Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Книги 2 / Книги 2 / Сейерс М., Кан А. Тайная война против Советской России. 1947 / Сейерс М., Кан. А. - Тайная война против Советской России - 1947

.pdf
Скачиваний:
168
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
22.4 Mб
Скачать

т. е. вско«ре после того, как президент заявил, что оборона Советского Союза жизненно важна для обороны Америки, Дайс сообщил о своем намерении продолжать антисоветскую кампанию.

. Даже после того как Соединенные Штаты и Советская Россия стали военными союзниками, Мартин Дайс продолжал свою антисоветскую кампанию.

29 марта 1942 г. Генри Уоллес, бывший тогда вице-президентом Соединенных Штатов, заявил:

Если бы мы были в состоянии мира, на эту тактику можно было бы не обращать внимания, как на измышления злонамеренного ума. Но мы в состоянии войны* и те сомнения и недовольства, которые -вызывают заявления мистера Дайса в сознании широких кругов, по своему практическому эффекту могли бы быть вызваны самим Геббельсом. Их моральный эффект для нас был бы меньше, если бы м-;р Дайс получал деньги от Гитлера.

!Мы, американцы, должны сделать все выводы, к которым нас обязывает эта неприятная истина.

в 1944 г. он снова привлекался к ответственности

за участие

в нацистской заговоре против Америки).

которую вы-

— Чтобы выразить сочувствие той

работе,

полняет Дайс, не пожалейте свободной

минуты

и

напишите

ему несколько слов ободрения. На самом деле, ведь миллион писем, положенных ему на письменный стол, послужил бы лучшим ответом всем тем, кто стремится уничтожить его и тот

законодательный

орган,

который

он

представляет.

(Отец

Чарльз

Кофлин — пронацистский

пропагандист,

основатель

«Христианского

фронта»

и

газеты

«Сошиал

джастис»,

рас-

пространение которой было

запрещено почтовым

ведомством

в 1942 г. ввиду ее антигосударственного

направления).

 

Да и

в Берлине не скупились на похвалы

антисоветской

деятельности Дайса в Соединенных Штатах. По данным радиоперехвата коротковолновых станций Федеральной комиссии связи, относящимся к зиме 1941 г., член конгресса Мартин Дайс был тем американцем, которого наиболее часто и с наибольшим удовлетворением цитировали в коротковолновых рассчитанных. на Западное полушарие радиопередачах держав, оси, (Примеч. авторов.)

415.

5. Линдберг

В конце 1940 г., в то время когда Гитлер довершал' порабощение Европы и готовился к открытой схватке с Красной армией, на американском политическом горизонте возникло новое своеобразное явление. Это был так называемый комитет «Америка прежде всего». В течение следующего года комитет развил энергичную деятельность по распространению среди американского народа антисоветской, антианглийской и изоляционистской пропаганды, используя для этого всевозможные средства — печать, радио, массовые собрания, уличные митинги и т. п.

В числе первых руководителей комитета «Америка прежде всего» были такие люди, как генерал Ро-

берт Вуд, Генри Форд,

полковник

Роберт

Маккор-

мик, сенаторы

Бертон

Уилер,

Джеральд

П. Най

и Роберт

Райе

Рейнольде,

члены

палаты

пред-

ставителей

Гамильтон

Фиш,

Клэр

Гофман и

Стивен

Дэй, а

также

Кэтрин

Льюис,

дочь

 

Джона

Льюиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди

присяжных

ораторов

комитета

видную

роль

играла бывшая летчица,

эксцентричная

свет-

ская

дама

Лаура Инголлс, впоследствии

разобла-

ченная и осужденная как платный агент нацистского правительства. Большая часть пропагандистских материалов, распространявшихся комитетом, принадлежала перу другого нацистского агента, Георга Сильвестра Фирека, хотя он и не фигурировал официально в качестве их автора. Ральф Таунсенд, впоследствии разоблаченный как японский агент, возглавлял отделение комитета на Западном побережье США и был членом редакционного совета пропагандистских органов комитета — «Скрибнерс комментейтор» и «Геральд»

1 Редакция «Геральда» располагала коротковолновыми принимающими радиостанциями, которые день и ночь были настроены на волны радиопередатчиков из захваченных Гитле-

416.

Вернер фон Клемм, впоследствии осужденный за контрабандный ввоз бриллиантов в США по сговору с немецким верховным командованием, тайно разрабатывал планы для нью-йоркского отделения и оказывал ему финансовую поддержку. Франк Берч, спустя некоторое время обвиненный в получении от нацистского правительства 10 тыс. долларов на противозаконную пропагандистскую деятельность в Соединенных Штатах, стал одним из основателей отделения комитета в Акроне (штат Огайо).

В июле 1942 г. министерство юстиции специальным постановлением осудило деятельность комитета «Америка прежде всего» как организации, использовавшейся с тайной целью морального разложения вооруженных сил США...

Самой крупной фигурой среди руководителей и пропагандистов комитета «Америка прежде всего» стал известный американский летчик Чарльз А. Линдберг, уже успевший приобрести репутацию пронацистского и антисоветского агитатора в Европе и Америке.

Линдберг впервые побывал в Германии летом 1936 г. Он прибыл туда в качестве гостя нацистского правительства. Нацисты устраивали в честь Линдберга пышные приемы и оказывали ему исключительные почести. Высокие должностные лица лично сопровождали его во время приватной «инспекционной поездки» по немецким военным заводам и авиа-

ром стран Европы и из Японии. Официальная пропаганда оси, принимаемая таким образом, включалась в материалы, печатавшиеся в «Геральде» и в «Скрибнерс комментейтор».

И «Геральд» и «Скрибнерс комментейтор» распространялись в Соединенных Штатах бесплатно; их раздавали на митингах, организованных комитетом «Америка прежде всего», рассылали по спискам адресов, специально составленным при участии Чарльза Линдберга, Гамильтона Фиша, Чарльза Кофлина, сенатора Бертона Уилера и нацистских агентов Франка Берча, Георга Сильвестра Фирека и других. (Примеч. авторов.)

25 М. Сейерс и А. Кан

417

Цйонйым базам. Нацистская Германия произвела на Линдберга большое впечатление.

На роскошных банкетах, дававшихся в его честь фельдмаршалом Германом Герингом и другими нацистскими заправилами, Линдберг не раз высказы-

вал свое убеждение в том, что немецкий

воздушный

флот

непобедим. «Германская авиация — сильней-

шая

в мире, — сказал он

знаменитому

ассу гене-

ралу Эрнсту Удету. — Она

несокрушима!»

«Не понимаю, что такое с этим американцем, — заметил командир Люфтваффе генерал Бруно Лерцер журналистке Белле Фромм.—Он всех янки насмерть перепугает своими разговорами о непобедимости Люфтваффе. Что, впрочем, и требуется!»

«Он стоит любой нашей кампании пропаганды»,— сказал Аксель фон Бломберг, сын нацистского военного министра, после одного из вечеров в честь Линдберга в 1936 г.

Два года спустя, в решающие, критические дни накануне Мюнхена, Линдберг посетил Советский Союз. Он провел там всего несколько дней. Вернувшись в Соединенные Штаты, он тотчас же принялся распространять слухи, что техника Красной армии безнадежно слаба, бойцы ее плохо обучены, командиры никуда не годятся. Он утверждал, что Советский Союз явился бы незавидным союзником в войне против нацистской Германии. Объединяться нужно с нацистами, а не против нацистов, недвусмысленно заявил Линдберг.

На аэродромах объятых тревогой европейских столиц стал частым гостем черно-оранжевый самолет Линдберга; перелетая из страны в страну, Линдберг агитировал за создание политических и экономических связей с «третьей империей»...

