Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
14 Оратория.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
245.25 Кб
Скачать

40

Ораторологическая компетенция – владение формами, законами и правилами построения публичных речей, умение эффективно и выразительно создавать и произносить публичные речи различных видов.

Владение ораторологическими знаниями, умениями и навыками предполагает освоение такого раздела риторики, как ораторика (оратория), в котором изучается теория и практика устной публичной монологической речи. Знакомство с основными понятиями ораторики и приобретение навыков публичного выступления возможно при изучении таких частей этого раздела, как: 1) история ораторики; 2) роды, виды и жанры ораторской речи; 3) учение об образе оратора; 4) образцы ораторской прозы; 5) практическое обучение ораторике (упражнения).

Роды речей впервые описаны в «Риторике» Аристотеля: совещательная, судебная, эпидейктическая (торжественная). Такое же деление находим и у М. В. Ломоносова. Цель совещательной речи – польза, судебной – истина, эпидейктической – восхваление или порицание. «Дело эпидейктической речи, – писал Аристотель, – хвалить или порицать» [Аристотель 1998: 763]. Говоря об отношении рода речи ко времени, Аристотель замечает, что в совещательной речи необходимо говорить о будущем, в судебной – о прошлом, в эпидектической – о настоящем, соединяя прошлое с будущим. В современной риторике выделяют такие виды ораторских речей: академическая, судебная, социально-политическая, социально-бытовая, духовная (церковно-богословская) (см. работы: Апресян 1972: с., Введенская, Павлова 1999: 220, Кохтев 1997: 41–47, Культура русской речи (Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев) 1998: 98–105). Указанные виды речи выделяются в зависимости от того, какую социальную функцию выполняет речь.

В академических речах обычно сообщаются новые факты или рассматриваются уже известные, обобщаются данные проведённых исследований, освещаются результаты наблюдений, экспериментов, объясняются те или иные явления и закономерности. Основные черты академических речей – научное изложение, строгая аргументированность, логичность. Академическое красноречие помогает формированию научного мировоззрения. Формы реализации академического красноречия: лекция (вузовская и школьная), научно-популярная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение.

В судебных речах оказывается намеренное и целенаправленное воздействие на суд, автор стремится повлиять на убеждения суда и присутствующих, на решение судьи. В специальной литературе по данному вопросу обычно описываются прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи. Основные цели прокурора и адвоката – выяснение обстоятельств дела, доказательство, убеждение. В судебных речах тщательно анализируется фактический материал, данные судебной экспертизы, доводы за и против, показания свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т.д. Формы реализации: речь прокурора, речь адвоката, речь судьи, речь обвиняемого.

Социально-политические речи отличаются дискуссионной направленностью. В них отражается столкновение различных суждений, борьба мнений. Но, поскольку социально-политическое красноречие весьма разнородно в содержательном отношении, необходимо уточнять особенности применительно к той или иной его разновидности. Так, социально-политическое красноречие может обладать чертами официально-делового, научного стилей, особенно если в их основе лежат официальные документы. В круг социально-политических речей входят: выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этические темы, выступления по вопросам роли науки и техники в обществе, отчётные доклады, а также дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Социально-бытовая речь носит торжественный характер, в ней внимание слушателей обращается на лучшие черты и качества объекта речи (явления или личности). К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь (посвящение знаменательной дате или отдельному человеку), приветственная речь, застольная речь (произносится на официальных приёмах), тост (краткая речь-пожелание), надгробная речь (торжественное посвящение умершему). Обычно такие речи характеризуются высокой лексикой, приподнятостью, хвалой.

