Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Архитектура и человек

.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
128 Кб
Скачать

Эффекты от жилой застройки, подобно коммерческой застройке, чаще всего основаны на получении максимальной прибыли, и если этот фактор доминирует, он может полностью извратить дух города.

Каждые четыре года какой-то из крупных городов выигрывает право принять у себя Олимпийские игры. В город вливается поток средств, но вместе с тем и лихорадка разрушения, строительства дорог и паркингов. Себестоимость краткосрочных экономических выгод оставляет о себе долгую память, отпечатанную на целом регионе. Подобный процесс в миниатюре воспроизводится постоянно: чем больше денег вовлечено в коммерческие проекты, тем выше степень разрушений.

Что нас ждет завтра?

Завтрашний мир формируется нашей мыслью, нашими проектами. За какие-то тридцать лет архитектура смогла разрушить и города, и большие территории вне их по всему миру. Даже глобальная экология оказалась под угрозой из-за дополнительных вредных выбросов и ущерба природе, вызванных архитектурными решениями. Здесь нет преувеличения. Озоновые «дыры» в значительной степени расширяются из-за хлорфлуоркарбонов, используемых при кондиционировании воздуха и производстве вспененных утеплителей. Электроэнергия, расходуемая на отопление зданий, особенно в ночные часы, производится атомными станциями. Пластики вызывают загрязнение среды и в ходе их получения, и после того, как отслужат свой век. Но ведь есть различные способы обогревать и охлаждать здания, и есть возможность выбирать, какую степень загрязнения мы можем себе позволить. То, какие системы и какие материалы мы избираем, относится к кругу архитектурных решений.

Но архитектура сегодня гораздо больше, чем раньше, подогнана к задаче получения прибыли. Архитектура обладает способностью делать деньги для своих клиентов, даже если архитектор думает об этом в последнюю очередь. Многие вполне откровенны, и утверждают, что сооружения заказываются людьми, которые стремятся извлечь из них максимум прибыли, и что задача архитектора заключена именно в обслуживании этой потребности. Есть теория, согласно которой ориентация на прибыльность способна создать экономическую базу для развития отсталых кварталов и районов. Однако, как показывает практика, погоня за прибылью разрушала города, природные ландшафты и сельские районы, сокрушила не одну личность и не раз разделяла общество.

В рамках привычных экономических структур всякое вовлечение художественного начала в создание вещей означает увеличение расходов. Но на самом деле можно строить недорого и красиво.

В категориях пищи для души, при проникновении за блестящую внешнюю оболочку, многое из нашего окружения близко к полному банкротству. Бедные, не сумевшие преуспеть в жизни, обитают в окружении, которое нельзя назвать ничем иным, кроме эстетической катастрофы, а их система ценностей, их способность ощущать и внутренняя зависимость усиливаются стократ характером окружения.

Увы, множество зданий, из которых состоит окружающий нас мир, не поднимаются выше простоты промышленного производства, стойкости строительных материалов или экономии денежных средств ценой жизнетворных свойств проекта и конструкций. Производство такого рода зданий утвердило тенденцию упрощения того, чем является архитектура, до состояния чего-то такого, что пригодно для фотографирования.

Всякий раз, когда архитектура пытается воздействовать на людей из корыстных побуждений или просто настроена на что-то иное, чем люди и дух места, она служит злым, демоническим силам. Не только для прямого противостояния этим силам, но и ради позитивного привнесения животворящей способности в природное и рукотворное окружение, мы должны как-то соединить организующее начало и стихию жизни, рациональность и чувство, прямое и криволинейное, длящееся и преходящее, материю и свет как-то совсем иначе. Мы обязаны создавать постройки и места с качествами, способствующими обновлению жизни, поддержке душевных сил, укреплению духа.