Когда начались мюнхенские переговоры, клика

'антисоветски настроенных английских промышленников, аристократов и политиков, группировавшихся

•вокруг леди Астор, охотно собиралась в ее клайв-

418.

денском .поместье, чтобы услышать из уст Линдберга его оценку политического положения в Европе. Линдберг говорил о могуществе военно-воздушных сил Германии, о ее быстро расширяющейся военной промышленности и блестящем военном руководстве. Снова и снова он повторял, что нацисты непобедимы. Он советовал Франции и Великобритании договориться с Гитлером и позволить «Германии... без объявления войны начать экспансию на восток, за счет русской территории» 1.

Линдберг имел несколько конфиденциальных бесед с членами английского ларламента и крупными политическими деятелями. Среди них оказался Дэвид Ллойд Джордж, который впоследствии так отзывался об американском летчике:

Он пробыл в России, кажется, около недели. Он не

виделся ни с кем из

политических руководителей

Рос-

сии и едва ли успел

хорошо познакомиться с

ее

воз-

душными силами; однако после этого он приехал

к нам

и говорил, что русская армия слаба, что русская промышленность находится в запущенном состоянии. И мно-

гие

прислушивались и

верили — впрочем,

Гитлер не

был

в их числе.

 

 

 

 

Беседа с Линдбергом

оставила

Ллойд

Джорджа

в уверенности, что

американский

летчик

«служит

орудием

в руках

людей

гораздо

более

хитрых и

злонамеренных, чем он сам».

Аналогичное обвинение было высказано в Совет-

1 Рассказывая о своей деятельности за этот период на ми-

тинге, организованном комитетом

«Америка прежде

всего»

30 октября 1941

г., Линдберг сказал: «Еще в 1938

г. я пришел

к заключению, что если бы возникла война между

Германией,

с одной

стороны, и Францией и Англией — с другой, она

при-

вела бы

или к

победе

Германии

или

к полному •истощению

и опустошению

Европы.

Поэтому

я

высказывался

за

то,

чтобы Англия и Франция... позволили Германии начать экспансию на восток, в Россию, без объявления войны. (Примеч. авторов.)

27• 419

ском Союзе, только в более энергичных выражениях. Группа выдающихся советских летчиков опубликовала в печати заявление, в котороАм обвиняла Линдберга в том, что он «распространяет чудовищную ложь» относительно того, что «Германия, мол, обладает такой сильной авиацией, которая в состоянии нанести поражение воздушным флотам Англии, Франции, СССР и Чехословакии». Советские летчики писали:

Линдберг оказался в роли неумного лжеца, прихвостня и лакея германских фашистов и их английских аристократических покровителей. Линдберг имел задание английских реакционных кругов «засвидетельствовать» слабость советской авиации и дать этим Чемберлену аргумент в пользу капитуляции в Мюнхене по вопросу Чехословакии.

Спустя три недели после подписания Мюнхенского соглашения, правительство «третьей империи» официально продемонстрировало свою высокую оценку услуг, оказанных Линдбергом нацистской Германии. 18 октября 1938 г. на обеде, данном в честь Линдберга в Берлине, фельдмаршал Геринг вручил американскому летчику одну из самых высоких наград Б Германии — орден Железного креста.

Прожив за границей три с половиной года, Линдберг в 1939 г., незадолго до начала войны, вернулся в Соединенные Штаты.

Как только нацистские войска вторглись на территорию Польши и Англия и Франция объявили Германии войну, Линдберг поспешил выступить в печати с категорическим заявлением: война против Германии — несправедливая война, место справедливой войны — на востоке. В статье, озаглавленной «Авиация, география и раса», в ноябрьском номере журнала «Ридерс дайджест», Линдберг писал —

420.

языком, который разительно напоминал писания Альфреда Розенберга:

Мы,

наследники европейской

культуры, стоим на

грани

гибельной войны, войны

между родственными

народами, войны, которая истощит силы и уничтожит сокровища белой расы... Азия напирает на нас из-за русской границы, чуждые племена угрожающе волнуются...

