты. Отмечен долговременный кон$ фликт с соседним подмосковным районом, так как предста$ вители этой группы в поисках развлечений попадали в рай$ он, где жила рассматриваемая нами группа.

Разовые конфликты завязывались в основном из$за по$ кушения на представителя группы, оскорбления в его ад$ рес. Противоборствующие стороны «забивали стрелку». Уточ$ нялась численность, но в основном всегда приходило не$ сколько больше народу. «Бывало, что получалась большая разница в количестве, своего рода обман – это подло и не по$мужски». Если была возможность дождаться подмоги, драка начиналась, если же место стрелки было удалено, приходилось отступать. Посредством телефонной связи осу$ ществлялся сбор людей, договаривались о месте встречи, примерном количестве человек и цветовой гамме одежды (это должно было служить отличительным признаком груп$ пы, и было необходимо, так как многие участники не знали друг друга в лицо).

В опыте Николая не отмечается таких случаев, когда кон$ фликты «перетирали на словах». Неоднократно указывалось, что суть участия в группе заключалась в возможности при необходимости проявить физическую силу. Поэтому в группе не было молодых людей, которые не участвовали в драках.

7. Закономерности проведения драки.

Николай отметил, что драться приятно: «чувствуешь, что ты – сильнее». Именно в драке молодой человек видит ре$ зультат своей физической подготовки, соответственно, ис$ пользование оружия мешает такому процессу. К тому же,

314

Москва. Западный округ. 2002–2006 годы

по словам Николая, «суть была не убить, не покалечить, а показать, кто сильнее». Но если группа противника будет использовать оружие (а такое бывало), не отступать же. По$ этому на всякий случай имелись машины, загруженные бей$ сбольными битами.

Определенных правил вроде «драки до первой крови» в компании не отмечалось. Драка заканчивалась, когда одна из групп начинала отступать. Но всё же понятие «беспредела» у молодых людей существовало: «Беспредел – это когда пина$ ешь лежачего, который и так еле дышит». Тем не менее, бывают разные ситуации; например, «если он огрел тебя по затылку, появляется плохо преодолимое желание его убить».

Бывали случаи, когда Николай оказывался задержан ми$ лицией вследствие драки. Если, ввиду массовости события, приезжал ОМОН, то драка оканчивалась отступлением и побегом обеих групп.

Воспоминания о стрелках становятся частью группового фольклора и поддерживают мифологию группы, делая ее сильнее. Молодые люди находятся под впечатлением до сле$ дующего конфликта, вспоминают забавные и необычные мо$ менты. Притом, как сказал Николай, больше обсуждаются неудачные драки, анализируются ошибки. Если все прошло успешно: «Все молодцы, все хорошо всё сделали».

8. Внешний вид.

Как уже говорилось, общего стиля не было.

9. Пацанские понятия.

Как отметил Николай, «правила понимаешь в процессе участия в группе – специально никто этому не учит и ввод$ ных лекций не дает».

Недопустимо унижать мужчину при девушке, даже если он ведет себя неправильно или это делает его девушка. С таким человеком следует разобраться тогда, когда он будет один.

315

Москва. Западный округ. 2002–2006 годы

Проявлять агрессию или нет – зависит от силы против$ ника, поэтому девушек, младших по возрасту, меньшую по численности группу «бить не интересно, если очевидно, что ты победишь».

Если в советское время служба в армии считалась делом престижным и обязательным для мужчины, а ударить от$ служившего считалось недопустимым, то в глазах совре$ менных молодых людей такое правило потеряло свою зна$ чимость. Но если конфликта с отслужившим в армии нет, то отношение к нему уважительное.

Николаю был задан вопрос о том, какое поведение недопу$ стимо в его группе. Оценивая нарушения по десятибалльной шкале, он составил такую иерархию: сдавать своих, отказать в защите и помощи – 10 баллов, уклониться от вызова на драку – 9, сотрудничать с милицией – 8, отказаться от поезд$ ки на драку – 7. Если участники группы задерживались ми$ лицией, отрицалось участие в каких$либо действиях, знаком$ ство с представителями группы и участие этих людей в дра$ ке. Коллективного задержания, когда кто$то «отмазывался» при очевидности обвинения группы, Николай не припомнил.

