Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
9. Медицина новейшего времени.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
164.86 Кб
Скачать

Развитие терапии, хирургии, анестезиологии и реанимации, трансплантологии, кардиохирургии, молекулярной генетике, космической и радиационной медицине.

Связь медицинской науки с практикой здравоохранения, участие клиницистов в разработке и проведении массовых оздоровительных мероприятий способствовали тому, что возникла новая проблематика исследований в ряде клинических специальностей: изучение предболезненных состояний и мероприятий по борьбе с ними, анализ этиологии и патогенеза с учетом социальных факторов, ранняя функциональная и дифференциальная диагностика, преимущественное влияние к часто встречающимся массовым заболеваниям, разработка мероприятий предупредительного лечения.

Учение И.П.Павлова позволило проникнуть в сущность механизма многих заболеваний неврозом и психозом и явилось отправным пунктом для многих исследований терапевтов.

Г.Ф. Ланг (1875―1948) дал новое понимание сущности гипертонической болезни как невроза, приводящего к функциональным изменениям в коре больших полушарий головного мозга, к нарушению взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения сосудистых центров; предложил классификацию болезней сердечно-сосудистой системы.

Н.Д. Стражеско (1876―1952) на основе учения И.П.Павлова построил теорию неврогенного происхождения заболеваний органов брюшной полости.

XX век ознаменовался для хирургии блистательными достижениями — его с полным правом можно назвать «золотым веком» этой науки.

Прогресс хирургии XX века основан на успехах естествознания, биологии и медицины, на достижениях научно-технической революции. Из хирургии выделились офтальмология и гинекология, урология и отоларингология, травматология и ортопедия, нейрохирургия и онкология, сосудистая хирургия и трансплантология, легочная хирургия и кардиохирургия, детская хирургия, проктология и др. В высокоспециализированные дисциплины превратились такие, как анестезиология, реаниматология ставшие самостоятельными науками. Одновременно в хирургии происходил процесс интеграции, плодотворным результатом которого стало, например, возникновение трансплантологии.

Непреходящее значение имело использование в клинической практике методов переливания крови, позволявших действенно бороться с последствиями кровопотери и шоком; внедрение методов переливания цельной, консервированной, а также кадаверной крови (В. Шамов, С. Юдин, 1928―1930 гг.), различных препаратов крови, кровезамещающих и плазмозаменяющих жидкостей.

Чрезвычайно существенным оказалось совершенствование методов борьбы с хирургической инфекцией: в клинической практике начали использовать такие высокоэффективные средства, как сульфаниламидные препараты (сульфидин, стрептоцид) и антибиотики (пенициллин, A. Флеминг, 1929 г. — Нобелевская премия, 1945 г.; стрептомицин (С. Ваксман, 1943 г. — Нобелевская премия, 1952 г.).

Внедрение в хирургию достижений теоретической и экспериментальной медицины позволило уже в первой половине XX века намного расширить показания к проведению операций в самых различных областях человеческого организма, даже там, где ранее такие вмешательства считали несовместимыми с жизнью больного.

Было положено начало грудной хирургии и операциям на легких. Еще в конце XIX века Т. Кохер сформулировал классические требования к размерам оперативного доступа — он должен быть настолько большим, насколько это нужно, и настолько малым, насколько это возможно.

Были выполнены первые успешные операции на легких — удаление доли и целого легкого. Только в 40—50-х годах использование раздельной перевязки сосудов и бронхов при удалении всего легкого или его долей позволило улучшить результаты радикальных операций.

Новые горизонты открылись в хирургии пищевода. Были предложены способы пластики пищевода.

Одним из наиболее динамичных разделов стала сосудистая хирургия, взявшая старт в самом начале XX века, когда A. Каррель предложил (1902 г. — Нобелевская премия, 1912 г.) сосудистый шов конец в конец с использованием держательных нитей. В первые десятилетия сосудистый шов, подвергавшийся многочисленным модификациям, и другие вмешательства на сосудах применяли преимущественно в экспериментальных, а в середине столетия сосудистая хирургия начала входить в широкую клиническую практику.

Успешно развивалась урология, выделившаяся в отдельный раздел. Были сконструированы специальные инструменты для урологических операций: специальные зонды (1901 г.), катетеризационный цистоскоп (1908 г.) и пр. Появился сначала специальный аппарат (прототип искусственной почки), а спустя 30 лет — искусственная почка (1944 г.).

