Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6 БИЛЕТ.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
42.76 Кб
Скачать

Партитуры для симфонического оркестра

Партии разбиваются на ’’группы инструментов’’, в свою очередь каждый из музыкальных инструментов данной группы располагается по высоте звучания. Группы инструментов расположены следующим образом (читаем сверху вниз):

  1. деревянные духовые инструменты - флейты, гобои, кларнеты, фаготы;

  2. медно-духовые инструменты – валторны, трубы, тромбоны, туба;

  3. ударные инструменты – литавры, треугольник, тарелки, малый и большой барабаны, колокольчики и др. ( использование тех или иных инструментов данной группы зависит от данного произведения);

  4. партии арф, челесты, фортепиано, органа ( тоже зависит от произведения и композитора);

  5. струнные смычковые инструменты – первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Тембровая драматургия .-когда определенный тембр связан с характеристикой определенного персонажа.

В балетной музыки,где нет текста,очень важно,чтобы слушатель понимал к кому относится та или иная тема,нередко музыкальная характеристика связана с определенным инструментом. Скрипки часто лирический женский персонаж ,в лебедином-аддета (габой), виолончель-лирический мужской,например.

Духовые,медные,труба,туба- часто отрицательные герои (ротберт злой гений)

Так же и Различные образные сферы получают и разные тембровые воплощения, присущие определённой сфере: для темы любви основным может становится тембр струнных инструментов, тема судьбы может звучать исключительно у духовых (как медных, так и деревянных), иногда у низких струнных.

3 Вопрос: класический,народный,историко-бытовой, и современный танец и их место б.Спектакле.

Классический танец занимает главенствующее место в балетном спектакле, это его основа,

народный танец является вставным и чаще стилизованным в балетные формы (шахерезада ,раймонда ,пахита)

подробнее:

На протяжении всей танцевальной истории было очень много обращений балетмейстерами к танцевальному фольклору. Народный танец служил для классического балета одновременно и запасным резервуаром и бесконечным кладом разнообразия характеров. Он расширял его средства, укреплял его корни, обновлял его формы и раскрашивал его пластический рисунок яркими и живыми красками, поэтому и получил название «характерный танец». С первых дней существования профессионального оперно-балетного театра мы сталкиваемся с термином «характерный танец». Всякий танец, требующий рельефного характера персонажей, носит название танца в характере, в образе – danse de caractere (entrees). В комедиях-балетах Мольера характерные entrees находят свою высшую форму. Они уже становятся танцем в образе, несущим драматическую нагрузку («Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др.). Тенденции Мольера не находят применения в работе придворных балетмейстеров. Академия, напротив, уводит оперу-балет далеко от действенной и характерной хореографии. И когда, спустя сто лет, буржуазные реформаторы балета как бы подхватывают опыт Мольера, выдвигая вопросы драматургии и образа хореографического спектакля в центр своей принципиальной программы, - это кажется совершенно новым открытием.

Первое нападение на академическую систему придворного балета делает в 1760 г. Ж.-Ж. Новер. «Надо путешествовать», - делает он вывод. Надо изучать народные танцы и их использовать. Не смотря на смелые высказывания Новер в своих постановках национальный танец и его элементы использовал для обогащения классического танца. Новер задал направление, в котором двигалось дальше развитие характерного танца. Балеты того времени утверждаются в новом жанре и создают новый язык танца – характерный. Балет Блаша-отца «Мельники», обвинённый в вульгарности и поэтому не удостоенный показа в Париже, имел огромный успех в провинции и даже в России. Такие персонажи, как мельник, батрак, крестьянская девушка, жнец, могут паясничать, проделывать гимнастические и акробатические трюки, разыгрывать мимические сцены, танцевать народные танцы, всё, что угодно, только не «классику». Так думали даже передовые балетмейстеры на рубеже XVIII и XIX столетий. Бессмертной представительницей этих новых произведений является прабабушка современных реалистических балетов – «Тщетная предосторожность» Доберваля, поставленная впервые в 1789г. Однако, уже к 40-м гг. XIX столетия содержание характерных балетов выветривается, морализирующие тенденции отступают на задний план, уступая место развлекательным элементам.

Этот сложный, скачкообразно развивающийся процесс отмирания больших характерных балетов, полных действенного содержания, и сведение их к отдельным национальным танцевальным номерам – занимает первую половину XIX столетия.

Первая героиня романтического балета Мария Тальони танцевала тирольские, немецкие, шотландские, индусские, польские, цыганские и испанские танцы. Но увлечённость романтиков воздушными классическими линиями не даёт вывести на сцену национальные танцы в не стилизованном виде. Первой характерной танцовщице мы можем признать Фанни Эльслер – сопернице Марии Тальони. После «Хромого беса» и эльслеровской качучи новое качество характерного танца стало явным. Темперамент танцовщицы, увлекающий победный ритм и темп характерного танца, всё это – явления невиданные в классическом балете.

В такой обстановке в частности протекает деятельность балетмейстера Артура Сен-Леона. Он идёт ещё дальше и создаёт характерные балеты: «Сальтарелло», «Валахская невеста», «Маркитанка», «Стелла», отчасти «Грациелла» и «Конёк Горбунок». Сен-Леон выдвигает новый метод построения характерного танца: в основу каждого сочиняемого им номера он кладёт одно-два национальных движения, комбинируя их с классическими па, стилизованными под бытовые, и этим придаёт номеру ярко выраженный национальных характер. В последнем акте «Конька Горбунка» имеется «Уральский танец», хотя этнографическая подлинность его весьма сомнительна уже потому, что этнической группы «уральцы» не существует.

Балетмейстеры Петипа и особенно Л.Иванов только осваивали сен-леоновские принципы и, стремясь к монументальному балетному спектаклю, делают характерный танец массовым и масштабным. Альберт Цорн в своей книге пишет новое заключение: «Характерный танец – не настоящий балетный танец», потому что он «продукт народного творчества»; он может «возвыситься до степени балетного» только при аранжировке, т.е. приспособлении».

В начале XX столетия начинается новый этап . Этап этот открывается работами балетмейстеров М. Фокина и А. Горского, а также плеяды фокинских учеников, вольных и невольных последователей (Б. Романов, К.Гайлизовский и др.). Фокин стилизует народный танец. Поиски стилистических различий и характеров, эмоциональная яркость танца – вот основные факторы композиционной работы М. Фокина. Характерный танец в балете был только вставным номером для Фокина. Вся его сила была связана с тем, что он не был связан с действием, не способен нести сюжетную нагрузку, и не вёл действие вперёд. Постановки Сен-Леона в лучшем случае были полуклассическими. Фокин создаёт характерный танец-сюиту, т.е. группу танцев, объединённых одной композиционной мыслью («Арагонская хота» Глинки), и строит спектакли, целиком основанные на характерном жанре («Шехерезада», « Исламей», «Стенька Разин»).

Был период когда к народному танцу относились можно сказать с пренебрежением. На сцене исполнялись лишь искаженно-«облагороженные», так называемые «характерные» танцы, всякого рода «пляски» в псевдо-русском стиле и т. п. Все это было очень далеко от народного танца и призвано было лишь развлекать определенную  «верхушку» зрителей. Только в первой половине 20 в.  работники балета обратились к изучению народного искусства. Во всех хореографических училищах   школах введен теперь народный танец как обязательный предмет. Известные балетмейстеры создали уже целый ряд новых балетов, хореография которых основана на подлинном народном материале, обогатившем классический танец. Эти спектакли получили полное признание зрителя и выдержали испытание временем. Так, еще в 1927 году в балете «Красный мак» прозвучало знаменитое «Яблочко». Это был первый приход на сцену Большого театра настоящего народного русского танца, преломленного в творчестве композитора и балетмейстера. На русском народном материале созданы балеты «Барышня-крестьянка» и «Медный всадник», В балете «Пламя Парижа» использованы музыка и танцы времен французской революции 1789 года; в «Бахчисарайском фонтане» исполняются польские и татарские народные танцы; в основу хореографии «Кавказского пленника» положен подлинный черкесский фольклор; балет «Сердце гор» создан на материале грузинского народного танца; «Лейли и Меджнун» в Сталинабаде сочинен на таджикском материале, а «Сакта свободы» в Риге - на латышском; литовский балет на современную тему «На берегу моря» имеет своей основой литовский народный танец. Таких примеров можно назвать еще много.

В итоге можно сказать,что народные танцы имеют вставной характер(Лебединое,спящяя). Иногда балет стилизован в народном стиле ,но все равно –это не чистый народный танец (Шахерезада ,Раймонда)

, Историко-бытовые танцы, тоже вставные танцы в балете, это например вальс в начале балета "Лебединое озеро", Можно назвать немало произведений, где исторический танец является замечательным средством образной характеристики. Достаточно вспомнить хотя бы изумительный по ритмической яркости и художественной правде «Танец с подушками» в «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского, сарабанду в «Пламени Парижа» В. Вайнонена, экосез и вальс в «Евгении Онегине», поставленный А. Горским.

современный танец встречается нам , если только специфика балетного спектакля такова, что современный танец лежит в основе всего балета.

Например Балетные спектакли Иржи киллиана ,Мориса Бежара , Пины бауш.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]