Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

МАГИСТРАТУРА / ИСТОРИЯ / Развитие балагана в странах и в Украине

.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
166.4 Кб
Скачать

Сегодня широко распространены сицилианские куклы, у которых ручки и ножки крепятся всего на четырех нитях. Еще одна нить (или проволка) идет у них от головы, поэтому последняя редко наклоняется вниз и расположена больше прямо. «Марионетка» — очень условное название. Во Франции любая кукла, даже «петрушка» называется марионеткой».

…Театр Петрушки попал в Украину в форме классического персонажа сказки: неизвестно при каких обстоятельствах и в каком точно веке. Пронзительный писклявый голос, создаваемый актером при помощи так называемого «пищика», длинный крючкообразный нос, дурацкий колпак, красная рубаха, штаны, заправленные в лаковые сапоги (!) и, конечно же, неизменная дубина — таким был портрет любимца публики, озорника Петрушки. В старом Киеве и на юге Украины его стали называть Ванькой Ру-тю-тю или Ванькой Рататуем (воителем). Русский Петрушка обрел украинский колорит со всевозможными колкостями и пикантными подробностями. Киевский Ванечка Рататуй представлял собой подольского ремесленника, сценки из жизни которого заставляли зрителей народного театра оглушительно смеяться. «Действо» с этим откровенно балаганным персонажем можно было показывать в любое время года (кроме Великого поста), но уже к концу XIX века театр Петрушки стал постепенно исчезать. Его шутки-прибаутки приелись, непредсказуемая игра уже не вызывала большого интереса, а знаменитый писклявый голос, так смело выкрикивающий: «Рыжий, конопатый, смешной и горбатый, курносый, носатый, холостой и женатый!» стал раздражать. В начале XX века и украинский Рататуй, и русский Петрушка уходят со сцен не только Киева, но и всей Украины.

Музыкальная шкатулка XIX века.

Киев середины XIX — начала XX века стал городом уличной феерии, огромным домом для всевозможных странствующих трупп, передвижных выставок, диковинных зрелищ и волшебных новинок. К разряду последних относятся удивительные механические представления, в основе которых, как правило, были зрелища циркового типа, позволяющие проникнуть «за завесу бытия» или показать «глубину возможностей человека». На первый взгляд вам может показаться, что подобное анонсирование сродни балаганному «путешествию вокруг света», которое действительно было, но не вокруг земного шара, а вокруг свечи. Но на механических представлениях в их лучших образцах действительно было на что посмотреть. В первой половине XIX века такие зрелища устраивались в частных домах, и лишь к концу столетия «актеры» этого жанра стали выступать в специально построенных цирковых балаганах или занимали подмостки городских театров. «В 1823 г. — пишет Анатолий Макаров, — «в доме полковника Самойловича под Липками» (на Крещатике?) состоялось несколько типичных для романтической эпохи представлений магико-акробатической труппы Шихтеля из Вены, в программе которой активно обыгрывались распространенные в те годы слухи о попытках науки проникнуть в область сверхъестественных явлений и невероятных успехах неких неведомых миру ученых мужей, заключивших тайные договоры с дьяволом. Много говорили и писали тогда также и о появлении механизмов, ничем не отличимых от людей и тайно управляемых некими личностями…».

Особыми для Киева были дни Святок, напрямую связанные с Христом, эпизодами с участием Ирода, святого Петра, Черта, Запорожца, то есть со старым добрым украинским вертепом, который, правда, уже к концу XIX века практически исчезнет с наших улиц. Вплоть до наших дней вертепные «скрыньки» будут лишь украшением театральных музеев. Хотя полностью вертеп все же не исчезнет. По словам Ирины Мелешкиной, заведующей отделом истории театра в Музее театрального, музыкального и киноискусства, в 1918 году прекрасный «Різдвяний вертеп» поставил театр Леся Курбаса, в середине 80-х годов прошлого века над этой темой успешно работал режиссер Виталий Малахов, а сегодня вертепную «скрыньку» в Киеве подобрал и возродил Молодой театр в лице Владимира Завальнюка. Единственными регионами, которые никогда не «отпускали» от себя это национальное сокровище, были Львовская и Ивано-Франковская области, в которых наш колоритный вертеп все же сумел сохранить себя, не канув в Лету...

Еще одним довольно необычным жанром уличных зрелищ Киева середины XIX века были так называемые диорамы, косморамы и разнообразные кинезотографические театры. Первые представляли собой разновидность панорамы с объемным первым планом, который помогал создать иллюзию реальности. Зачастую на сеансе предлагались виды Парижа, вечерней Праги, утро в заснеженных горах и иные картины. Световые и звуковые эффекты, перемещение теней, появление и исчезновение деталей и цветов, голоса птиц, дуновение ветра — все это помогало создать эффект присутствия зрителя в том или ином живописном месте. Как правило, художнику, владевшему секретами иллюзорной живописи, помогали звукоподражатели и кукловоды. Косморамы перекликались с диорамами, но демонстрировали движение планет и звездное небо, то есть фактически были пращурами планетариев.

Кинезотографический театр был предтечей настоящего кино. Механизм его работы был уникален и это понимали все: от праздношатающихся зевак до образованных людей.

…По данным опроса, проведенного в 1913 году в Киеве, рабочий тратил на цирк, балаганы, театральные представления, кино и другие увеселительные зрелища в среднем около 10 рублей в год, тогда как на лечение у него уходило не более 7 рублей 44 копеек. Старый город действительно любил балагурить, петь и танцевать. И пусть тогда за бедной уличной ширмой прятались глупые петрушки, а путешествие «вокруг света» совершалось под дружный смех праздношатающихся зевак только вокруг свечи, Киев все равно был более родным, чем сейчас. Тогда он мог позволить своим улицам и площадям балагурство и плутовство каких-нибудь бимов и бомов, тогда он с восхищением принимал спектакли передвижного театра миниатюр лилипутов, искренне веселился вместе с завсегдатаями рататуечных зрелищ и шапито, и совершенно не походил на еще не старого мужчину с приятной улыбкой, мягким выражением глаз и артистичной манерой разговора.

Театральное искусство Украины уходит своими корнями в обрядовую песню и танец, которые были похожи на театральное действо. В античных городах Северного Причерноморья (Ольвии, Пантикапее, Херсонесе) во время раскопок были обнаружены театральные сооружения. А одним из ярких примеров славянского театрального зрелища является старинный обряд свадьбы. Ему присущи драматическое действие, песни-диалоги, монологи, пластические движения, музыка, танцы, костюмированные представления, пантомимические игры и т. п. Основой же для будущего профессионального театра стали конкретные сюжеты («Мельница, Дед и Баба», «Поп и Смерть», «Коза», «Меланка»), которые разыгрывались во время народных игр и обрядов на праздниках. Это были, в сущности, миниатюрные пьесы с традиционными персонажами, реквизитом и элементами декоративного оформления.

Первыми древнерусскими странствующими актерами были скоморохи. Их выступления, насыщенные народными песнями, танцами, юмором, пословицами, поговорками, остротами, элементами цирковых номеров, были украшением народных праздников и гуляний. В XVII—XVIII веках искусство скоморохов приобрело вид балаганов, кукольных театров — вертепов. Оно стимулировало развитие в Украине театрального, эстрадного, циркового искусства и пантомимы.