Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России. РнД, 2000. 338 с.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
22.08.2013
Размер:
640 Кб
Скачать

Глава 6. Становление нормативно-ценностных систем

Становление новых нормативно-ценностных систем является важным аспектом формирования нового социального порядка в России. Под нормативно-ценностной системой или нормативным порядком в социогуманитарном знании принято понимать комплекс, состоящий из интересов, ценностей, целей и средств их достижения272. Он образует правила поведения в социальной жизни.

Эти правила обычно интернализуются и соблюдаются индивидами, а также подвергаются институционализации - становятся элементами взаимных ожиданий индивидов, действующих в различных социальных сферах и институтах. Ценности - это определенные образы желаемых вещей, состояний и процессов, которые оцениваются положительно во всех сферах человеческой деятельности.

Мы понимаем ценности как субъективные идеалы социального порядка на макроуровне и достойной жизни на микроуровне. Они служат как критерии и средства оценки действительности путем ее сравнения с идеалом и становятся основанием легитимизации или делегитимизации социального порядка. Интересы - это ситуации или состояния, благоприятствующие реализации индивидуальных, групповых и социальных целей. Иначе говоря, ценности и интересы здесь рассматриваются как субъективные убеждения, причем ценности обладают нормативным, а интересы - прагматическим содержанием.

На этом основании можно выделить две основных ориентации в социальной жизни - прагматическую и аксиологическую. Прагматическая ориентация направлена на реализацию интересов и целей, которые ставит перед собой индивид. В этом случае наиболее важное значение имеет эффективность средств, ведущих к поставленной цели.

Аксиологическая ориентация - это сильная связь индивида с определенным комплексом ценностей. В этом случае наиболее важным для него является соответствие реального поведения с признаваемыми ценностями или, по крайней мере, публичная декларация такого соответствия. Любое несоответствие при этом квалифицируется как зло и объясняется обычно внешними обстоятельствами. Крайней формой аксиологического отношения к действительности является, например, религиозный и светский фундаментализм.

В жизни каждого индивида обе ориентации взаимосвязаны и различаются степенью и сферой их проявления. При этом интересы, ценности и вытекающие из них правила практического поведения существуют на двух уровнях: 1) Уровень так называемой “ситуационной рациональности”, который описывается в категориях понимающей социологии М.Вебера, с акцентом на выявление в социальной жизни способов доминирования целе-рациональных и ценностно-рациональных действий. 2) Уровень “рутинной или стереотипной рациональности”, который описывается в категориях феноменологической социологии и этнометодологии, подчеркивающих неосознанный, бессознательный характер человеческих действий.

Понимающая социология вводит ряд параметров для описания индивидуального поведения: правила распознания индивидов собственных интересов; их временной горизонт и степень максимизации; предполагаемая степень риска при реализации интересов; способы познания отношения между индивидуальным и глобальным интересом. Понимающая социология исходит из того, что в социально-исторической действительности люди существуют как рационально-действующие индивиды, а не марионетки, управляемые внешними, посторонними или “объективными” обстоятельствами и силами. Кроме того, сама формулировка интересов и ценностей связывается с определенным способом высказывания и мышления о действительности.

Феноменологическая социология разрабатывает категорию ментальности как производное от веберовского идеального типа традиции, при которой формулировка целей и средств их достижения происходит по стандартам прежних смыслов и функций273.

Соседние файлы в предмете Политология