Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экологическая безопасность Росси1.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
99.33 Кб
Скачать

16 Ноября 2000 г. Был запущен ракетоноситель "Союз-V" с транспортным кораблем "Союз-тм" № 212. Сразу после этого на площади 180 гектаров вблизи села Плоское вновь выпало желтое вещество.

Таким образом, как отмечают В. Лупандин и Г. Денисовский, "вот уже 40 лет на юге Западной Сибири, в Алтае и Саянском регионе живут тысячи беззащитных заложников научно-технического прогресса. За последние 10 лет площадь района падения частей ракет увеличилась более чем в 10 раз и занимает сегодня 760 кв. км, т. е. 38% всей территории Третьяковского района Алтайского края.

Сумма компенсации за моральный и материальный ущербы, которые получает население после каждого запуска ракет, составляет 10 рублей на человека.

Согласно докладу члена-корреспондента РАН А. В. Яблокова по Концепции экологической безопасности, ежегодные социальные выплаты населению в 1990—1991 гг. за прямые и косвенные убытки от техногенных катастроф, пожаров, стихийных бедствий и отравления водоисточников, ухудшения экологической обстановки в стране составили треть бюджета СССР.

На экологическую безопасность людей оказывают влияние и различные захоронения химических отравляющих веществ и радиоактивных отходов. Развитые страны стремятся свои отходы складировать в третьих странах мира.

Пользуясь нынешним трагическим положением России, развитые государства стремятся эксплуатировать территорию нашей страны для размещения экологически опасных производств, экспорта грязных технологий, захоронения токсичных и радиоактивных отходов, применяя при этом все методы вплоть до подкупа лиц, облеченных властью, и членов Государственной Думы.

В марте 1996 г. Верховный Суд Российской Федерации признал незаконным (и потому недействительным) положение Указа Президента Б. П. Ельцина, которое открывало путь в Россию на временное хранение радиоактивным материалам из других стран — тех, с которыми у России не было ранее соответствующих соглашений.

В настоящее время, как отмечает П. Браун, в Вашингтоне и Москве активно разрабатываются планы по использованию России в качестве хранилища для 10 000 т мировых ядерных отходов. Пять стран — Тайвань, Южная Корея, Мексика, Нидерланды и Швейцария — выразили заинтересованность в том, чтобы переправить свое топливо в Россию, где оно было бы сложено на специальных складах для безопасности хранения без возможности использования для создания ядерного оружия.

Ученые установили, что в России в настоящее время накоплено более 14 000 т отходов топлива, отработанного в ядерных реакторах, и количество их увеличивается с каждым годом.

Так, А. Коваль отмечает, что захоронение жидких радиоактивных отходов для российского атомного флота остается актуальной проблемой. В настоящее время в Кольском регионе накоплено более 10 тыс. кубометров низкоактивных отходов.

В связи с серьезной сложившейся Ситуацией Правительством РФ принята Федеральная целевая программа "Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996—2005 годы". Основная ее цель — создание экологически безопасных и надежных технологий комплексной переработки и утилизации отходов, перевод их в форму, безопасную для захоронения. В 2000 г. осенью планировалось завершить строительство двух установок по их переработке, сооружаемых на Дальнем Востоке (для нужд Тихоокеанского флота) и на Кольском полуострове (для Мурманского морского пароходства и Северного ВМФ).

К сожалению, в России пока отсутствуют надежные промышленные технологии по переработке радиоактивных отходов.

Давид Лаури в статье "О ядерных отходах в России", напечатанной в газете "Гардиан" в 2000 г., пишет, что Россия хочет построить 29 новых реакторов и использовать 33 000 кг плутония из демонтированных боеголовок.

Что касается отходов атомного комплекса в г. Железногорске, который прежде назывался "Красноярск 26", а ныне называется Горно-химический комбинат (ГХК), это один из трех гигантов атомных комбинатов в России типа завода в Селлафилде. На этом комбинате планировали сбросить глубоко в Землю свыше 25 млн кубометров отходов, содержащих плутоний. Огромное количество сбрасываемых отходов попадало в могучую реку Енисей — самую большую реку Сибири — 3500 км, отчего в отдельных местах реки вода была теплая, что привлекало людей для купания в ней. Источником этого тепла служат радиоактивные сбросы ГХК.

