Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8. Развитие анатомии, хирургии, Асептики и антисептики, Микробиологии в эпоху Нового времени..doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
176.13 Кб
Скачать

Первые опыты по переливанию крови.

Первые сведения об опытах по переливанию крови относятся к 1638 г., когда английский естествоиспытатель К. Поттер успешно осуществил переливание крови в эксперименте на животных.

В 1667 г. французские ученые Ж. Дени и Эммерецвпервые успешно провели переливание крови ягненка человеку.Последующая трансфузия очередному больному завершилась его смертью, опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие.

Это наводила на мысль, что человеку можно переливать только кровь человека.

Впервые это осуществил английский акушер Дж. Бланделл в 1819 г.

В России первое переливание крови от человека к человеку провел Г. Вольф (1832 г.).

Однако научно обоснованное переливание крови стало возможным после создания учения об иммунитете (И.И. Мечников, П. Эрлих, 1908 г.) и открытия групп крови системы АВ0 австрийским ученым Карлом Ландштайнером, 1900 г. В 1930 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Работая ассистентом в Институте патологии Венского университета К.Ландштайнер смешивал эритроциты одних людей с сывороткой крови других. В 1900 г. он обнаружил, что при одних сочетаниях эритроцитов и сывороток происходит гемагглютинация, а при других ее нет. Такимобразом, он показал неоднородность крови различных пациентов и в 1901 г. условно выделил три группы крови: А, В и С (позднее группа С стала обозначаться как группа 0).Дальнейшие исследования показали, что эритроциты несут на своей поверхности сложные белки — антигены (эритроциты группы А — антиген А, эритроциты группы В — антиген В, а эритроциты группы 0 — этих антигенов не имеют). Антитела к антигенам А и В чужих эритроцитов содержатся в крови изначально, в результате чего смешение или переливание иногруппной крови вызывает склеивание эритроцитов.

В 1902 г. А.фон Декастелло и А. Штурли обнаружили еще одну группу крови (АВ), которая, по их мнению, не укладывалась в схему Ландштайнера, — ее эритроциты несли оба антигена.

В 1907 г. чешский врач Ян Янский (1873—1921 гг.), подтвердил наличие четырех групп крови у человека, и создал их первую полную классификацию, обозначив римскими цифрами от I до IV. В наши дни наряду с цифровой существует также и буквенная номенклатура групп крови, утвержденная 1928 г. Лигой Наций.

Продолжая свои исследования, К. Ландштайнер обнаружил и другие антигены (М и N), а в 1940 г. вместе с А. Винером открыл еще один белок эритроцитов — резус-фактор (Rh).

Открытие групп крови сделало возможным переливание крови от донора реципиенту, позволило проводить сложные и продолжительные операции на крупных сосудах, легких, сердце.

Вклад т. Кохера, т. Бильрота в развитие полостной хирургии.

После открытия наркоза (1846 г.), разработки методов антисептики (1867 г.) асептики, открытия групп крови (1900 г.) хирургия достигла больших практических результатов. Неизмеримо расширились возможности оперативных вмешательств. Широкое развитие получила полостная хирургия.

Большой вклад в развитие техники операций на органах брюшной полости внес германский хирург Теодор Бильрот (1829―1894 гг.).

Он выполнил первую успешную резекцию желудка (1881 г.) и явился основоположником хирургии желудочно-кишечного тракта. Бильрот разработал разные способы резекции желудка, названные его именем (Бильрот-I и Бильрот-П), впервые осуществил резекцию пищевода (1872 г.), гортани (1873 г.), обширное иссечение языка при раке и т.д.

Швейцарец Теодор Кохер (1841―1917 гг.) — ученик Т. Бильрота внес большой вклад в развитие абдоминальной хирургии, травматологии и военно-полевой хирургии, в разработку проблем антисептики и асептики. В 1909 г. он был удостоен Нобелевской премии за работы по физиологии, патологии и хирургии щитовидной железы.

В хирургической практике стали широко применяться инструментальные методы обследования и лечения. Хирургия вышла на принципиально новые научные рубежи. Широкое увеличение объема хирургических знаний во второй половине XIX в. обусловило выделение из хирургии самостоятельных научных дисциплин: офтальмологии, гинекологии, оториноларингологии, урологии ортопедии, а позднее — онкологии, нейрохирургии и многих других.

Учение об асептике и антисептике (Дж. Листер, И. Земмельвейс).

По середины XIX в. от гнойных, гнилостных и гангренозных осложнений операционных ран умирало более 80 % оперированных.

Антисептика (лат. antiseptica; от греч. anti — против, septicosгнилостный, вызывающий нагноение) — комплекс мер, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране, патологическом очаге или организме в целом.

