Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Информационное право / Системный анализ базовых актов в структуре информационного законодательства РФ

.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
89.6 Кб
Скачать

Одним из первых законов в Российской Федерации в сфере национальной безопасности был принят Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности", который закрепил правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. В Законе было дано определение понятия "безопасности", как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Однако действующий Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" уже настолько устарел, что даже не соответствует терминологии нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Накопленный в этой сфере опыт его применения также требует ряда уточнений, например, в части совершенствования системы лицензирования деятельности по защите государственной тайны, допуска к государственной тайне лиц, находящихся на выборных должностях в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации и в органах местного самоуправления, права и ответственность чиновников в органах исполнительной власти и лиц, занимающих ответственные должности в госучреждениях.

Кроме того, в условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации ранее разработанные механизмы защиты государственной тайны не отвечают новым условиям и в значительной степени утратили свою эффективность.

С целью совершенствования системы защиты государственной тайны на основе создания и внедрения в практику механизма реализации Закона РФ "О государственной тайне" была принята Программа защиты государственной тайны (далее - Программа), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. Однако "в целях обеспечения финансирования наиболее социально значимых программ, выполнения международных финансовых обязательств Российской Федерации в условиях жестких бюджетных ограничений..." она, в ряду других, была приостановлена.

Позднее, Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 г., срок реализации данной Программы был продлен на весь 1998 год, но полностью задачи совершенствования системы защиты государственной тайны так и не были выполнены.

В 2001 г. Правительством Российской Федерации была принята новая Программа по защите государственной тайны на 5 лет.

Следует отметить, что дальнейшее совершенствование системы защиты государственной тайны сдерживается также из-за того, что до сих пор не утверждена Инструкция по защите государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях (Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР была утверждена еще постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1987 г.).

Данная Инструкция призвана регулировать особенности обеспечения режима секретности и в современных экономических условиях, а также регулировать порядок защиты такой информации в информационно-телекоммуникационных системах, при обработке и хранении информации в средствах электронно-вычислительной техники.

В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится около двух десятков статей, предусматривающих составы уголовных преступлений, связанных с проблемой нарушения безопасности в области информации и по защите права на информацию.

Однако практика правоприменения свидетельствует о настоятельной необходимости внесения изменений и дополнений в главу 28 УК РФ о преступлениях в сфере компьютерной информации. Кроме того, нечетко сформулирована и поэтому неоднозначно трактуется применительно к деятельности средств массовой информации (СМИ) статья 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны". К каким последствиям это может привести в условиях глобального распространения терроризма, свидетельствуют события в Москве на Дубровке.

В новом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях также есть специальный раздел (глава 13) по вопросам правонарушений в области информации и связи.

Сегодня к числу первоочередных задач законотворчества можно отнести также приведение правовой базы информационной деятельности в соответствие:

- реальностями, обусловленными переходом экономики России на рыночные основы;

- обязательствами, вытекающими из участия России в международных конвенциях и соглашениях (в частности, об охране интеллектуальной и промышленной собственности).

В процессе анализа действующей правовой базы должна быть выявлена взаимосвязь между конкретными правовыми актами, как уже действующими, так и подлежащими разработке. В этом должно помочь развитие методов системологии законодательных и правовых систем, разрабатываемых в Секторе информационного права Института государства и права РАН.

Сегодня становится все более очевидным, что простых решений проблем законодательного обеспечения жизнедеятельности российской информационной инфраструктуры и эффективного использования в стране информационного ресурса не существует. Однако мы с удовлетворением констатируем, что достаточно прочный фундамент и системно организованный каркас информационно-правового поля в России уже создан, укрепляется и меняет не только менталитет юридической научной и практикующей общественности, но и важнейшие базовые позиции правопонимания и правоприменения в информационной сфере страны.

При этом, как особенность развития российского информационного права и соответствующего законодательства, следует отметить их "естественно-правовую" направленность, в отличие от западной позитивно-правовой аксиологии, традиционно абсолютизирующей роль закона и законодателя даже в такой "суперсовременной" области общественной жизни, как информационное общество в эпоху Интернета.

Научное сообщество и законодатель, да и российское общество в целом, должны осознать важность рассматриваемой проблематики, определить разумные пути решения входящих в нее проблем.

Г.В. Белов,

старший научный сотрудник ИГП РАН, доцент, к.т.н.

Е.Е. Смирнов,

юрисконсульт ФГУП "Биоэффект"