В годы второй мировой войны хирургическая помощь была максимально приближена к месту боев, этапное лечение было дополнено эвакуацией по назначению, что позволяло осуществлять преемственное лечение (Е. Смирнов, Н. Бурденко, 1941 г.); в тылу воюющих стран создавались специализированные госпитали для лечения раненых. Были разработаны эффективные способы лечения вяло заживающих ран (В.П. Филатов, А.А. Богомолец); внедрена новая методика лечения травм с нарушением нервной системы (Н.Н. Бурденко); предложены новые медикаментозные средства; разработаны отечественные сульфаниламиды; открыты отечественные антибиотики для борьбы с сепсисом (З.В. Ермольева, 1942 г.).

Новые возможности для развития хирургии открылись в середине XX столетия, в эпоху начавшейся современной научно-технической революции, когда взаимопроникающее влияние медико-биологических и технических знаний обусловило возникновение кардинальных перемен в диагностике и лечении.

В 50―60-е годы и позднее научно-техническая революция, новейшие завоевания физики и химии, электроники и кибернетики оказали огромное влияние на прогресс медицины и хирургии. В арсенал хирургии вошли ультразвук и лазеры; в операционных появилась новая электронная и оптическая аппаратура, быстродействующие компьютеры.

В арсенал хирургов вошли специальные инструменты, такие как специальные тонкие пинцеты, ножницы, атравматические сосудистые зажимы, атравматические иглы, внутрисосудистые баллончики и др.: они значительно расширяли возможности манипуляций и уменьшали их травматичность. Немалую роль, например, сыграло непрестанное улучшение старых и появление новых видов сосудистого шва, что расширяло возможности оперативного лечения самой различной патологии.

Прогресс сосудистой хирургии и развитие медико-биологических исследований стимулировали развитие трансплантологии, пересадки жизненно важных органов. После многолетних экспериментов, которые проводились различными исследователями, была, наконец, предпринята первая клиническая трансплантация почки (Ю. Вороной, 1933 г.); больная после операции пересадки почки прожила несколько более 48 ч.

Особое значение для развития трансплантологии имело создание искусственной почки (1944), эксперименты по пересадке жизненно важных органов (Н.П. Синицын, 1945; В.П. Демихов, 1947), изучение тканевой несовместимости (П.Б. Медавар, 1953) и т.д.

Начало же развития трансплантологии можно датировать 1954 г., когда американским хирургом Д. Мюрреем была осуществлена первая успешная пересадка почки. Появление трансплантологии стало одним из величайших научно-технических достижений XX века. Были проведены первые клинические пересадки печени, лёгких, поджелудочной железы (американские хирурги Т. Старцл, 1963, Р. Лиллихаи, 1966), сердца (К. Барнард, ЮАР, 1967).

В СССР первую успешную пересадку от живого донора произвел в 1965 г. академик Петровский Б.В., а в следующем году он успешно пересадил трупную почку.

Для мировой трансплантологии ближайшей перспективой развития пересадки органов является разработка искусственных органов, что позволит решить острую проблему нехватки донорских органов и этическую проблему донорства.

Было положено начало кардиохирургии. Были выполнены первые операции при наиболее распространенных заболеваниях врожденных и приобретенных пороках сердца.

Технизация хирургии дала самые благоприятные результаты. Наступление подлинной революции в сердечно-сосудистой хирургии ознаменовало появление АИК — аппарата искусственного кровообращения, давшего возможность осуществлять экстракорпоральное кровообращение и оперировать в условиях, когда кровоток в магистральных сосудах прекращался (на «сухом сердце»), что намного расширяло возможности хирургических манипуляций. Несомненную пользу принесли аппарат для искусственной вентиляции легких, разнообразная наркозно-дыхательная аппаратура и пр.

При исследовании сердечно-сосудистой системы больного стали применять зондирование отделов сердца, ангио-, фоно- и баллистокардиографию, кимо- и реографию.

Были предприняты первые попытки оперировать на открытом сердце (1950 г.). Примерно в это же время хирурги пробовали оперировать на открытом сердце с помощью искусственного кровообращения, обеспечиваемого сконструированным по принципу автожектора С. Брюхоненко аппаратом «сердце—легкие» (1951 г.).

Стала возможной замена сердечных клапанов механическими протезами — были проведены операция протезирования митрального клапана шариковым протезом (1960 г.), а затем протезирование аортального клапана (1962 г.).

К 60―70-м относится становление микрохирургии, представлявшей собой сочетание обычной хирургической техники и новых приемов, связанных с использованием специального оборудования и инструментов. Оптические системы — операционные микроскопы и лупы, особые инструменты, специальный шовный материал — все это сделало возможным успешное проведение операций, требующих особенной точности.

Микрохирургию использовали сначала в эксперименте, а потом и в клинике — в самых различных разделах хирургии: сосудистой хирургии, офтальмологии, отоларингологии, нейрохирургии, урологии. В 60―70-х годах использование пункционных (катетерных) методик позволило выполнять почти бескровные, не сопровождавшиеся рассечением тканей операции под контролем рентгеновского экрана. Рентгенохирургические вмешательства вскоре включили в себя комплекс диагностико–лечебных приемов на артериях всех зон, венах, клапанах сердца, печени, желчных путях, пищеводе, трахее, бронхах, маточных трубах, мочевых путях и т. д.

Конец XX столетия (80―90-е годы) характеризовался дальнейшим прогрессом хирургии. В немалой степени это было обусловлено ростом технической оснащенности диагностических и лечебных служб, а также использованием достижений анестезиологии и реаниматологии.

В этот период начинает использоваться компьютерная томография, основанная на получении послойных поперечных изображений человеческого тела с помощью вращающейся вокруг него рентгеновской трубки и последующей компьютерной обработки значений рентгеновской плотности тканей, ядерно-магнитный резонанс, усовершенствованные ультразвуковые системы, оснащенные микрокомпьютерами. В сосудистой хирургии отлично зарекомендовали себя исследования с помощью допплерографии. Все эти методы и приборы позволяли не только диагностировать болезни сосудов на высоком научном уровне, но и способствовали более глубокому пониманию патологии, ее биологической сущности.

С внедрением в медицинскую практику лазеров (1978 г., 1984 г.) возникла лазерная хирургия, предусматривающая применение светового скальпеля для стерильного и бескровного рассечения и разрушения тканей. Сначала лазерная хирургия применялась преимущественно в офтальмологии (при операциях по поводу отслойки сетчатки, глаукомы, опухолей сосудистой оболочки).

Появление минимально инвазивных операций ознаменовало собой новый этап в развитии хирургии. Чрезвычайно важным явилось становление эндоскопической хирургии, ставшее возможным в результате длительного совершенствования лапароскопических исследований и бурного прогресса техники, в том числе медицинской видеотехники.

Малоинвазивное хирургическое лечение — одно из самых перспективных направлений развития хирургии, своеобразный итог ее развития в XX веке.

Развитие хирургии в XX столетии опрокинуло самые смелые прогнозы. От первого сосудистого шва до лапароскопической хирургии.

Достижения нейрофизиологии и невропатологии стимулировали развитие операций на головном мозге, становление нейрохирургии. Различные нейрохирургические вмешательства стали возможными вследствие использования таких диагностических методов, как электроэнцефалография (924 г.), пневмоэнцефалография (1929 г.), церебральная ангиография, при которой использовались рентгеновские лучи и рентгеноконтрастный йод, делавший кровеносные сосуды мозга четко различимыми на фоне окружающих тканей (1927 г.).

Вклад в развитие хирургии внесла анестезиология. Дальнейшее совершенствование методов обезболивания позволило ввести в широкую практику наркоз с мышечными релаксантами, в качестве которых использовали препараты кураре (1942 г.).

С развитием анестезиологии эта отрасль медицины стала отвечать не только за борьбу с болью, но и за жизнь оперируемого. Во время операции специалисты-анестезиологи давали наркоз, с помощью различных аппаратов осуществляли так называемое управляемое дыхание, переливали кровь, а в случае необходимости нагнетали ее в артерии, вводили в организм больного лекарства, изменявшие давление или свертываемость крови, проводили при необходимости реаниматологические мероприятия. Изучение механизмов умирания и восстановления жизни позволило установить типовые реакции организма, не зависящие от этиологического фактора: профилактику и коррекцию этих реакций; разработку реаниматологических мероприятий взяла на себя наука, которую В.А. Неговский (1961 г.) предложил назвать реаниматологией. В сферу деятельности новой науки, вскоре интегрировавшейся с анестезиологией в единую медицинскую специальность «анестезиология — реаниматология», вошли восстановление нарушенных или утраченных функций важнейших систем организма, выхаживание больных в ближайшем послеоперационном периоде, а также оживление и лечение болезней оживленного организма.

