Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpora15 / ref-21914.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
25.04.2015
Размер:
756.74 Кб
Скачать

95. Правосознание: понятие и структура.

Правосознание – объективно существующий набор связанных между собою идей, эмоций, выражающих отношение общества и индивида к праву.

Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в следующем:

  1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2) Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества.

Правосознание имеет свою структуру, которая включает в себя правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология – осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной или аргументированной критики или одобрений всей правовой системы или отдельно норм.правовых актов, а также правовых учреждений. Правовая идеология – система конкретизированных знаний о праве.

Правовая психология – выражается в виде эмоций, штампов, стереотипов и иных характеристик человека.

Правосознание имеет 3 уровня:

1) Обыденные

2) Профессиональные

3) Научные

Правосознание имеет 3 вида:

1) Индивидуальное

2) Групповое

3) Общественное

Функции правосознания – основные направления претворения правосознания в жизнь:

Гносеологическая функция – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности.

Регулирующая функция – дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.

Моделирующая функция – позволяет моделировать соответствующую модель поведения.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы:

- право как система норм, выражающих государственные веления;

- правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом;

- правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

- правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;

- правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.

Правосознание: понятие и структура.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положи­тельным (человек понимает необходимость и ценность пра­ва) или отрицательным (человек считает право бесполез­ным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым ре­гулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению чле­нов общества в сфере действия права). Человек как-то от­носится к прошлому праву, к праву, существующему сей­час, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоци­ональным, на уровне чувств, настроений. То или иное от­ношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регуля­тор отношений людей, наделенных волей и сознанием.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими воззрениями, рели­гиозными доктринами.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется вклю­чение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специ­фическая черта правосознания как составной части меха­низма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма пра­вового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллектив­ное) — сложное структурное образование, в котором мож­но выделить рациональные компоненты, обычно называе­мые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверх­ностных до научно-теоретических.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторон­ний анализ современной правовой ситуации.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру со­знания, и человек не может руководствоваться в сфере пра­вового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность право­вого поведения. Практика изучения правомерного поведе­ния показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. На­пример, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным норматив­ным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Ин­формация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а мо­жет быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информацион­ный уровень правосознания — обязательная его структур­ная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания за­нимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных представлений человека формируются мотивы его по­ведения в правовой сфере. Осознание ценности права лично­стью способствует превращению права из "чужого", исходя­щего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов че­ловека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализа­ции собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отве­чающие интересам и потребностям, — все эти моменты вхо­дят в волевой элемент правосознания. Волевую направлен­ность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью челове­ка как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявля­ется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм.

Антиподом правовой культуры является правовой ни­гилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть гораздо более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция), чем право во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто выливается в террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной админист­рации и т.д., в проведении государственной политики на уго­ловные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или ро­мантизм, одним словом, преувеличение реальных регуля­тивных возможностей правовой формы. Это явление сопро­вождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что глав­ным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принима­емые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения счита­лось достаточным, уничтожив старые законы, принять но­вые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно воз­лагают на закон слишком большие надежды в деле переус­тройства нашего общества. Думается, что лишь достаточ­ный политический и правовой опыт может развеять иллю­зии правового идеализма.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то пра­вовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и де­формированным правосознанием, дефицитом политико-право­вой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыка­ются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода ре­формации (ускорение социально-экономического развития, ис­коренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня на­рода, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).

Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не по­лучилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похме­лье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же ниги­лизм, только с обратным знаком.