Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс (ФПНИ) / Тема 8.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
71.68 Кб
Скачать

Этос науки

  • этика науки как вид профессиональной этики

  • факторы становления этоса науки

  • концепция «нормативного этоса науки» Р. Мертона

  • этические нормы и контр-нормы в научной деятельности

  • снижение качества знания при нарушении этоса науки

  • автономия научного сообщества и ее разрушение при тоталитаризме. «Арийская наука»; «советская народная наука»; лысенковщина.

Основная идея этики науки была выражена еще Аристотелем: «Платон мне друг, но истина дороже».

С 19 в. научная деятельность стала профессиональной. Этика науки – вид профессиональной этики (медицинская этика, юридическая этика и т.п.).

М. Вебер – «Наука как призвание и профессия».

Важное свойство - этические нормы науки - в основном носят неписанный характер (за исключение немногих - плагиат и т.п.). Профессиональный характер этики науки связан с автономией научного сообщества: оно самостоятельно поддерживает и применяет собственные нормы и ценности: само определяет содержание и цели своей деятельности. С другой стороны, это не узко корпоративная этика, она воплощает, как увидим, некоторые универсальные нормы демократического поведения.

Становление современного (новоевропейского) научного этоса:

  • универсальная цель – получение и расширение сферы объективного знания;

  • под влиянием религиозно-ценностных установок протестантизма (гипотеза Вебера-Мертона);

  • соответствует некоторым высшим светским нормам демократического поведения, получившим обоснование и распространение в Новое время, прежде всего норме толерантности.

  • социологический фактор: с 17 в. основной приток людей в науку шел из низших слоев городской буржуазии (в России – из разночинцев и детей духовенства). Карьера в науке предполагала долгие годы учебы и затем годы малообеспеченного существования до профессуры. Поэтому в этическом кодексе ученого подчеркивались не утилитарные, а высшие интеллектуальные ценности. Особая роль отводилась также вопросам научной честности, сохранению «доброго имени», а не только известности, популярности в широкой публике. В 20 веке ситуация несколько изменилась – менее строгие требования, наука стала более «богатой».

Наиболее известной, «классической» является концепция этоса науки Роберта Мертона (амер. социолог, 1910-2004). В статье 1942 г., посвященной этой проблеме Мертон писал: «Моральные нормы науки методологически рациональны, но следуют им не только из-за их процедурной эффективности, но и в силу того, что они считаются справедливыми и благотворными. Эти нормы являются одновременно и моральными и техническими предписаниями. В качестве компонентов этоса современной науки обычно берутся четыре основных императива: универсализм, коллективизм (коммунизм), незаинтересованность, организованный скептицизм».

Содержание этих норм:

Универсализм (важнейшая норма) – истинность, достоверность научного знания, полученного кем-либо должна оцениваться независимо от личности ученого – от его национальности, положения в научной иерархии, пола, возраста, и т.п. Перед лицом истины все равны – академик и аспирант. Должны применяться общие для всех, универсальные критерии доказательности, обоснованности, оценки знания. Императив универсализма порождается внеличностным характером научного знания. Надежность нового знания определяется по внеличностным критериям: соответствию наблюдениям и ранее подтвержденным знаниям. Универсализм проявляет себя в провозглашении равных прав на занятия наукой и на научную карьеру для людей любой национальности и любого общественного положения. Он обусловливает интернациональный и демократический характер науки.

Коллективизм (у Мертона этот императив назван communism, но по смыслу более адекватно перевести это термином «коллективизм» или «коммунализм»). Этот императив предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, то есть сообщать свои открытия другим ученым тотчас после проверки, свободно и без предпочтений. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат научному сообществу и обществу в целом. Они образуют общее достояние, в котором доля индивидуального «производителя» весьма ограничена. «Права собственности» в науке фактически не существует. У первооткрывателя нет каких-либо исключительных прав или привилегий по использованию этого открытия. Потребность ученого как-то воспользоваться своей интеллектуальной «собственностью» удовлетворяется только через признание и уважение, которые он получает как автор открытия. Отсюда повышенное внимание к вопросам научного приоритета.

Бескорыстность. Стремление ученых к приоритету создает в науке своего рода конкурентные условия. Такая ситуация может толкать на какие-то особые действия, предпринимаемые специально, чтобы затмить соперников. Эти действия способны исказить нормальный ход исследования и соответственно его результаты. В качестве «противоядия» указанным побуждениям выдвигается требование бескорыстной деятельности. Эта норма предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов. Мертон излагал требование бескорыстности как предостережение от поступков, совершаемых ради достижения более быстрого или более широкого профессионального признания внутри науки. Эта норма направлена также на осуждение ученых, использующих исследования как способ достижения финансового успеха или приобретения престижа вне профессионального сообщества. В целом императив бескорыстности в наиболее широком толковании утверждает, что для ученого недопустимо приспосабливать свою профессиональную деятельность к целям личной выгоды.

Организованный скептицизм. Эта норма требует по отношению к любому знанию детального объективного анализа и исключающего возможность некритического приятия. Для науки нет ничего «святого», огражденного от критического анализа. В то же время норма организованного скептицизма является и директивным требованием по отношению к ученым. Поскольку работа каждого ученого строится на результатах предшествующих исследований, умышленное или неумышленное отступление от истины наносит вред развитию науки. Отсюда следует, что никакой вклад в знание не может быть допущен без тщательной, всесторонней проверки. Норма скептицизма предписывает ученому подвергать сомнению как свои (М. Вебер: нужно учиться признавать «неприятные факты»), так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность. «Ученый – это человек, который питает придирчивый интерес к делам своего соседа». Императив организованного скептицизма создает атмосферу ответственности, институционально подкрепляет профессиональную честность ученых, предписываемую им нормой бескорыстия.

Согласно Мертону, любое достаточно существенное отклонение от этих норм ведет к снижению «качества знания», к появлению псевдонауки, идеологизированной науки. Мертон разработал эту концепцию в 1942 г., когда в Германии пропогандировалась «арийская наука», которую он безжалостно критиковал за отступление от этических норм.

К мертоновскому этосу предла­гались добавочные нормы: оригиналь­ность, эмоциональная нейтральность, независимость, интеллектуальная скромность и т.п. С другой стороны, при критическом обсуждении этой концеп­ции и ее эмпирической проверке обнаружилось, что под воздействием ряда причин (приоритет в открытии, существующая систе­ма вознаграждений в современной науке, милитаризация науки и др.) поведение ученых может становиться «амбива­лентным», т. е. ориентированным на компромисс между указанными норма­ми и противоположными им «контрнормами»; партикуляризмом, пристраст­ностью оценок, сокрытием результатов или отстаиванием права собственности на их использование, организованным дог­матизмом в защите принятой к.-л. группой ученых концепции. Однако в целом исследования показывают, что в нормальной научной среде подобные девиантные, отклоняющиеся от приня­тых норм действия происходят доста­точно редко, и этос науки является одной из самых стабильных характеристик научной деятельности.

Специфика этоса социальных и гуманитарных наук:

  • не столь строгие и однозначные критерии оценки знания (Например, невозможность эксперимента)

  • нормы и оценки в большей, чем в естествознании степени задает научная элита и влиятельные школы – соответственно этические аспекты в их деятельности должны оцениваться строже, в принципе;

  • значительно сильнее роль идеологических и вненаучных социальных влияний.

Снижение «качества знания» при нарушении этики науки:

- мукулатурные науки (имитация),

- идеологизированные науки,

- ученые в средствах массовой информации («видимые ученые») и т.п.

Наука как социальный институт. Этика науки.

Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Автономия научного сообщества. Концепция “нормативного этоса” науки Р. Мертона. Критический анализ концепции Мертона: академическая и "большая наука", соотношение норм и контрнорм.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Наука – коллективная деятельность по производству знания, по подготовке новых ученых, по применению знания. Как всякая социальная по природе деятельность, наука формируется как социальный институт.

Социальный институт – это устойчивая система социальных связей и норм, привычек и тради­ций, определяющих социальное поведение людей и передающихся из поколения в поколение. Социальные институты упорядочивают важные сферы деятельности.

Внутри научного сообщества складывается также разделение ученых на группы, занимающиеся непосредственной деятельностью по производству нового знания, организацией коллективного познавательного процесса, систематизацией знания и его передачей молодому поколению исследователей.

Соседние файлы в папке Курс (ФПНИ)