Духовные (церковно-религиозные) речи направлены, прежде всего, на то, чтобы наставить людей на путь добродетели и отвратить их от греха. Авторы духовных речей призывают своих слушателей и читателей к стяжанию важнейших христианских добродетелей – любви к Богу и ближнему, смирению, кротости, негневливости и удалению от тяжкого греха – гордыни, а также от таких грехов, как лицемерие, гневливость, любодеяние, сребролюбие, осуждение ближнего и других. Речи проповедников христианских ценностей обращены к внутреннему миру человека, его душе и разуму. Многовековой опыт развития православной речевой культуры (с момента крещения Руси Владимиром Святославичем в 988 году) на основе традиций Византии определил современную разветвлённую систему церковно-религиозных жанров, богатое духовное содержание церковно-религиозной ораторской прозы. Один из главных жанров духовной ораторской прозы – проповедь, представляющая собой наставление, которое произносится священником во время литургии. Будучи изначально (в первые века христианства) церковным собеседованием, проповедь изменялась, совершенствовалась и сейчас имеет целую систему внутренних жанров. В экзегетической проповеди излагается Священное Писание, жития святых и др. Катехизическая проповедь преподаёт слушателям основы религиозной жизни, уроки христианства и нравственности. Догматическая проповедь содержит вероучительные истины. В нравоучительной проповеди разъясняются правила христианской жизни. В апологетической проповеди излагаются основные истины христианства. Миссионерская проповедь призвана обращать людей к вере. Конечно, зачастую, проповедь синтезирует в себе элементы разных внутренних жанров. Помимо проповедей, которые произносит священник в церкви с амвона, в духовном красноречии выделяются официальные речи, адресованные служителям церкви и лицам, связанным с ней.

Публичная речь в любом виде ораторской практики подчиняется определённым правилам её построения, риторического оформления и аргументации. Приступающий к подготовке публичного выступления должен помнить о необходимости единства темы (основной мысли выступления), смысловых частей речи, связи темы и проблемы, поставленных перед слушателями, а также о том, что обращение к той или иной теме должно быть мотивировано социальным интересом. Последовательность изложения – фактор, который (конечно наряду с другими факторами) определяет успех выступления.

Обратимся к вопросу о композиции публичного выступления. Композиция – это мотивированное содержанием и замыслом речи расположение частей выступления, наиболее целесообразное соотношение компонентов. В композиции публичного выступления обычно выделяются следующие части: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка.

Вступление.

Вступление весьма значимо в плане привлечения и удержания внимания слушателей. В этой части речи объясняются мотивы, побудившие оратора к выступлению, фокусируется внимание на содержании предстоящего рассуждения, оратор пытается расположить к себе аудиторию. Настроить слушателей положительно – одна из задач оратора. Интимизация повествования, подчёркивание общности интересов способствует позитивному настрою аудитории. Любая аудитория положительно воспринимает оратора и его речь, если чувствует доброжелательность и любовь. Амбициозный и высокомерный оратор, демонстрирующий своё превосходство, имеет мало шансов на успех. Эффективность выступления зависит и от того, как оратор начинает говорить. Неудачное или не вполне удачное начало снижает интерес слушателей и переключает их внимание на что-либо другое. Во вступлении важно суметь показать актуальность темы, её значение для слушателей, сформулировать цель, в некоторых случаях коротко изложить историю вопроса. Аудиторию следует психологически подготовить к восприятию темы, поэтому очень важно правильно выбрать первые слова, с которыми мы обращаемся к слушателям. Первые слова должны быть простыми, доступными, вызывающими интерес у адресата. Не стоит прибегать к словам, которые непонятны аудитории, усложнять вопросы. Начать вступление можно с интересного примера (подходят, в том числе, и примеры из жизни). Эффективно использовать во вступлении средства выразительности (тропы и фигуры). Уместно прибегать к прецедентным текстам (пословицам, поговоркам, крылатым выражениям), т. к. обращение к известным для большей части носителей языка и ставшим частью культурного наследия языковым фактам способствует установлению контакта, культурной общности. Иногда с целью привлечения внимания, создания доброжелательной атмосферы ораторы прибегают к юмористическим замечаниям, шуткам. Привлекает внимание и необычно построенные синтаксические конструкции (риторический вопрос, вопросно-ответный ход, инверсия). Цитаты эффективны как для вступления, так и для основной части. Их роль значима и в плане аргументации своих суждений, и в плане эстетического оформления речи, удачно подобранные цитаты способствуют активизации умственной деятельности аудитории. Для привлечения внимания успешно могут быть использованы вопросы к аудитории, сравнения. Практика показывает, что побуждение слушателей к активной мыслительной деятельности через прямые вопросы и развёрнутые сравнения способствует пробуждению и поддержке интереса. Эффективны и уместные паузы. Каждая тема требует своего начала, здесь следует избегать штампов и тривиальности. При работе над началом речи важно учитывать состав аудитории и степень её подготовленности. Начало речи – это тот момент, когда весьма важно для дальнейшего общения установить эмоциональный и интеллектуальный контакт с аудиторией. Произнося вступительное слово, рекомендуется установить визуальный контакт с аудиторией.

