Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Опросник Зимбардо по временной перспективе.docx
Скачиваний:
70
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
54.27 Кб
Скачать

Опросник Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory / ztpi Основные положения

Временная перспектива (ВП) рассматривается авторами шкалы как переменная индивидуальных различий. Этот инструмент оценивает личностные вариации в профилях ВП и специфические темпоральные склонности (предубеждения). Пять факторов шкалы были выявлены посредством объяснительного (эксплораторного) и конфирматорного и подтверждающего (конфирматорного) факторного анализа и показали хорошую внутреннюю надежность и воспроизводимость. Конвергентная, дивергентная, дискриминантная и предсказывающая (предиктивная) валидность были показаны корреляционным и экспериментальным исследованием индивидуальных случаев.

Концептуальная модель ВП

Авторы опросника в качестве основы принимают модель жизненного пространства Курта Левина, которая рассматривает влияние, как прошлого опыта, так и планов на будущее на настоящее поведение человека. Левин определяет ВП как «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время». (Такой интегративный взгляд на ВП созвучен понятию «временная транспектива», введенный В.И. Ковалевым (1979) – данный концепт включает рассмотрение полной временной структуры субъекта: взгляд в будущее, настоящее и временная ретроспектива – взгляд в прошлое). Таким образом, авторы придерживаются мнения: то, как мы воспринимаем наше прошлое, влияет на наши решения и действия в настоящем; а также и то, как мы воспринимаем наше будущее, каким мы его видим, как его планируем (если планируем), также влияет на процесс принятия решений в данный момент (в настоящем).

Прошлое может быть травматичным и негативным или ностальгическим и позитивным, а также воспроизводиться точно или искажаться в памяти. Будущее может видеться как то, что человек сам в силах простраивать и создавать (планировать и реализовывать), а может как то, на что нет возможности влиять, как некоторая неизбежность. Влияние сенсорных, биологических и социальных стимулов настоящего окружения может быть источником сильного давления и все действия человека, таким образом, являются продуктом этих ситуационных факторов. Т.е. тот или иной фокус может значительно влиять на интерпретацию и ответ на то или иное событие в настоящем, а также и на процесс принятия решения. Та или иная тенденция может развиться в привычное сверхакцентирование одного из трех времен. Т.е. при излишней концентрации либо на прошлом, либо на будущем, либо на настоящем образуется когнитивное темпоральное «предубеждение» с доминирующей ориентацией на то или иное время. Когда такое «предубеждение» проявляется хронически – становится предрасположенностью (склонностью / диспозиционным стилем), т.е. переменной индивидуальных различий, то это может стать предиктором поведения человека, того, как он/она склонен принимать решения. Эти темпоральные ориентации используются людьми в различной степени, и каждая ориентация может привести к оптимальному решению в специфической ситуации. Например, только исходя из ориентации на будущее, решение начать курить может иметь негативные последствия, такие как развитие рака легких. Если же посмотреть исходя только из ориентации на настоящее, курение – это то, что доставляет удовольствие и в контексте этой ориентации, покурить будет «правильным» решением. В противоположность таким темпоральным предубеждениям (склонностям), выделяется «сбалансированная темпоральная ориентация» - идеализированная умственная структура, которая позволяет индивидам гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим, в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов или личностных и социальных оценок. Поведение индивидов с такой темпоральной ориентацией будет определяться компромиссом или балансировкой между содержаниями репрезентаций прошлого опыта (переживаний), желаний настоящего и будущих последствий.

Таким образом, ВП рассматривается как процесс ситуативно-детерминированный и как относительно стабильный процесс индивидуальных различий. Сверх опора на ту или иную определенную темпоральную рамку определяется множеством факторов, среди которых: культурные, образовательные, религиозные, принадлежность социальному классу и моделирование семьи. Т.к. действие ВП является проникающим во все структуры жизни человека и определяется множеством факторов, то люди редко осознают ее неуловимо тонкое действие, влияние или силу предубеждения. Авторы считают, что этот конструкт обеспечивает фундамент, на котором возведены многие другие видимые конструкты, такие как достижение, постановка целей, рисковое поведение, поиск новых ощущений, зависимости, вина и др.