Мир и безопасность обеспечены нам лишь до тех пор, покуда мы держимся вместе, и величайшую нашу ценность i—кровь, унаследованную от европейских предков,— мы можем сберечь лишь в том случае, если не позволим иностранным армиям вторгнуться на нашу землю и чуждым племенам осквернить нашу расовую чистоту.

В течение 1940 г. Линдберг все более и более тесно связывал свою деятельность с изоляционистским, антисоветским и в значительной степени профашистским движением, которое как на дрожжах росло в Соединенных Штатах. Он сделался -присяж- ным оратором -изоляционистского «Комитета борьбы против участия Америки в войне за границей», кумиром американской «пятой колонны»

Той же осенью Линдберг выступил с речью перед небольшой аудиторией студентов Иэйлского университета. «Мы должны жить в мире с новыми силами, действующими в Европе», — оказал Линдберг своим слушателям.

Организатором митинга е Иэйлском университете

1 В 1937 г. Джон Меткаф, репортер «Чикаго дейли тайме», сообщил о следующем заявлении, сделанном ему Германом Шварцманом, руководителем отделения «Германо-американ- ского бунда», в Астории на Лонг-Айленде: «Знаете, кто мог бы стать фюрером нашей великой политической партии? Линдберг! Да, да, это не так безосновательно, как вам кажется. Вы знаете, что он вполне способен увлечь за собой массы. Американцы любят его... Да, существует много планов, которые пока еще неизвестны широкой публике». (Примеч. авторов.)

m

был богатый молодой студент по имени Р. Дуглас Стюарт-младший, наследник всех капиталов фирмы «Квэйкер Оуте». Вскоре после этого группа Стю-

арта

была

официально зарегистрирована в Чи-

каго

под названием комитета

«Америка

прежде

всего».

 

 

 

Выступая

на многолюдных

митингах,

которые

устраивал по всей стране комитет «Америка прежде всего», а также и по радио, Линдберг говорил американцам, что настоящий их враг — «е нацистская Германия, а Советская Россия. «Война между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией — с другой,—говорил Линдберг,—может привести либо к победе Германии, либо к полному истощению и опустошению Европы». Эта война должна быть превращена в крестовый поход против Советского Союза К

Все агитационные средства комитета «Америка прежде всего» были пущены в ход для широкой кампании .протеста против предоставления Советскому Союзу помощи ino ленд-лизу. Чарльз Линдберг, член палаты представителей Гамильтон Фиш, сенаторы Бертон Уилер и Джеральд Най и другие агенты комитета «Америка прежде всего» в конгрессе яростно возражали против поддержки Красной армии, утверждая, что Соединенным Штатам нет никакого дела до судеб России.

1 Комитет «Америка прежде всего» восторженно приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР.

Орган комитета «Геральд» вышел с заголовком:

Народы Европы в борьбе с русскими коммунистами. Семнадцать государств присоединились к Германской империи для крестового похода против СССР.

Дело изображалось так, будто победа нацистской Германии

над Советским

Союзом — в интересах

Соединенных Штатов.

1 августа

1941

г. в «Бюллетене»

исследовательского бюро

комитета

«Америка прежде всего»

было

напечатано:

«Известно ли вам, что если нацистская Германия и победит ком1мунистическую Россию, это скорее ослабит разбухшую экономику Германии, чем укрепит ее?» (Примеч. авторов.)

m

В кампании принял участие Герберт Гувер. 5 ав-

густа

бывший

президент, совместно с

Джоном

Л. Льюисом, Хэнфордом

Макнайдером и

тринад-

цатью другими

видными

изоляционистами,

подпи-

сал

заявление

протеста

против

«безоснователь-

ных

обещаний

помощи

России...