В связи с этим руководитель отдела эндокринологии научно-исследовательского института медицинских проблем Севера в Красноярске доктор Н. Осокина опубликовала исследования, свидетельствующие о том, что в районе "Зоны особого охранения" ГХК происходит заражение плутонием, примерно в 8—17 раз превышающим количество плутония, выбрасываемого во время испытаний ядерного оружия в атмосфере. Радиоактивное загрязнение было обнаружено даже в 1400 км вниз по течению Енисея, который сбрасывает в Арктику почти 20 тыс. куб. м воды в секунду.

Экспедиция Сибирского института биофизики обнаружила во многих местах на берегу Енисея "горячие" радиоактивные частицы, и даже в одном туристическом палаточном лагере в лесу.

Ученые этого института подсчитали, что ничего не ведавшие туристы получили всего за три часа отдыха в лесу годичную радиоактивную дозу.

Самое сильное радиоактивное заражение было обнаружено вблизи с. Атаманово, у самой трубы, по которой сливают радиоактивные отходы.

В других исследованиях, проведенных Сибирским филиалом Российской академии наук, ниже по течению реки, около деревни Большой Балчуг, обнаружено заражение цезием-137, количество которого в 1000 раз превышало количество цезия, выброшенного во время Чернобыльской катастрофы в 1986 г.

Катастрофа, происшедшая в 1957 г. в ПО "Маяк" Челябинской области, где в результате взрыва было выброшено огромное количество радиоактивных веществ, по масштабу загрязнения окружающей среды не имеет себе равных на планете Земля.

Депутаты Государственной Думы В. П. Войтенко, С. Н. Гвоздева и др. в статье "Можно ли реабилитировать загрязненные территории за счет внебюджетного финансирования?" пишут, что "на территории производственного объединения "Маяк" накоплено около 600 млн кюри (КИ) жидких радиоактивных отходов, в том числе более 120 млн КИ жидких радиоактивных отходов находятся на поверхности водоемов. В 230 наземных хранилищах сосредоточено более 500 тыс. т твердых радиоактивных отходов. Накопление радиоактивных отходов вызывает большую социальную напряженность в районе расположения ПО "Маяк" и других радиационно загрязненных регионах.

Более того, положение усугубляется нехваткой финансирования для решения федеральных целевых программ по улучшению экологической обстановки в регионе. Ученые сообщили, что к 2020—2030 гг. каждый второй ребенок, родители которого живут в Челябинской области, будет страдать от тяжелых генетических заболеваний".

Идея захоронения отработанных ядерных отходов в России нашла влиятельных сторонников в США и РФ. Как отмечается в "Анти-Атом Прессе № 268" от 30 июня 2000 г., фактически организатором такого незаконного могильника выступил крупнейший ядерный центр России "Курчатовский институт (КИ)" совместно с компанией "Азия Тат Трейдинг Ко Лтд.". "КИ" пообещал партнерам из "Азии" лоббировать изменение закона России за их деньги. Для ввоза радиоактивных отходов необходимо изменить ст. 50 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", запрещающую хранение и захоронение иностранных ядерных отходов в России.

"КИ" принимает все меры, чтобы убедить Правительство РФ в необходимости оборудования на Сахалине могильника для собственных отходов. Даже подготовлен Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по очистке территорий России от радиоактивных загрязнений и развитию работ в области повышения безопасности и эффективности обращения с радиоактивными отходами". В то же время из меморандума, подписанного "Курчатовским институтом" и "Азия ТАТ Трейдинг К° Лтд.", ясно, что могильник на о. Сахалин стоимостью 2,5 млрд долл. будет использоваться для тайваньских, а возможно, и японских отходов. За указанную сделку разработчики проекта "КИ" получат прибыль 10 млрд долларов.

Многие организации "Зеленых" и простые люди, не входящие ни в какие организации, в ужасе от этого плана.

Так, исполнительный директор Nuclear Information Resource Service Майл Мэриотт пишет: "В мире существует острейшая проблема ядерных отходов, но пересылать их в Россию — это не решение".

Самая богатая корпорация в мире — "Минатом" — в лице министра атомной энергии РФ предложила в новом столетии строительство 23 ядерных реакторов. Как указывает Владимир Сливяк — директор группы "Экозащита" — "эти реакторы опасны и не нужны. В России на промышленном уровне не существует эффективных технологий электроэнергии".

