Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
эйхенбаум реферат.docx
Скачиваний:
35
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
149.46 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат на тему: «Борис Михайлович Эйхенбаум. Сквозь литературу»

Выполнила: студентка 711 группы

филологического факультета

Мельниченко Елена

Преподаватель :

г. Хабаровск

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

• ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

• БИОГРАФИЯ……………………………………………………………….4

• НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б.М. ЭЙХЕНБАУМА..............................6

• СПИСОК ТРУДОВ…………………….……………………….…..………8

• СКВОЗЬ ЛИТЕРАТУРУ………….………………………………..…..…..9

• Б. М. ЭЙХЕНБАУМ. «КАК СДЕЛАНА „ШИНЕЛЬ“ ГОГОЛЯ»….…..11

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...……….…12

• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……………………......13

ВВЕДЕНИЕ

Стоит открыть любой литературный справочник, и в нем обязательно найдется статья о знаменитом литературоведе, докторе филологических наук, профессоре Борисе Михайловиче Эйхенбауме, внуке знаменитого математика, поэта и деятеля Хаскалы Якова Эйхенбаума.

В одном из автобиографических набросков Б. М. Эйхенбаум писал: «Человек молод до тех пор, пока он живет чувством исторической стихии...»

Так кем же был Борис Михайлович Эйхенбаум, чем жил и что оставил после себя потомкам?

В данной работе я освящу как биографические данные литературоведа, так и проанализирую одну из его статей - «Как сделана "Шинель" Гоголя» - входящую в сборник «Сквозь литературу», объединяющий в себе статьи, написанные в период с 1916 по 1922год.

БИОГРАФИЯ

ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович (1886, город Красный, Смоленская губерния, – 1959, Ленинград), русский литературовед. Внук Якова Эйхенбаума.

Родился в семье врачей: мать, Надежда Эйхенбаум (урожденная Глотова; русская), — одна из первых квалифицированных женщин-врачей в России, отец, Михаил Эйхенбаум (крещеный еврей), — железнодорожный врач. По окончании в 1905 г. Воронежской гимназии Эйхенбаум поступил учиться в петербургскую Военно-медицинскую академию, в феврале 1906 г. — в Вольную высшую школу Лесгафта (биологическое отделение). Однако, решив посвятить жизнь изучению музыки, в январе 1907 г. поступил в музыкальную школу профессора Рапгофа. Окончательный выбор Эйхенбаум сделал осенью 1907 г., поступив на славянско-русское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета (окончил в 1912 г.; в 1909–11 гг. учился на романо-германском отделении). С 1912 г. сотрудничал в журналах «Запросы жизни», «Русская молва», «Северные записки», «Русская мысль». С марта 1914 г. преподавал в петербургской частной гимназии Я. Гуревича. В 1918–49 гг. преподавал в Петроградском (Ленинградском) университете, в 1920–31 гг. — в Государственном институте истории искусств (доктор филологических наук, профессор). С 1935 г. был сотрудником Пушкинского дома (Института русской литературы).

Ключевой момент биографии Эйхенбаума — сближение с участниками кружка ОПОЯЗ в 1917 году. В 1918 году Эйхенбаум присоединяется к ОПОЯЗу и участвует в его исследованиях до середины 1920-х гг. Также его увлекает проблема «литературного быта», при обсуждении которой ему приходится полемизировать с Ю. Н. Тыняновым.

В августе 1936 Президиум АН СССР присудил Эйхенбауму степень доктора литературоведения без защиты диссертации, за выдающиеся работы в области русской литературы и текстологии.

Пережил блокадную зиму, в марте 1942 вместе с университетом эвакуирован в Саратов, откуда вернулся в конце 1944. 28 февраля 1944 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1949 он оказывается жертвой «борьбы с космополитизмом»: 5 апреля на заседании Учёного совета филологического факультета ЛГУ состоялась проработка четырёх профессоров (Эйхенбаума, Жирмунского, Азадовского и Гуковского), за которой последовало увольнение. Осенью того же года Эйхенбаум подвергся резким нападкам в прессе, в том числе со стороны А. Фадеева и А. Дементьева

Уволенный также из ИРЛИ, Эйхенбаум потерял всякую возможность печататься. Лишь через несколько месяцев после смерти Сталина, в сентябре 1953, он смог вернуться к редакторской деятельности.

24 ноября 1959 на вечере скетчей Анатолия Мариенгофа Эйхенбаум произнёс вступительное слово и умер, заняв своё место в первом ряду.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Первая научная работа Эйхенбаума — статья «Пушкин-поэт и бунт 1825 года», получившая одобрение его двоюродного брата, историка М. Лемке, была опубликована в 1907 г.

В 1918 г. Эйхенбаум примкнул к Обществу изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), созданному группой филологов-формалистов (О. Брик, Ю. Тынянов, В. Шкловский, Р. Якобсон, Л. Якубинский и др.). Своеобразным «манифестом» ОПОЯЗа была статья Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя» (1919), заложившая основы формального метода анализа текста.