и других

подоб-

ных шагов, ведущих к войне». В

заявлении гово-

рилось:

 

 

 

 

Недавние события заставляют сомневаться в том, что эта война действительно ведется в защиту принципов свободы и демократии. Она вовсе не является всемирной схваткой между тиранией и свободой. Англо-рус- ский альянс разрушил эту иллюзию1.

После нападения японцев на Пирл Харбор комитет «Америка прежде всего» был официально распущен. Его председатель, генерал Вуд, поручился за то, что бьившие члены комитета включатся в военные усилия Соединенных Штатов против Германии и Японии. Линдберг сошел с американской политической сцены и поступил на службу к Генри Форду в качестве технического консультанта «Мотор компани».

1 30

октября 1941 г.,

когда нацисты были

недалеко от

Москвы, в Нью-Йорке, в Мэдисон-сквер-гарден

состоялся мас-

совый

митинг комитета

«Америка прежде всего». Н.а этом

митинге выступил Джон Кьюдахи, некогда капитан американской экспедиционной армии в Архангельске, а впоследствии—

американский посол

в Бельгии,

отозванный с этого поста

ввиду занятой им

откровенно

прогерманской позиции.

Кьюдахи настаивал на том, что Соединенные Штаты должны явиться инициатором созыва международной «мирной конференции» при непременном участии нацистской Германии. «Лица, занимающие ответственные посты в германском правительстве,— сказал Кьюдахи, — прекрасно понимают, к^кую потенциальную угрозу представляет собой воен-ная мощь Соединенных Штатов. Фон Риббентроп лично сказал мне это, когда я с ним виделся в Берлине пять лет тому назад». Это, по словам Кьюдахи, дает в руки США выгодное преимущество при «мирных переговорах» с нацистами. «Говорят, что мира с Гитлером быть не может. Но Гитлер — всего лишь преходя-

423.

Но антисоветская пропаганда комитета «Америка прежде всего» не прекратилась... .

Когда Красная армия в России начала свое великое контрнаступление, бывшие 'Присяжные ораторы комитета, недавно еще кричавшие о полном разгроме Советского Союза, немедленно объявили, что Москва и ее «коминтерновские агенты» хотят «коммунизировать» всю Европу. Когда Красная армия стала подходить к своим старым западным границам, бывшие деятели комитета «Америка прежде всего» пророчествовали, что советские войска не перейдут этих границ, а заключат «сепаратный мир» с нацистской Германией, предоставив Англии и Соединенным Штатам одним продолжать борьбу. Когда же Красная армия границы перешла, они снова попняли вой на тему о «московском владычестве» в Европе.

щая фаза... — товорил Кьюдахи. — У нас в 'Америке имеется крупный специалист по европейским делам, и при этом человек истинно патриотических убеждений — Герберт Гувер...

Предложим мистеру Гуверу разработать план мероприятий, гарантирующих вечный мир».

На этом же митинге с призывом к собравшимся выступил преподобный Джордж Альберт Саймоне. Преподобный мистер Саймоне был до русской революции пастором протестантской миссионерской церкви в Петербурге. Там он подружился с Борисом Бразулем, антисемитским агитатором, который впоследствии играл видную роль в распространении «Протоколов сионских мудрецов» в Америке. В феврале 1919 г. мистер Саймоне давал показания сенатской комиссии, занимавшейся расследованием вопроса о «большевизме». Вот отрывок из заявления мистера Саймонса: «Среди агитаторов за так называемое большевистское движение больше половины было евреев. Вся эта история (русская революция) — еврейская выдумка, и корни ее, между прочим, можно найти и в нью-йоркском Истсайде». Мистер Саймоне рекомендовал «"Протоколы сионских мудрецов» в качестве ценного источника сведений о русской революции. Он сказал:. «...там показано, что предпринимало это тайное еврейское общество для того, чтобы завое-

вать мир и, так сказать, прибрать его полностью к рука!м; и многое из того, что говорится этой книге о программе и ме- тодах, полностью приложимо к большевизму». (Примеч.

авторов,)

424.