Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вменяемость.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
16.05.2015
Размер:
152.58 Кб
Скачать

3.2. Медицинские критерии ограниченной вменяемости

Медицинский критерий ограниченной вменяемости во многом схож с медицинским критерием невменяемости. Хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики могут быть основанием для признания лица, совершившего общественно опасное деяние, как невменяемым, так ограниченно вменяемым. Например, шизофрения, которая относится к хроническим психическим расстройствам, не всегда полностью лишает человека возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им, то есть эта возможность может быть полностью не утрачена, но ослаблена. «В последние годы некоторые авторы вялотекущие формы течения шизофрении, доброкачественные и стойкие ремиссии с маловыраженными негативными расстройствами также склонны рассматривать как психические аномалии». А лица, страдающие слабоумием в стадии дебильности, достаточно часто признаются судом ограниченно вменяемыми. «Формулировка медицинского критерия, хотя и более краткая, чем в ст.21, не дает оснований исключить из нее какой-либо из четырех видов перечисленных там психических расстройств (хроническое, временное, слабоумие, иное болезненное состояние психики)». Отличие медицинского критерия невменяемости от медицинского критерия ограниченной вменяемости в том, что медицинский критерий невменяемости выступает в виде конкретного болезненного состояния психики, которое блокирует в момент совершения общественно опасного деяния либо процесс осознания лицом фактического характера и общественной опасности своих действий (бездействия), либо процесс руководства ими. А при ограниченной вменяемости определенные психические отклонения от нормы лишь частично лишают лицо в момент совершения преступления возможности осознания фактического характера и общественной опасности своего поведения либо возможности руководить им. Кроме перечисленных отклонений психики основанием для установления ограниченной вменяемости являются также и различные психопатии, которые не достигают уровня психического расстройства. Из этого можно сделать вывод, что объем медицинского критерия ограниченной вменяемости несколько шире, чем тот же критерий невменяемости.

Психические расстройства, которые не исключают вменяемости, получили в психиатрии название психические аномалии. В психиатрической литературе аномалией называется отклонение от нормы. При этом данный термин относится к различным состояниям, процессам, формированиям. Поскольку аномалия — это отклонение от нормы, то, соответственно, должно существовать понятие нормы. Понятие нормы, а особенно понятие психической нормы, является понятием, которому трудно найти подходящее определение. П.Б.Ганнушкин утверждал: «Гармонические натуры по большей части есть плод воображения». В.Я. Семке выделил критерии, которые позволили ему сформулировать понятие гармоничной личности следующим образом: «Гармоничные в психическом смысле люди проявляют вовне достаточную сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного)». Б.С. Братусь определил психическую норму как баланс сил возбуждения и торможения. Думается, что утверждения последних двух авторов являются конструктивными и заслуживающими того, чтобы с ними согласиться. Значит, дисбаланс сил возбуждения и торможения оказывает влияние на поведение лица.

Психические аномалии занимают весьма значительное место в судебно-психиатрической практике. Распространенность психических аномалий в общепсихиатрической и судебно-психиатрической практике, а также высокий процент лиц с такими аномалиями среди совершающих преступления определили повышенное внимание и интерес как психиатров, так и юристов к данной проблеме.

Психические аномалии — это совокупность отклонений психики, которые возникают под влиянием внешних и внутренних факторов.14

По данным ряда авторов, лица с психическими аномалиями составляют 62-66 % от общего количества лиц, прошедших комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. «Это испытуемые с пограничными нервно-психическими расстройствами, которые диагностируются как психопатии, акцентуации характера, патологическое развитие личности, последствия черепно-мозговых травм, органические поражения центральной нервной системы (в форме резидуальных состояний), начальные стадии церебрального атеросклероза и других сосудистых заболеваний головного мозга, легкие формы эпилепсии, олигофрении».

На основании изложенного можно сделать вывод, что понятие «психические аномалии» включает в себя довольно широкий круг нервно-психических нарушений. Отсутствие четких границ между отдельными формами аномалий, а также большое количество смешанных состояний и ряд общих признаков и позволяют психиатрам объединить все перечисленные психические расстройства в единую группу. Общими признаками являются: личностный уровень поражения, неглубокие нарушения в интеллектуально-волевой сфере деятельности, приводящие к ограниченной возможности осознания социальной значимости поведения и руководства им.

При расстройствах личности (психопатиях, патологическом развитии личности) судебно-психиатрическая экспертиза назначается довольно часто. Во-первых, в связи с высокой креминогенностью. Во-вторых: во время совершения общественно опасных деяний данная категория лиц может производить на окружающих впечатление «ненормальных». Необходимо учитывать, что в момент совершения преступления способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, как правило, сохраняется, хотя и не полностью. Именно поэтому лица с психопатиями и патологическим развитием личности признаются ограниченно вменяемыми. Психопатические личности, совершившие правонарушения в состоянии компенсации, а таких абсолютное большинство, признаются вменяемыми. По данным российской судебно-психиатрической статистики, 95-97% психопатических личностей, направленных судами и органами расследования на экспертизу, расцениваются экспертами ответственными за содеянное. Исключение составляют общественно опасные деяния, совершенные во время психозов, возникших на высоте декомпенсаций. Последние означают заострение психопатических черт, сопровождаемое обычно нарушениями поведения и социальной дезадаптацией. Наступает чаще под воздействием неблагоприятных факторов среды, однако обычно вполне переносимых здоровыми личностями. «Иногда же декомпенсации возникают без видимых причин. Случается так, что психопаты сами создают вокруг себя психотравмирующую обстановку, которая затем приводит к декомпенсации». Например, убийство мнимых преследователей по бредовым мотивам при паранойяльном расстройстве, осложнившемся бредовым психозом. При указанных условиях лицо признается невменяемым. Вопрос о вменяемости при психопатиях решается с учетом глубины и динамики психического недоразвития и эмоционально-волевых нарушений.

психическим аномалиям относятся и легкие формы эпилепсии. Эпилепсия — хроническое прогрессирующее заболевание, вызванное поражением центральной нервной системы. Эта болезнь сопровождается изменениями личности, психозами, развитием слабоумия. Сам по себе диагноз «эпилепсия» не определяет невменяемости. Больные эпилепсией чаще всего совершают различные общественно опасные деяния в состоянии психических эквивалентов. Последние означают приступообразно проявляющиеся расстройства сознания и настроения. Они обычно возникают как бы взамен припадка, хотя и не исключают его. В таких случаях лица признаются невменяемыми. Если же преступление совершено вне приступов расстройства сознания или настроения, то определение вменяемости или невменяемости зависит от степени деградации личности или от выраженности слабоумия.15

На основании изложенного можно дать следующее определение психическим аномалиям: психические аномалии — это различные психические отклонения, снижающие уровень сознательно-волевой регуляции лица в момент совершения им общественно опасного деяния. При этом психические аномалии влияют на поведение лица, как в обычной, так и в сложной ситуации.