Эмпирические начала антисептики связаны с именем венгерского акушера Игнаца Земмельвейса (1818―1865 гг.). Работая в 1846―1849 гг. в акушеркой клинике в Вене, он обратил внимание на то, что в дном отделении, где обучались студенты, смертность от родильной горячки достигала 30%, а в другом, куда студенты не допускались, смертность была невысокой. После длительных наблюдений (еще не имея представлений о микроорганизмах) Земмельвейс установил, что заразное начало, являющееся причиной родильной горячки, вносится загрязненными руками студентов, которые приходят в родильное отделение после анатомирования трупов. Поняв причину, он предложил метод защиты — мытье рук раствором хлорной извести. В результате смертность в родильном отделении снизилась до 1―3% (1847 г.). При жизни Земмельвейса крупнейшие западноевропейские авторитеты в области акушерства и гинекологии не приняли его открытия.

В России значительный вклад в развитие антисептики и асептики внесли И.В.Буяльский и Н.И.Пирогов, которые применяли мытье рук обеззараживающими растворами спирта, ляписа, йодной настойкой.

Научное обоснование антисептики и асептики стало возможным после работ Л.Пастера, который показал, что процессы брожения и гниения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов (1863 г.).

Идею Пастера в хирургию впервые привнес английский хирург Джозеф Листер (1827―1912 гг.) — основоположник антисептики (1867 г.). Листер первым сформулировал тезис: «Ничто не должно касаться раны, не будучи обеспложенным» ввел химические методы борьбы с раневой инфекцией. Связав нагноение ран с попаданием и развитием в них бактерий, он дал научное объяснение хирургической инфекции и впервые разработал комплекс мероприятий по борьбе с ней.

Метод Листера основан на применении 2―5% растворов карболовой кислоты (водных, масляных и спиртовых) и представляет стройную систему асептики (уничтожение микробов в самой ране) с элементами асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной). В 2―3% растворе карболовой кислоты обрабатывали руки хирургов, дезинфицировали инструменты, перевязочный и шовный материал, а также операционное поле. В качестве шовного материала Листер предложил рассасывающийся антисептический кетгут.

Особое значение Листер придавал воздушной инфекции. Поэтому перед началом и во время операции в воздухе операционной распыляли карболовую кислоту при помощи специального распылителя. После операции рану закрывали многослойной воздухонепроницаемой повязкой. Ее первый слой состоял из тонкого шелка, пропитанного 5% раствором карболовой кислоты в смолистом веществе. Поверх шелка накладывали восемь слоев марли, обработанной карболовой кислотой с канифолью и парафином. Все это накрывали клеенкой и перевязывали бинтом, пропитанным карболовой кислотой.

Благодаря методу Листера, послеоперационные осложнения и смертность снизились в несколько раз. Учение Дж. Листера открыло новую антисептическую эру в хирургии.

Однако карболовая повязка защищала рану не только от микроорганизмов — она не пропускала воздуха, что приводило к обширным некрозам тканей. Кроме того, пары карболовой кислоты нередко вызывали отравления медицинского персонала и больных, а мытье рук и операционного поля приводило к раздражению кожи.

Различают несколько видов антисептики:

1. Биологическую (посредством антибиотиков, бактериофагов и т.п.).

2. Механическую (удаление из раны инородных тел, жидкостей и иссечение тканей с находящимися в них возбудителями).

3. Физическую (посредством гигроскопических повязок, ультрафиолетового облучения, сухого тепла и т.п.).

4. Химическую (посредством антисептических средств — йода, спиртов, кислот, щелочей и т.п.).

5. Смешанную (сочетание четырех предыдущих видов).

В конце 80-х гг. XIXв. в дополнение к методу антисептики был научно разработан метод асептики.

Асептика (лат. aseptica; от греч. а — приставка отрицания, и septicos — гнилостный, вызывающий нагноение) — система мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы и полости тела при хирургических операциях, перевязках и других лечебных процедурах. Асептический метод основан на действии физических факторов и включает стерилизацию в кипящей воде или паром инструментов, перевязочного и шовного материала, специальную систему мытья рук хирурга, а также комплекс санитарно-гигиенических и организационных мероприятий в хирургическом отделении. Со временем в целях обеспечения асептики стали применять радиоактивное излучение, ультрафиолетовые лучи, ультразвук и т.д.

Основоположниками асептики явились немецкие хирурги Эрнст Бергманн (1836―1907 гг.) — создатель крупной хирургической школы и его ученик Курт Шиммелъбуш (1860―1895 гг.). Идея метода была навеяна практикой Р. Коха, который стерилизовал паром лабораторную посуду. В 1890 г. Бергманн и Шиммельбуш впервые доложили о методе асептики на X Международном конгрессе врачей в Берлине. В России широкое внедрение принципов антисептики и асептики связано с деятельностью Н.В. Склифософского, М.Я. Преображенского, М.С. Субботина, П.И. Дьяконова и многих других ученых.