В труде «Мелодика русского лирического стиха» (1922) Эйхенбаум исследовал органическую связь между ритмом и синтаксисом стиха, образующую поэтическую интонацию.

В 1920-е гг. Эйхенбаум активно выступал как историк литературы (книги «Молодой Толстой», 1922; «Анна Ахматова. Опыт анализа», 1923; «Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки», 1924), теоретик литературного процесса (концепция «литературного быта»), критик, создатель «персонального» литературного журнала-книги «Мой временник» (1929).

Обращение Эйхенбаума к изучению форм литературной жизни, к проблеме «как быть писателем», тесно связанное, с одной стороны, с ранними литературными опытами (опубликованными в 1912 г. стихотворениями в журнале «Гиперборей»), с другой стороны, с драматической социально-культурной динамикой советского общества 1920–30-х гг., привело Эйхенбаума к работе в «пограничном» жанре беллетризованной биографии («Маршрут в бессмертие. Жизнь и подвиги чухломского дворянина и международного лексикографа Николая Петровича Макарова», М., 1933).

Эйхенбауму принадлежит фундаментальное исследование — литературная биография «Лев Толстой» (кн. 1–3, Л.—М., 1928–60). Значительна деятельность Эйхенбаума как текстолога и комментатора, подготовившего собрания сочинений М. Лермонтова, Н. Лескова, М. Салтыкова-Щедрина, И. Тургенева, Л. Толстого и др.

Всю сознательную жизнь Эйхенбаум вел дневник (частично опубликованный в периодической печати), который представляет несомненную культурно-историческую ценность. В автобиографической концепции Эйхенбаума духовно-генетическая связь с еврейским дедом — Я. Эйхенбаумом — играет определенную роль («Закон наследственности... привел меня... на историко-филологический факультет» /«Мой временник»/) и сказывается на его юношеских интересах («смесь еврейской крови с русской образует, очевидно, особое химическое соединение, имеющее сходство с кровью романо-германских народов»). Анонимное издание перевода поэмы деда «Гакраб. (Битва)» стимулировало Эйхенбаума к написанию отклика на это издание («Русский современник», 1924, книга 4), в котором он сообщал сведения о забытом авторе. В расширенном варианте этой рецензии (глава «Отрывки из родословной», открывающая «Мой временник») Эйхенбаум на примере судьбы деда и его книги постулировал преодоление «забвения» как основу гуманитарной науки.

ТРУДЫ

  • Пушкин-поэт и бунт 1825 года (Опыт психологического исследования), 1907 (первая опубликованная работа Б. М. Эйхенбаума).

  • Как сделана «Шинель» Гоголя, 1919. (Текст: Как сделана «Шинель» Гоголя.)

  • Мелодика русского лирического стиха, 1922. (Текст: Мелодика русского лирического стиха (фрагмент).)

  • Молодой Толстой, 1922.

  • Анна Ахматова. Опыт Анализа, 1923.

  • Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки, Л.1924.

  • Сквозь литературу, Л. 1924.

  • Лесков и современная проза, 1925.

  • О. Генри и теория новеллы, 1925. (Текст: О. Генри и теория новеллы.)

  • Теория «формального метода», 1925. (Текст: Теория «формального метода».)

  • Литературный быт, 1927.

  • Лев Толстой: пятидесятые годы, 1928.

  • Лев Толстой: шестидесятые годы, 1931.

  • Маршрут в бессмертие (Жизнь и подвиги чухломского дворянина и международного лексикографа Николая Петровича Макарова), 1933

  • Лев Толстой: семидесятые годы, 1940.

СКВОЗЬ ЛИТЕРАТУРУ

Наиболее значительные из статей, написанных в 1916–1922, Эйхенбаум издал в сборнике "Сквозь литературу".

В "предисловии" к сборнику "Сквозь Литературу" автор пишет: "Самая ранняя из входящих в этот сборник статей - "Державин" написана в 1916 году; самая последняя - "Некрасов" - в 1922 г. Эти шесть лет ощущаются как длинный, хотя и быстро (невероятно быстро) пройденный путь".

По оценке критиков, за эти шесть лет Эйхенбаум эволюционировал от эстетики гносеологической к морфологической, от методов анализа философского - к формальному.

Именно эволюционировал, а не просто "менял" методы, потому что в первой статье о Державине мы встречаем внимательное отношение к методологии и к проблемам научного изучения искусства; кроме того, наряду с подходом философским, в первых статьях Эйхенбаума есть большое, хотя и не глубокое, внимание к материалу и к композиции, обусловленное имманентным подходом к произведению искусства, который Эйхенбаум выдвигал в 1916 г. в противовес подходу генетическому и публицистическому. Впоследствии интерес к форме стал решающим принципом в исследованиях Эйхенбаума и научной группы (Опояз), к которой он принадлежал. И на формально-генетическом подходе была основана статья о Некрасове (напечатанная в журнале "Начала"), по-новому определившая место Некрасова в смене поэтических стилей 60-х и 70-х годов.

