Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История русских медиа 1989 — 2011.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
633.86 Кб
Скачать
    1. «Эксперт». Июль 1995

Бывшие авторы «Коммерсант Weekly» открывают новый деловой журнал «Эксперт». У «Коммерсанта» появляется первый конкурент.

Валерий Фадеев

главный редактор «Эксперта»

В 1995-м произошла известная история с заказухой. Сейчас я уже никого не обижу, давно было. Был такой олигарх Смоленский, который захотел приватизировать банк «Столичный». У Смоленского были хорошие отношения с Володей Яковлевым из «Коммерсанта», тот решил ему помочь и вызвал главных авторов еженедельника Weekly сделать заметку, что это банк плохой. Авторам — Михаилу Рогожникову, Андрею Шмарову и Никите Кириченко — стремно было делать такую заметку, произошел конфликт редакционный и менеджерский. В итоге почти вся редакция еженедельника ушла. