Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по стилистике. Летняя сессия..docx
Скачиваний:
94
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
97.11 Кб
Скачать

2. Орфоэпия, её лингвистические и культурно-исторические основы. Стили произношения. Произносительные варианты. Орфоэпические словари.

Орфоэпия переводится с греческого как правильное произношение и употребляется в двух значениях:

  1. система единых норм произношения в литературном языке;

  2. наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, который обладает строгими нормами:

  • лексическими

  • грамматическими

  • орфоэпическими

В русском языке:

  • ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а]

  • после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и]

  • в конце слов и перед глухими согласными звонкие согласные меняются на глухие

  • глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие

Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов – если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей:

  • в словах иноязычного происхождения в принципе согласный перед буквой е может произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда требует твердого произношения ([дэ]када, [тэ]мп), иногда – мягкого (д'е]кларация, [т'е]мперамент, му[з'е]й).

  • допускается как сочетание [шн], так и сочетание [ч'н], (було[ч'н]ая и було[шн]ая), но орфоэпическая норма предписывает говоритьконе[шн]о, а не коне[ч'н]о.

Орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докумéнт, а не докýмент, началá, а не нáчала, звонúт, а не звóнит,алфавúт, а не алфáвит.

В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. Так сложилось исторически: именно Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства. Поэтому фонетические черты московского наречия легли в основу орфоэпических норм. Если бы столицей русского государства стала не Москва, а, допустим, Новгород или Владимир, то литературной нормой было бы «оканье», а если бы столицей стала Рязань – «яканье».

Не все говорящие по-русски люди имеют одинаковое произношение. На севере России «окают» и «екают», на юге – «акают» и «якают», есть и другие фонетические различия.

Произносительные стили – закономерное соединение единиц фонетического уровня, в зависимости от целей и предмета речи, ситуации общения, адресата речи и т. д.

Стилеобразующими являются следующие признаки:

  1. особенности произношения звуков и степень отчётливости

  2. темп речи

  3. количество пауз, их длительность и длина синтагмы

  4. наличие/отсутствие экспрессивной окраски

признаки/произносит. стили

высокий

нейтральный

разговорный

сценич. речь

Темп речи

Замедленный

Около 20 слов в мин.

Достаточно быстрый

Зависит от жанра

Паузы

Много длительных пауз

Паузы умеренные

Мало непродолжительных пауз

экспрессивные паузы

Степень отчётливости

Большая отчётливость

Соответствует нормам

Сильная редукция слов

Произношение отчётливое

Наличие/отсутствие

экспрессивности

Высокая торжественность

нет

Часто

Экспрессивно окрашена

Часто произносит. стили делят на полный и неполный. Высокий и нейтральный стили – всегда полные, а разг. – неполные за исключением 2 случаев:

  1. младший разговаривает со старшим

  2. люди общаются на расстоянии

Словари:

Орфоэпический словарь РЯ: произношение, ударение, грамматические нормы. Под ред. Аванесова, Москва, 1997

3. Стилистика словообразовательных средств (синонимия словообразовательных аффиксов, их экспрессивно-стилевая характеристика). Аффиксы субъективной оценки. Функционально-стилевая закреплённость словообразовательных средств. Окказиональное словообразование.

Словообразование в русском языке – яркий источник речевой экспрессии благодаря разнообразию оценочных аффиксов. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных. От нейтральных в эмоционально-экспрессивном плане существительных путём аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом – домик, домишко. Такие существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. Выделяются также:

  • увеличительные суффиксы, придающие оттенок отрицательной оценки: дом – домина, домище.

  • суффиксы с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, старушенция.

  • суффиксы со значением пренебрежения: солдатня, пацаньё.

  • суффиксы с отрицательным оценочным значением: спаньё, кислятина. У нек-рых экспрессия стирается, сохраняется только разговорный оттенок: бородач, грамотей.

Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, например, дочурочка, крохотулечка.

Интересна в стилистическом плане также префиксация существительных (раскрасавица, сверхчеловек), но она уступает суффиксации по богатству экспрессивных оттенков.

Суффиксация для словообразования прилагательных: положительный оттенок – маленький, малюсенький; отрицательный – вертлявый, высоченный.

Экспрессивны приставочные образования, указывающие на степень проявления признака: всевластный, предобрый.

Особая выразительность – слова типа милый-милый, долгий-предолгий.

Местоимения с суффиксами также получают экспрессивную окраску: всяческий, нашенский, никогошеньки.

Среди глаголов продуктивны сниженные глаголы на –ничать: активничать, дипломатничать.

Экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, выкать и междометий: ахать, тявкать.

Глаголы на –ить, образованные от существительных: температурить.

Снижение стиля – путём прибавления постфикса –ся: маячиться, обещаться. Приставочный способ: сильная экспрессия, несмотря на то, что образованы путём сочетания нейтральных основ с нейтральными аффиксами: забегаться, прихватить, попридержать.

Функционально-стилевая закреплённость: русское словообразование отличается стилистической гибкостью. Путём аффиксации создаются словообразовательные варианты, получающие определённую функционально-стилистическую закреплённость. Противопоставлены прежде всего книжные и общеупотребительные или разговорные словообразовательные варианты, у которых только аффиксы определяют их функционирование в речи. Книжный характер отглагольных существительных с суффиксами –ани-, -ени- выделяется при сопоставлении их с однокоренными словами, лишёнными книжной окраски благодаря иному суффиксальному оформлению: закаливание – закалка. В случае утраты книжного оттенка – в разряд разговорных: нумерация - нумеровка. Разговорная окраска возникает чаще всего в результате суффиксации, реже – префиксации: жилет-жилетка. Иногда в результате аффиксации снижается стилистическая окраска до просторечной: пропасть – запропаститься. В научном стиле - -ом-: миома, папиллома; -ит- : бронхит, менингит; -ин- : анальгин; -ол- : валидол. Для пополнения терминологии – слова, содержащие латинские элементы: дозиметр, пульсометр. Функционально закреплены некоторые приставки, участвующие в образовании терминов, используемых в научном и публицистическом стилях: алогизм, дезинформация, интервокальный, псевдонаучный.

Книжные и исконно русские приставки, образующие термины: вневедомственный, внутриатомный.

Сложные слова, состоящие из трёх и более основ, закрепляются в книжном стиле: трубопроводостроительный.

Окказиональное словообразование. В поисках выразительных средств художественной речи писатели часто прибегают к словотворчеству. Современные художественные окказионализмы делятся на две группы:

  • построенные по законам книжного словообразования (прозрачность, юнь)

  • образованные из просторечных аффиксов (с тяжельцой, перегляды).

Одни о. обладают яркой выразительностью (карусельно, распоследние), другие – нейтральны (просып, проживала). В них могут быть скрыты эпитеты, метафоры, сравнения: чистоглазый. Юмористическая установка автора: людовед – людоед, душелюб – душегуб. В контексте иногда даются словообразовательные модели, объясняющие процесс создания окказионализма, что усиливает его экспрессию (собеседник – сомолчальница).