Статьи о Карамзине, о письмах Тютчева, о Льве Толстом, - являются философскими не только по методу, но и по теме (в особенности две первых статьи), - не вызывающими в настоящее время прямого интереса.

Более современны местами статьи 1919 г. "О трагедии и трагическом" и большая статья - исследование 1917 г. "О трагедии Шиллера в свете его теории трагического".

В целом - основной интерес сборника не только в самих статьях, частью широко известных читающей публике, частью устаревших к настоящему времени - сколько в органической эволюции методов и принципов изучения литературы у одного из виднейших современных научных исследователей эволюции, так ярко выраженной в этой книге. Путь Эйхенбаума - путь не индивидуальный - он характерен для движения всей науки о литературе за последние десятилетия.

«КАК СДЕЛАНА „ШИНЕЛЬ“ ГОГОЛЯ»

Статья Б. М. Эйхенбаума „Как сделана «Шинель» Гоголя“ — один из наиболее ярких и значительных документов в истории ОПОЯЗа. Став практически сразу после опубликования литературоведческой классикой, она оказала огромное воздействие на развитие филологической мысли не только в России, но и во всем мире.

Работа эта, наряду с „Морфологией сказки“ Проппа и исследованиями Виноградова в области сказовой речи и образа автора, стоит у истоков современной теории повествования. Как бы далеко ни продвинулась нарратология в наши дни, специалисты неизменно возвращаются к этой статье, развивая идеи Эйхенбаума или отталкиваясь от них.

Однако „Как сделана «Шинель»...“, безусловно, затрагивает и проблемы более общего порядка — взаимоотношения между литературным текстом, авторским сознанием и реальностью. Отрицая (прямую) детерминированность текста внешними социальными или психологическими факторами, Эйхенбаум предвосхищает многочисленные дискуссии более позднего времени, что лишний раз подтверждает право этой работы на внимание со стороны читателей последующих поколений.

Сам Б. М. Эйхенбаум, по всей видимости, также любил эту статью. Помимо первой публикации в сборнике „Поэтика“ 1919 г. он еще дважды включал ее в сборники своих работ: „Сквозь литературу“ (Л.: Academia, 1924. - С. 171-195) и „Литература“ (Л.: Прибой, 1927. - С. 149-165).

В советское время „Как сделана «Шинель» Гоголя“ - одна из немногих работ Эйхенбаума „формалистского“ периода, которые вошли в посмертный сборник „О прозе“ (Л.: Худож. лит., 1969. - С. 306-326).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим качеством Бориса Эйхенбаума как ученого было ясное сознание, что истина неизвестна ему в последней инстанции и что данный этап его научного развития есть переход к последующему. Страстно отстаивая свои убеждения, он, однако, никогда не абсолютизировал своих теорий и любил говорить, что решить научный вопрос окончательно — это все равно, что закрыть Америку.

Наука, считал он, «не поездка с заранее взятым билетом до такой-то станции, на место назначения». Он был глубоко убежден, что литературоведческие построения не могут оставаться неизменными, иначе надо было бы «объявить историю литературы наукой прекращенной, все выяснившей». Известную свою книгу «Мелодика русского лирического стиха» Б. М. Эйхенбаум закончил словами: «теории гибнут или меняются, а факты, при их помощи найденные и утвержденные, остаются».

На всем протяжении деятельности Б. М. Эйхенбаума главным предметом его литературоведческих изучений всегда оставалась история и главным героем его работ был писатель, умеющий слышать ее голос и чувствовать ее запросы. Не случайно Эйхенбаум стремился обнаруживать исторический смысл даже в казалось бы чисто личных, индивидуальных особенностях писателя.

Так, в истолковании Эйхенбаума историческое объяснение получило «староверство» Лескова, его нелюбовь к «теоретикам», так же как и «чрезмерность» его стиля, его страсть к словесной игре, к народной этимологии. Особенности и закономерности художественной системы писателя всегда были в центре внимания Эйхенбаума, именно поэтому он не любил тех традиционных работ о «мастерстве», в которых оно рассматривалось просто как личная одаренность автора, как уменье хорошо писать. Ему непременно нужно было вскрыть историческую основу и идейную почву этого «мастерства»

В последние годы он был увлечен мыслью написать учебник по текстологии. Книга была задумана как строго научная и в то же время увлекательная, с подчеркнуто практическим уклоном. Своих друзей и знакомых он просил сообщать ему любопытные текстологические казусы, чтобы поместить их в книгу. Смерть помешала ему осуществить этот замысел как и многие другие.

ЛИТЕРАТУРА