Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гендерология.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
34.68 Кб
Скачать

Женщина, мужчина и солома

Солома – это не только сухие стебли злаковых растений. В другом значении это слово и его различные производные «обслуживают» немалое число явлений семейно-брачной и сексуальной сферы. Материалом, который ещё нигде не публиковался, мы продолжаем цикл, посвящённый женскому отказу и роли куклы в регулировании отношений полов (см. журнал «Санкт-Петербургский университет» № 8 за 2007 год, № 3 за 2008 год и № 4 за 2009 год ).

 

Идея написать эту статью родилась у меня на одном из семинаров. Я говорил со студентами о том, какую историческую информацию несут названия городов, деревень, рек, самоназвания и названия народов. Вдруг кто-то спросил о происхождении имён. Сразу же посыпались предложения. Понятно, что каждый хотел узнать, что скрывается за его именем. Благо вопрос, что называется, ложился в тему, я не стал возражать. За именами пришёл черёд фамилий. Но тут прозвенел звонок. Однако мои студенты не унимались. Они не прочь были задержаться – наша пара была последней. Что оставалось делать? Я закрыл глаза и ткнул ручкой в список. Жребий выпал Олегу Соломину. «Уж больно простая фамилия, – загудела группа, – давайте переиграем». «Ни в коем случае, – ответил я, – напротив, это самая интересная фамилия»… Разговор о соломе растянулся на целых три часа.

Древний отказной ритуал

Истоки «соломенной темы» уходят на десятки тысячелетий в глубины человеческой истории. Тогда, в первобытную эпоху, женщина не была подчинена мужчине, и её природная способность выбирать брачного партнёра могла быть реализована и действительно реализовывалась без всяких изъятий. О том, как протекал брачный обряд и как осуществлялся отбор пригодных для воспроизводства мужчин, я достаточно подробно и, как мне представляется, убедительно писал в предыдущих статьях данного цикла. Поэтому, экономя место и щадя терпение моих постоянных читателей, сейчас я не буду повторяться и сведу описание отправного пункта наших сегодняшних изысканий, а таковым является архаичный брачный обряд, к необходимому минимуму, к тем моментам, которые нам понадобятся для рассмотрения вынесенной в заголовок темы. Те же читатели, которые не знакомы с первыми тремя статьями «кукольного цикла», могут их найти намоём сайте или в указанных номерах журнала.

Современная женщина, останавливая свой выбор на каком-либо мужчине, тем самым отказывает остальным претендентам. В её арсенале немало самых различных инструментов отказа. Это и намёк, и холодное отношение, и насмешка, и игнорирование… Первобытный отказ в этом плане существенно проще, я бы сказал, прозрачнее современного. В то время отказать мужчине можно было только прямо, непосредственно и оперативно. Вас интересует, почему? По нескольким причинам. Во-первых, в условиях группового брака и дуально-родовой организации на брачную поляну выходили мужчины и женщины, принадлежащие к разным родам и потому никак не контактирующие ни до, ни после брачного действа. В то время самим порядком вещей были исключены ухаживание, предварительная оценка и вообще какое бы то ни было знакомство брачующихся женщин и мужчин. Во-вторых, брачная сходка была сравнительно недолгой, можно даже сказать, скоротечной. Понятно, что в ходе такого экспресс-взаимодействия на ухаживание, знакомство и экивоки просто не было времени. Наконец, в-третьих, на брачную сессию и мужчины и женщины приходили не присматриваться друг к другу, а с одной явной и определённой целью – вступить в половой контакт, причём сделать это, как говорится, здесь и сейчас. Об отсроченном контакте не могло быть и речи.

Вы спрόсите, уважаемый читатель, а часто ли нашим пра…прабабушкам приходилось отказывать мужчинам? Да, очень часто, практически на каждой брачной сходке. Дело в  том, и об этом я писал ранее, группа мужчин, участвовавших в брачном действе, почти всегда численно превосходила группу женщин.

А теперь представьте себе получившего прямой и категоричный отказ первобытного мужчину, мужчину, разгорячённого желанием и не обладающего ещё волей, способной сдержать и подавить по сути дела его животный половой инстинкт. Как отказать ему и при этом не спровоцировать конфликт и массу вытекающих из него неприятностей? Как разрешить, казалось бы, неразрешимую коллизию, коллизию между острейшей мужской сексуальной потребностью и неминуемым для определённого круга мужчин отказом?

Решение было найдено, и найдено, разумеется, не посредством интеллектуальных усилий. Методом проб и ошибок, стихийно, и задолго до появления человека, начал выкристаллизовываться половой обряд, центральной фигурой которого стала сексуально-отказная кукла. Эту куклу наши далёкие предки, несомненно, расценивали как живое существо, как женщину, как сестру тех женщин, которые с известными нам целями в течение тысячелетий выходили на брачные поляны. Вручая такую секс-куклу в знак отказа неугодному по каким-либо причинам мужчине, женщина одним махом решала стоящие перед ней и перед обществом задачи. Миниатюрная, умещающаяся на ладони статуэтка являлась не только отказным средством. Одновременно она была средством снятия мужской конфликтности, инструментом полового отбора и суррогатным, но воспринимаемым в то время как полноценное, средством удовлетворения сексуальной потребности отстранённых от воспроизводства мужчин. Забегая вперёд, скажу, что одним из доказательств последнего назначения куклы служит современная ненормативная лексика, которой мы уделим некоторое внимание в дальнейшем. Таким образом, «изобретение» сексуально привлекательной женской фигурки и включение её в брачный ритуал, без всякого преувеличения, обеспечило на древнем участке человеческой истории существование и развитие общества.

Вы, конечно, догадались, читатель, о каких куклах идёт речь. Это – знаменитые палеолитические венеры. Они вам хорошо знакомы по музейным собраниям и многочисленным иллюстрациям в литературе. Но отказные куклы изготавливались не только из камня, известняка, дерева или кости. Наряду с твёрдыми фигурками первобытные женщины делали своих «сестёр» из травы, прутьев, лыка и других подобных материалов. С переходом к земледелию у многих народов самой ходовой куклой стала соломенная. Именно она является «виновницей» появления фамилии моего студента. Но соломенная кукла породила не только связанные с соломой фамилии. К «сестрице» из сухих стеблей злаковых растений восходит целый пласт «соломенной» лексики, обусловленной, в конечном счёте, «технологией» древнего сексуально-брачного действа. Ведь кукла, оказавшаяся в центре нашего внимания, – сексуально-отказная. После небольшого замечания, касающегося исторической эволюции женского отказа, мы приступим к рассмотрению «соломенных» словечек и выражений.

Всё в мире изменяется. Не является исключением и женский овеществлённый отказ. В первой статье мы с вами, уважаемый читатель, проследили линию его эволюции. Мы увидели, что на протяжении многих тысячелетий отказ-вещь (первоначально кукла), пройдя ряд этапов, всё более и более упрощается. Сначала кукла подвергается фрагментации, расчленяется на привлекательные для мужчины части. Затем налаживается производство таких – отдельных – частей. И в конце концов, ближе к нашему времени, «частичные изделия», имитирующие женское тело, заменяются на самые разнообразные вещи-аналоги. В круг современных отказных средств входят такие заменители женского низа, как, например, деревянная развилка, пирожок, коряга. Суррогатами женских выпуклостей в наше время являются, скажем, корзина и репа. До сих пор в качестве отказного средства (разумеется, где-нибудь в глубинке) бытует ещё и соломенная кукла. В ряде мест встречаются «сёстры», превратившиеся в наряженную колодку, голик (веник без листьев) или связку гороховой соломы. Вообще отказных средств-аналогов великое множество. Как вы помните, в предыдущих статьях этому множеству мы дали объяснение и подвергли его классификации. Сейчас я ограничиваюсь лишь небольшим количеством примеров. Но признáюсь, что набор предметов составлен мною с умыслом. Дело в том, что в дальнейшем, при разборе «соломенной» лексики, нам пригодятся именно эти заготовки.