Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГУ т.2.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
120.83 Кб
Скачать

Территориальное оформление Киевской Руси

Сложившиеся условия для создания государства потребовали соответствующего оформления. По мнению автора «Повести временных лет», враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка.

Князь Рюрик (862—879)' прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI в.

РЮРИК

О начале Русского государства наша летопись рассказывает следующее: новгородские славяне и кривичи находились под властью варягов и платили им дань. Выведенные из терпения господством варягов, они прогнали их и стали управляться по старинным родовым обычаям, но вскоре среди них начались усобицы. Тогда эти племена по совету новгородского старейшины Гостомысла решили направить послов к варягам.

Послы отправились за море к варяжскому племени «русь» и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Три варяжских князя, братья Рюрик, Синеус и Трувор, пришли в славянскую землю. Рюрик поселился в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске. С призванья князей начинается История Русского государства. Так как эти князья были из славянского племени «русь», то от них и земля наша прозвалась Русью.

Как установлено археологическими раскопками, в середине IX в. на Рюриковом городище (в районе современного Новгорода) находилась резиденция скандинавского князя, что подтверждает рассказ древнего летописца о приглашении князя «из заморья» верхушкой славянских и местных угро-финских племен.

Источниковедческие исследования показывают, что с приглашенным князем племенная знать заключила договор, по которому сбор государственных доходов с подвластных территорий оставался за представителями местных верхов. Этот договор и лег, видимо, в основу дальнейшего взаимоотношения Новгорода с князем, могущества и независимости новгородского боярства с его крупным корпоративным землевладением и торговлей. К тому же политическое преимущество новгородской аристократии подкреплялось институтом вечевого строя.

По некоторым источникам, недовольные Рюриком его соплеменники, князья Аскольд и Дир, в поисках добычи и развлечений направились с частью дружины из Новгорода в Константинополь.

По пути им удалось захватить небольшой красивый город на высоком берегу Днепра — Киев. Переадресовав выплачиваемую киевлянами дань от хазар на себя, они остались в Киеве государями.

После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится князь Олег (879—912), прозванный Вещим.

ОЛЕГ

Олег, родственник Рюрика, правил за малолетством Игоря, сына Рюрика. Он прославился военными победами, а своими благоразумием и мудростью снискал к себе любовь подданных. Он завладел Смоленском, подчинив своей власти всех кривичей, взял Любеч, древний город на Днепре, завладел обманом Киевом, убив, по преданию, Аскольда и Дира.

Киев с его красивым местоположением и многоводною, судоходною рекою так понравился Олегу, что он сделал его столицей, назвав его матерью городов русских (882 г.). Олег подчинил себе древлян, северян и родимичей, предпринимал удачный поход на Царьград (Константинополь), заключил с греками выгодный торговый договор. Олег прославился построением городов. За свои подвиги получил прозвище «вещаго», т.е. мудрого.

Дожив до глубокой старости, Олег, как говорит предание, умер от своего любимого коня. Княжил он 33 года. Олег был первым исторически достоверным князем.

Предпринятый им удачный поход на юг обеспечил объединение двух главных центров восточных славян — Новгородской и Киевской земель, а также территорий, лежащих вдоль пути «из варяг в греки» (от Балтийского, или Варяжского, моря до Черного, или Русского) и его ответвлений, освобождение земель северян и радимичей от хазарской дани.

Сформировалось Древнерусское государство — Киевская Русь (882) со столицей в Киеве.

Сплочение восточных славян вокруг Киева, проходившее в ожесточенной борьбе с внешними врагами, продолжалось и в X в. К середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе. К этому времени в состав Киевского государства вошли все восточнославянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер — на севере (новгородские и ильменские славяне) до верховьев Волги — на востоке (вятичи, меря, мурома и др.), от середины Днепра — на юге (Чернигово-Северская, Киевская, Галицкая, Волынская земли северян, полян, древлян, волынян, тиверцев) до Чудского озера — на западе, включая земли дреговичей, полочан, кривичей, радимичей.

Древнерусское государство было признано в качестве равного Византийской империи. Предание повествует, что князь Олег, совершивший поход на Константинополь, в знак победы повесил свой щит на воротах Царьграда. Византийский император уплатил Олегу значительную дань и заключил с ним договор (911), предоставлявший русским купцам беспошлинную торговлю и другие привилегии. В этом договоре, составленном на русском и греческом языках, упоминалось о «Законе русском», что подтверждает наличие законодательства на Руси до «Русской Правды».

Таким образом, очевидно, что государство — продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества и не может быть привнесено извне и организовано одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых. Тем не менее, летописное предание о призвании варяжских князей было облечено в так называемую «норманнскую теорию».

Норманнская теория Основоположниками этой концепции принято считать немецких историков Г. Байера, Г. Миллера, А. Шлецера, приглашенных в Россию в период правления Анны Иоанновны (17301740) и расцвета бироновщины. Авторы этой теории и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. И уже в тот период норманнизм встретил активное возражение со стороны ряда передовых русских ученых, в том числе и М.В. Ломоносова. Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей в качестве военных специалистов не вызывает сомнения. Однако ряд историков, начиная с М.В. Ломоносова, сомневался в неславянском происхождении Рюрика.

Это свидетельствует о том, что утверждение украинских националистов о совпадении территории Древнерусского государства и территории Украины не соответствует исторической правде, у них была лишь общая столица — Киев.

К тому же специфика украинской культуры, язык и пр. в IX—XII вв. еще не сложились.

Приглашенные предводители рюриковой рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою и гражданскую власть. Норманны, по существу, превратились из наемной (союзной) дружины в опору военной власти своего представителя — князя. Это было не завоевание, а сотрудничество, своеобразный синтез культур.

Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические насильственные истоки. К тому же и князь, и его дружина быстро «ославянивалась». Уже внук Рюрика носил чисто русское имя — Святослав.

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречат известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен — характерные черты продвижения славянского общества к государству. Первые восточнославянские княжества существовали до прихода Рюрика, и первые русские князья именовались хаканами — царями. Древнерусское государство, подготовленное многовековым развитием восточного славянства, по своему политическому и экономическому развитию стояло выше варягов и не могло по этой причине заимствовать у пришельцев опыт государственности. Однако именно норманны, во многом, увлекли славян в походы на Византию. Они же способствовали объединению Новгорода и Киева. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги стимулировали этот процесс.