Состояние исследований по ВП

Исследований ВП мало и они, в основном, были направлены на соотнесение той или иной ориентации с тем или иным поведением и с другими психологическими конструктами. В такой парадигме ориентация на будущее связывается с множеством положительных моментов для представителя Западного общества, такими как: более высокий социоэкономический статус, более высокие академические успехи, меньший поиск ощущений, и меньше проявлений поведения, вредящее здоровью. Противоположное относят к тем, у кого доминирует ориентация на настоящее: они находятся в группе риска по проблемам душевного здоровья, юношеского деликвентного поведения, правонарушениям и зависимостям. Особенно ярко эти проблемы проявляются в обществе ориентированном на будущее.

Причины, по которым ВП исследовалась мало:

  • отсутствие адекватной теории;

  • отсутствие стандартизованного, надежного и валидного инструмента для оценки ВП.

Основные методы, которые использовались ранее: ТАТ, Experiential Inventory (Cottle), Experiential World Inventory (El-Meligi), тест кругов (Cottle), метод мотивационной индукции (Nuttin), опросники (Bond, Feather; Roos, Albers), линии времени (Rappaport) и другие. Их недостатки заключаются в том, что они либо сложны в использовании, либо у них низкие показатели надежности.

Попытки упрощения концептуального аппарата привели к тому, что исследования стали фокусироваться только на одном временном измерении: будущем или настоящем. Например, шкала тревоги будущего (Zaleski), шкала принятия во внимание будущих последствий (Strathman), шкала поиска ощущений, которая выявляет акцентуацию на настоящем (Zuckerman). Основные недостатки этих шкал в том, что они являются одномерными и исходят из неверного предположения, что низкие показатели по одной шкале автоматически дают высокие показатели по другой. Например, низкие показатели по шкале ориентации на будущее приравниваются к высоким показателям по шкале ориентации на настоящее; или низкие показатели по шкале ориентации на настоящее приравнивается к ориентации на будущее. Также бросается в глаза полное отсутствие прошлого в этих шкалах. Данные же из спора между психологами и психиатрами о вытесненных воспоминаниях и синдроме ложной памяти, а также исследования ПТСР говорят о том, что прошлое, как личная реконструкция, играет критическую роль в индивидуальном и групповом поведении.

ZTPI убирает многие недостатки предыдущих методик:

  • ее легко использовать;

  • имеет ясную воспроизводимую факторную структуру;

  • обладает приемлемой надежностью;

  • имеет хорошие показатели валидности; - оценивает различные измерения ВП;

  • основывается на теоретическом фундаменте, объединяющем мотивационные, эмоциональные, когнитивные и социальные процессы.

ZTPI – конструирование шкалы (история создания).

Данная шкала базируется на переработке и анализе теории, интервью, работе с фокус группами, повторном факторном анализе, обратной связи с участниками экспериментов, анализе дискрминантной валидности и определенных попытках усилить нагрузки на факторы и внутреннее содержание с помощью анализа и ревизии отдельных пунктов. Начало разработки шкалы положил Стенфордский тюремный эксперимент, показавший силу влияния ситуации, которая привела к изменению в субъективном чувстве времени многих участников. От бывшего относительно ориентированного на будущее, что свойственно студентам, к полностью погруженному в настоящий момент, что свойственно заключенным, без интереса к общему прошлому или будущему после того, как они были отпущены. Тот факт, что Зимбардо вырос в нищете, помог понять, что и он сам, его семья и его друзья были «заключенными» фаталистического настоящего. Образование освободило его и других в ориентированное более на будущее пространство бытия.

Далее последовал анализ динамической роли, которую играет ВП в каждодневных решениях, постановке целей и действиях. Сотрудничество с Алексом Гонзалесом добавило культурный аспект в данную проблематику, а также привело к разработке первой версии опросника. Опрос был проведен при помощи журнала Psychology Today, и в нем приняли участие порядка 12000 человек. Далее работа велась в направлении уточнения, дополнения и внесения изменений, что позволило выявить пять четких факторов.

Пункты шкалы представляют собой утверждения об индивидуальных представлениях, убеждениях, предпочтениях и ценностях по отношению к переживаниям, которые имеют временную основу, но не описывают демографическую информацию, связанную со временем (например, «я жил, живу, и буду жить в городе Х»).