Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Khellinger_Bert_Poryadki_lyubvi.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Страдать легче, чем разрешить проблему

Утэ: Меня зовут Утэ. Полтора года назад у меня произошло выпаде­ние межпозвоночного диска и с тех пор мучают постоянные боли в спи­не. Мне трудно понять, в чем дело, и кажется, что один из моих родите­лей меня не любит. Я объясняю свои проблемы со здоровьем еще и тем, что за последние пятнадцать лет у меня был ряд интенсивных, но непро­должительных любовных отношений.

Б.Х.: Боли в спине с психологической точки зрения всегда имеют одну и ту же причину, и лечить их очень легко: с помощью глубокого поклона.

Утэ: С помощью поклона?

Б.Х.: Да, с помощью поклона. Посмотри на себя, как ты сидишь! Твоя осанка — полная противоположность поклону. Смотри, вот так — глубоко, До самого пола. Я думаю, в твоем случае поклониться необходимо перед матерью. Ты как будто мысленно скажешь матери: «Я оказываю тебе честь и Уважение!» С помощью этой странной фразы ты сможешь разрешить свои проблемы, возникающие из отношений с матерью, и психологи­чески освободить себя.

Утэ: Какая-то часть меня могла бы склониться перед ней, но не ду­маю, что достаточно глубоко.

Б.Х.: Если ты решишься на этот поклон, он должен быть до самого пола. Но для тебя, должно быть, выдерживать боли в спине легче, чем так поклониться. Страдать для тебя легче, чем решиться на действия. Поэтому тебя нечего жалеть.

Утэ: Я бы это охотно сделала, но во мне все еще таится злоба.

Б.Х. (группе): Это грубая ошибка, полагать, что пациенты желают из­бавиться от своих проблем. Часто они хотят просто получить их подтвер­ждение и настоящий случай - яркий пример этого.

Разрешение проблем путем смирения причиняет боль

Лео: Меня зовут Лео. Уже шестнадцать лет я работаю психиатром и терапевтом. Я очень доволен своей работой, но не могу сказать того же о моей родительской семье. Я живу в счастливых отношениях с матерью моих двоих детей, шести и девяти лет, но что касается моих родителей, мне кажется, будто у меня еще двое ребят. У моего отца что-то вроде преж­девременного маразма.

Б.Х.: Довольно высокомерно с твоей стороны!

Лео: Не отрицаю.

Б.Х.: Твою высокомерность нельзя не заметить.

Лео: Но я не знаю, в какой степени в этом виновата моя семья. Мои родители постоянно скандалят друг с другом, сколько я себя помню. Хотя они никогда не назвали бы это «скандалить». Когда-то они любили друг друга, но с детских лет я всегда был посредником между ними.

Б.Х.: Ты хочешь заставить меня одобрить твою интерпретацию ситу­ации и принять твою точку зрения. Если бы твоя интерпретация была верной, то проблема была бы уже разрешена. То, что проблема все еще существует, доказывает неправильность твоей интерпретации. Чем даль­ше такая интерпретация от реальности, тем больше человек уверяет себя в ее правильности, иначе правильное восприятие реальности поставило бы эту интерпретацию под сомнение. Итак, чего ты сейчас хочешь? Же­лаешь разрешения своей проблемы?

(Группе): Вы видели выражение его лица? Он не хочет найти решение проблемы. Поэтому я не буду сейчас этим заниматься.

Разрешение проблемы причиняет боль, независимо от того, было ли оно приятным или неприятным для пациента, потому что оно принуж­дает человека к смирению. Это и есть препятствие. Ты сейчас зол на меня?

Лео: В моей семье это рассматривалось бы как оскорбление, но я знаю, что чувствовать себя оскорбленным тоже ни к чему не приводит. Для меня очень важно решить проблему с моими родителями, так как сейчас она очень обострилась. Но я упорный и не сдамся, а буду продолжать.

Б.Х.: Очень хорошо. Согласен.