Поговорим о видах вступления. А. А. Волков указывает на то, что обычно в риторике выделяются три рода вступлений: обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное (ex abruptо) [Волков 2001: 171-173]. А. В. Филиппов и Н. Н. Романова помимо указанных А. А. Волковым выделяют ещё такие виды вступлений, как тонкий подход и полемическое вступление [Филлипов, Романова 2002: 42-43].

Прямое начало – вид вступления, при котором оратор готовит слушателей к дальнейшей речи, обращаясь к ним прямо и непосредственно, добиваясь при этом их внимания, расположения, сочувствия, эмоционального отклика.

«Спасибо большое, уважаемая госпожа Федеральный канцлер, господин Тельчик, дамы и господа!

Весьма признателен за приглашение на столь представительную конференцию, собравшую политиков, военных, предпринимателей, экспертов из более чем 40 стран мира.

Формат конференции даёт мне возможность избежать «излишнего политеса» и необходимости говорить округлыми, приятными, но пустыми дипломатическими штампами. Формат конференции позволяет сказать то, что я действительно думаю о проблемах международной безопасности. И если мои рассуждения покажутся нашим коллегам излишне полемически заостренными либо неточными, я прошу на меня не сердиться – это ведь только конференция. И надеюсь, что после двух-трех минут моего выступления господин Тельчик не включит там «красный свет» (В. В. Путин. «Выступление на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности»).

Тонкий подход – вид вступления, в котором оратор стремится добиться расположения аудитории с помощью косвенных приёмов («заигрывание» с аудиторией, введение в речь шуток, иронических замечаний, рассказ из жизни, упоминание об интересном случае из жизни известного человека, чтение стихов и т. п.).

«Давным-давно, тысячу, а может, и более лет назад, я вместе с тремя другими мальчишками работал учеником в типографии. Помню, к нам в городок приехал из какого-то забытого богом края длинный парень лет девятнадцати. Глаза как у мороженого судака, на лице никакого выражения и ни намёка на улыбку – похоже, он не смог бы улыбнуться даже за деньги. Мы решили, что он дурак, и как-то раз задумали напугать его до полусмерти» (М. Твен. «Речь, произнесенная в 1890 году на встрече Национальной ассоциации аптекарей в Вашингтоне»).

Полемическое вступление – вступление, характеризующееся полемической направленностью автора против чего-либо или кого-либо и наличием приёмов опровержения.

«Пять десятков лет назад великий американец, под чьей символической сенью мы сегодня собрались, подписал Прокламацию об освобождении негров. Этот важный указ стал величественным маяком света надежды для миллионов чёрных рабов, опалённых пламенем испепеляющей несправедливости. Он стал радостным рассветом, завершившим долгую ночь пленения.

Но по прошествии ста лет мы вынуждены признать трагический факт, что негр всё ещё не свободен. Спустя сто лет жизнь негра, к сожалению, по-прежнему калечится кандалами сегрегации и оковами дискриминации. Спустя сто лет негр живёт на пустынном острове бедности посреди огромного океана материального процветания. Спустя сто лет негр по-прежнему томится на задворках американского общества и оказывается в ссылке на своей собственной земле. Вот мы и пришли сегодня сюда, чтобы подчеркнуть драматизм плачевной ситуации.

В каком-то смысле мы прибыли в столицу нашего государства, чтобы получить наличные по чеку. Когда архитекторы нашей республики писали прекрасные слова Конституции и Декларации независимости, они подписывали тем самым вексель, который предстояло унаследовать каждому американцу. Согласно этому векселю, всем людям гарантировались неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Сегодня стало очевидным, что Америка оказалась не в состоянии выплатить по этому векселю то, что положено её цветным гражданам» («У меня есть мечта». Речь Мартина Лютера Кинга 28 августа 1963г).

Вступление с ораторской предосторожностью – вступление, проходящее в ситуации расхождения взглядов, конфликтности позиции оратора и аудитории; в таких условиях оратор стремится нейтрализовать расхождения с помощью различных приёмов: «задабривание» аудитории, попытка найти точки соприкосновения и прийти к взаимопониманию, попытка разделения аудитории во мнении, приведение аргумента к авторитету и многое другое. Вступление с ораторской предосторожностью может становиться достаточно пространным, поскольку с помощью этой части своей речи автор стремится успокоить аудиторию, достичь более тесного эмоционального контакта. После такого вступления следует сразу переходить к аналитической аргументации, доказательствам, которые требуют внимания и снижения эмоционального напряжения.

«Господа судьи и господа сословные представители!

Документы прочитаны, свидетели выслушаны, обвинитель сказал своё слово – мягкое, гуманное, а потому и более опасное для дела; но жгучий и решающий задачу вопрос не затронут, не поставлен смело и отчётливо.

А между тем он просится, он рвётся наружу: заткните уши, зажмурьте глаза, зажмите мои уста, – всё равно, он пробьется насквозь; он в фактах нами изученного дела; его вещают те заведенные порядки в управлении владельца деревни Люторич, те порядки, которые я назову «картиной послереформенного хозяйства в одной из барских усадеб», где противоестественный союз именитого русского боярина с остзейским мажордомом из года в год, капля по капле, обессиливал свободу русского мужика и, обессилив, овладел ею в свою пользу.

Всякая чуткая душа, всякая пробужденная совесть слышит, требует его от меня, если я обойду его. И я призываю вас благосклонно выслушать моё слово в этом направлении.

Не думайте, что я уклоняюсь в сторону от целей правильно понятой защиты; не бойтесь, что увлекусь публицистическим интересом предложенного вашему суду дела, перейду пределы судебного диспута» (Ф. Н. Плевако. «Дело Люторических крестьян»).

Внезапное вступление – вступление, которое применяется в ситуации живого интереса аудитории и характеризующееся приёмами, направленными на поддержание интереса (например, яркие фигуры речи, используемые в унисон настроению слушателей, в частности риторические вопросы, вопросно-ответный ход).

«Но чего же ещё не хватает ему (Филиппу) до последней степени наглости? Да помимо того, что он разорил города, разве он не устраивает пифийские игры, общие состязания всех греков, и, когда сам не является на них, разве не присылает своих рабов руководить состязаниями в качестве агонофетов? Разве не завладел Пилами и проходами, ведущими к грекам, и не занимает эти места своими отрядами и наёмниками? Разве не предписывает он фессалийцам, какой порядок управления они должны у себя иметь? Разве не посылает наёмников – одних в Порфм, чтобы изгнать эретрийскую демократию, других – в Орей, чтобы поставить тираном Филистида? Но греки, хотя и видят это, всё-таки терпят, и, мне кажется, они взирают на это с таким чувством, как на градовую тучу: каждый только молится, чтобы не над ним она разразилась, но ни один человек не пытается её остановить. И никто не защищается не только против тех оскорблений, которым подвергается от него вся Греция, но даже и против тех, которые терпит каждый в отдельности. Это уже последнее дело!» (Демосфен. «Речь против царя Филлипа»).

Обычное вступление – вид вступления, при котором оратор выступает в ситуации бесконфликтности и решает обычные для вступительной части задачи: привлечь внимание аудитории к себе и предмету речи; вызвать интерес к проблеме; установить главные общие места речи; вызвать доверие; создать благоприятное отношение к тем предложениям, которые выдвигаются и к применяемой аргументации. Для обычного вступления не характерны юмористические замечания, шутки, обращения к случаям из жизни, полемичность, выраженная эмоциональность, обилие ярких тропов и фигур, а также иные приёмы, которые отличают виды вступления, описанные выше.

«Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и представители государств, православные народы которых пребывают в лоне Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во Христе братья и сестры!

Изволением Святого Духа и членов Поместного Собора Церкви нашей ныне был я недостойный возведен собратьями моими на престол Патриархов Московских и всея Руси и из их рук получил знаки патриаршего достоинства. Ваши молитвы, ваши добрые лица напутствуют меня сегодня перед началом Патриаршего поприща, которое не может быть ни лёгким, ни беспрепятственным. («Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя»).