Что касается строительства могильника для приема иностранных атомных отходов из Тайваня в Россию, то согласно Указу Президента РФ № 1072 от 15 сентября 1992 г. Россия и Тайвань не имеют дипломатических отношений, в связи с чем официальные переговоры с этой страной являются нарушением Указа.

В связи с этим Владимир Сливяк пишет: "Оборудование могильника для иностранных ядерных отходов на Сахалине — возмутительный по своей циничности и презрению к законодательству России шаг атомной индустрии. "Курчатовский институт" и заместитель председателя комитета по экологии Госдумы РФ С. Шашурин пытаются совершить ни с чем не сравнимое надругательство над Россией, ее населением и природой".

К сожалению, в статье "Сахалин станет свалкой ядерных отходов из Тайваня и Японии?" указывается что лидеры фракций Госдумы одобрили проект. Согласно документам, попавшим в распоряжение группы "Экозащита" и антиядерной кампании Социально-экологического союза, в скором времени на острове Симушир в Курильской гряде Сахалинской области может появиться могильник для радиоактивных отходов из Тайваня и Японии.

Выдающийся ученый эколог XX века Н. Н. Моисеев писал: "Развитые страны и представляющие их транснациональные корпорации (ТНК) стремятся перенести захоронение отходов в бедные страны, превращая их в своеобразные свалки. Развитые страны (страны "золотого миллиарда") становятся "дьявольским насосом", который не только выкачивает из слаборазвитых стран, и из России в том числе, капиталы, ресурсы, мозги, но и накачивает в эти страны все то вредное для человека, что производится в развитых странах. В развитых странах стремятся перейти к экологически чистым технологиям. Но избавиться от черной и цветной металлургии, химических производств, добычи полезных ископаемых ни сейчас, ни в обозримое время человечеству не удастся — без них развитые страны, да и все остальные просто не выживут! Значит, все подобные производства богатые страны будут стремиться (и уже стремятся) перенести в слаборазвитые страны. Возникает новое планетарное разделение труда, которое очень четко отделяет страны "золотого миллиарда" от всех прочих. И эти "прочие" оплачивают благополучие "золотого миллиарда" своим здоровьем, национальной деградацией, упадком не только своей культуры, образа жизни, но и собственной жизнью".

В статье "Становление экологии военной деятельности" отмечается, что существующие в России средства контроля экологической обстановки не позволяют ни заблаговременно организовать предупреждение техногенных катастроф, стихийных бедствий, ни обеспечить эффективное отслеживание развития чрезвычайной ситуации в целях оперативного управления действиями сил, средств по локализации очагов катастроф и вторичных поражающих факторов аварий. Частота аварий с катастрофическими последствиями для общества и природы постоянно нарастает.

В. П. Войтенко пишет, что сложившаяся ситуация в мире по захоронению отработавшего ядерного топлива требует разработки международного законопроекта по данному вопросу.

Накопленное отработанное ядерное топливо в большом количестве стран представляет потенциальную опасность миру вследствие неконтролируемого использования делящихся ядерных материалов, других радиологически опасных компонентов ядерного топлива вне гражданской сферы, включая совершение актов диверсий с долговременными последствиями. Ряд стран, находящихся в сложных природных (климатических и геологических) условиях, могут оказаться принципиально не в состоянии решить проблему отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на национальном уровне. В мире растет убежденность в том, что деятельность по обращению с ОЯТ должна подпадать под жесткий международный контроль, а практическое решение задач хранения и утилизации ОЯТ — сосредоточиваться в ограниченном количестве государств, обладающих развитой ядерной индустрией. Так, в Объединенной конвенции "О безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами", принятой в 1998 г. и подписанной Российской Федерацией, подтверждается большое значение международного сотрудничества в целях повышения безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами на основе двусторонних и многосторонних механизмов. При этом поддерживается международное сотрудничество по оказанию услуг странам, имеющим затруднения в обращении с ОЯТ, и в первую очередь тем странам, с которыми имеются совместные проекты.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что США и Россия впервые приступили к разоруженческим процессам. За десять лет (1993—2003 гг.) США и Россия обязаны радикально сократить свои стратегические запасы оружия массового поражения, что в совокупности составляет 80% ядерных арсеналов мира, 50% ядерных реакторов мира и 90% запасов химических отравляющих веществ.

Согласно Парижской конвенции 1993 г. об уничтожении химического оружия предусматривается требование обеспечить безопасность процессов утилизации отравляющих веществ, охрану окружающей среды и социальные гарантии для военнослужащих и населения.