Прогресс анестезиологии — реаниматологии, создававшей оптимальные условия (для хирурга и для больного) при проведении сложнейших оперативных вмешательств и осваивавшей эффективные методы послеоперационного лечения и выхаживания больных, обусловил многие эпохальные достижения хирургии.

Бурное развитие науки во второй половине XX века дало возможность внедрить в реаниматологию новые методы терапии и профилактики терминальных состояний, в результате чего комплекс используемых реанимационных, профилактических, терапевтических мероприятий значительно расширился. Применялись вновь разработанные виды общей и региональной анестезии, включая тотальную внутривенную анестезию.

Радиационная медицина как научное направление развивалась параллельно с развитием ядерной физики и других пограничных дисциплин и была особенно востребована в связи с широкомасштабным развитием атомной промышленности, энергетики и сопутствующих технологий. Радиационная медицина представляет собой проблемную область, предмет которой составляет изучение влияния природных и техногенных источников ионизирующего излучения (ИИИ) на здоровье человека, в частности, в условиях его профессиональной деятельности. Общими задачами ее исследований являются: изучение параметров и путей воздействия источников ионизирующего излучения, используемых человеком в различных сферах своей деятельности, разработка соответствующих технических, санитарно-гигиенических и организационных защитных мероприятий, а также обоснование, разработка и совершенствование регламентирующих документов, таких как санитарные нормы и правила безопасности.

Летом 1946 г. на базе биологического отдела ВИЭМ (Всесоюзного института экспериментальной медицины) по инициативе И.В. Курчатова была создана Радиационная лаборатория.

По мере стремительного роста новых атомных технологий, а также применения ИИИ в науке, медицине, промышленности и энергетике росло и понимание опасности их воздействия на здоровье человека. Началом формирования новой области знаний, призванной обеспечить радиационную безопасность профессиональных работников и населения, можно считать конец сороковых годов XX столетия, когда был создан Институт биофизики Минздрава СССР (ИБФ). Это было первое научное учреждение в стране, ориентированное на решение проблем защиты персонала, населения, отдельного человека и окружающей среды от ИИИ.

На первых этапах создания атомной промышленности наиболее важным для обеспечения радиационной безопасности являлось создание в кратчайшие сроки приборов и методов для оценки степени радиационного воздействия на персонал. Пуск первых атомных объектов был немыслим без наличия системы радиационного контроля, включающей средства измерения уровней внешнего и внутреннего облучения персонала, а также содержания радиоактивных веществ в объектах окружающей среды. В значительной степени эта задача была новой. Наука и техника еще не имели готовых решений, а прежний опыт работы, накопленный в радиевой и рентгеновской дозиметрии, оказался недостаточным. Появились задачи, требующие дозиметрии бета–излучения, потоков нейтронов различных энергий, определения уровней поверхностного радиоактивного загрязнения, измерения концентрации радиоактивных веществ в воздухе, воде и организме человека и многие другие.

В связи с расширением круга проблем в 1956 г. организуется Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены (ныне НИИРГ, г. Санкт-Петербург). В целом, в этот период к решению задач радиационной медицины было привлечено более 30 научно-исследовательских учреждений различного профиля.

Первые радиологические лаборатории в медико-санитарных отделах предприятий атомной промышленности были организованы в 1953 г. Важным этапом в развитии радиационной гигиены на местах явилось создание в составе Министерства здравоохранения СССР и других союзных республик отделов и радиологических подразделений на базе республиканских, краевых, областных, городских (районных) санэпидстанций (СЭС).

Уже в то время весь персонал первых атомных предприятий был снабжен индивидуальными дозиметрами.

Радиационная медицина как область знания продолжает развиваться. В настоящее время важное социально-психологическое значение приобретает проблема биологического действия малых доз низкоинтенсивного ионизирующего излучения. Ее решение необходимо для обоснования социально-приемлемого, с учетом социальных и экономических факторов, радиационного риска.

26 апреля 1986 г. на Чернобыльской атомной станции произошла самая крупная в мировой истории техногенная катастрофа. Огромное количество смертоносных радиоактивных веществ выпало практически на всей территории Беларуси.