За нарушение правил, неверное поведение, наказывают. В зависимости от совершенных действий могли перестать общаться, объяснить на словах, «разъяснить» (побить), но, что интересно, какими бы ни были отношения с участником или бывшим участником группы, при обращении его к груп$ пе за помощью никогда в ней не отказывали.

В ходе интервью возникло ощущение, что защита терри$ тории для такой группы выступала как вторичная мотива$ ция. Причины возникновения конфликтов связаны в первую очередь не с наличием «чужаков» в своем пространстве, а с проявлением агрессии к личности, оскорблением ее. Как ут$ верждает Николай, суть участия в такой группе: «Один за всех и все за одного». Таким образом, задача состояла прежде всего в защите личности. Также стоит отметить мужскую солидарность участников группы, уважение к индивидуаль$

316

Москва. Западный округ. 2002–2006 годы

ности и к мужским качествам (стоит вспомнить слова Нико$ лая о порицании унижения мужчины при женщине, даже если такой человек выступает как «не свой», как против$ ник).

Николай отмечал, что участники его компании, детство которых пришлось на девяностые, когда различных секций и кружков, за исключением рукопашного боя, не было, не имели иного выбора в занятиях, кроме как развитие физи$ ческой силы. А результат необходимо видеть, и в такого рода группах молодой человек мог проверить свои силы.

10. Гендерные установки и отношения.

Девушки никакой роли в группе они не играли. На «ту$ совках» в основном присутствовали девушки участников под$ группы, иногда бывшие подружки, если расставание с чле$ ном компании проходило без эксцессов. Агрессия в адрес девушек не поощрялась. Если она ведет себя неправильно, на это могли попросту не обратить внимания или же устно вынести порицание. Строгих регламентаций по защите их не было: «если за девушку затупился на улице – хорошо, если нет – “ну что, ну слабак”».

Категорически не допускали девушек на драки. «Девуш$ ке нечего делать на таких мероприятиях». Николай отмеча$ ет, что «другие группы приводили с собой девушек на стрел$ ки, а это очень глупо». Несмотря на плохое отношение к проявлению агрессии против девушек, когда группа «про$ тивника» проигрывала и отступала, в общей массе часто (не$ намеренно) доставалось и представительницам слабого пола.

11. Дальнейшая судьба.

Обретение семьи, своей ячейки в обществе способствует выходу из подростково$молодежной группы. Как объясняет Николай, с возрастом понимаешь, что «можно объяснить на словах, а не обязательно доказывать физической силой свою правоту».

317

Одесса. Соборка. 2004–2009 годы

Интервью проводилось 25 августа 2009 года с молодым человеком по прозвищу Ремень, 1992 г.р. Родился и прожи$ вает в Одессе. В этом году окончил школу, увлекается ме$ дициной и со временем надеется открыть свой массажный салон с ориентацией на китайскую медицину, на настоящий момент работает курьером.

Интервьюер – Маерчик Мария Степановна.

1. Общие сведения.

Ремень – один из «неформалов» города Одессы1. С 14–15 лет он относит себя к общей неформальной тусовке, в рам$ ках которой формируются более мелкие компании, образу$ ющиеся на основе симпатии и общих интересов.

«Там есть и металлисты, и панки, там рокеры, хиппи… Кого нужно было найти, кто попадал под наши интересы – с теми мы и общались. То есть, не было какого$то такого жес$ ткого направления. Просто есть люди, с которыми интерес$ но общаться, а есть, с которыми нет. Ну, мы собирались и в тусовки с теми, с кем нам было интересно общаться; под них попадали люди с разных субкультур. Но в основном, да, были отдельные какие$то более дружные компании, в кото$ рых присутствовали люди одной субкультуры. То есть, у них как бы больше общего находилось. Но оставалась общая масса, которая общалась вместе».

Костяк компании составляли около 20 человек. На настоя$ щий момент возраст участников – 17–29 лет. Первоначально (лет пять назад) компания состояла преимущественно из ро$ весников. «Это были [ребята] наших лет, ровесники наши, и мы с ними общались. Были те, кто учились с нами в школах, в лицеях (в нескольких школах). Были те, с кем я общался, с каких$то заведений. Мы в основном шли на какие$то тусовки; это были какие$то стадионы, [места] на море… ну, уже дого$ воренные, куда приходят из разных мест много людей».

318

Одесса. Соборка. 2004–2009 годы

Общая стилевая направленность компании со временем могла меняться при общей установке на панк и металл. «Когда тусовался с панками, металлистами, мы, само собой, назы$ вали себя “отбросами общества”, и нам это нравилось, мы называли себя анархистами, мы проводили какие$то движе$ ния. Как только компания меняется – сразу меняется ее название и направления. Было очень много названий, кото$ рыми мы себя называли. В основном названия происходили от названий субкультурных групп. Или от каких$то групп музыкальных, которые мы слушали».

Места для встреч тусовок неформалов: «Соборная пло$ щадь, там есть фонтан. Парк Победы – там много людей тусуются. Склоны на море – буквально всё побережье, можно найти разные тусовки. Известные клубы – там, “ХХІ век”, “Орех”, “Шкаф”… Какие$то дворы, которые большие, ближе к кому$то, в которых мы уже не раз си$ дели».

Встречи компании проходили в свободное время: «Пока мы были в школе, у нас много свободного времени. Мы там огромным количеством людей собирались и встречались по$ чаще, каждый день буквально, с какими$то хорошими дру$ зьями». На настоящий момент, по окончании школы, встреч стало меньше: «Сейчас есть людей пять, с которыми вижусь постоянно, потому что живу рядом, и просто мне с ними интереснее. Вот три человека живут здесь, на Таирова, с ними общаюсь больше всего. Еще несколько людей живут в центре. А со всеми остальными просто вижусь через какое$ то определенное количество времени. Или случайные встре$ чи, город не такой большой. Буквально через день можно встретить знакомого; ну или еще созвонимся».

2. Локализация и повседневность группы.

Как уже говорилось выше, места для встреч компании, как правило, выбирались в центре города. Приведем описа$ ние типичного времяпрепровождения:

319

Одесса. Соборка. 2004–2009 годы

«Каждый раз, когда встречаемся, можем выбрать себе варианты: поехать в город, или на море, пока лето… ну вот, мы за день, за несколько договариваемся, что мы зав$ тра будем делать. Обычно так получается. Такого спон$ танного обычно не бывает. Договариваемся, что завтра идем на море – идем на море. Также можем пойти в город, можем пойти друг к другу домой. Или еще какие$то вари$ анты похожие… Улица, море, город, дом – что$то между этим.

Пока день, можно погулять на улице, повстречать знако$ мых, пообщаться, после этого можно пойти попить там… чаю, пива, чего$нибудь такого, где$нибудь посидеть, поговорить и поехать к кому$то домой, уже вечером».

«Своей» территории у компании не было, но определен$ ные места в городе могли восприниматься как временно соб$ ственная территория: «Были территории, на которые другие компании пускались под каким$то предлогом или не пуска$ лись вообще. Но таких мест было мало. Это, в основном, те места, где тусуются постоянно одни и те же люди. Ну, то есть, новые люди там не появляются. Скажем так. Это бо$ лее$менее закрытое место. Не кусок улицы. Это [например] какой$то двор, в котором гуляет одна и та же компания, собирается. Ну, туда не пускаются компании какого плана… не там 10 человек, которые пришли посидеть, а такие же большие компании, – они туда уже не пускаются. Чтобы не было нагала, нагромождения людей».

Большое значение для компании имели музыкальные ин$ тересы: «Ну, там, например, “Металлика”, “Ария”, даже советская группа “Пурген” – это всё относится к панк$року, к тяжелому року. И еще у нас было направление легкого рока – “Наутилус”, “Агата Кристи”, Цой, Высоцкий…» Сре$ ди любимых песен группы были названы «Мама Анархия» В. Цоя, «Скованные одной цепью» «Наутилуса Помпилиу$ са», «Крещение огнем» и «Падший ангел» «Арии» и некая «песня про смерть» В. Высоцкого.

320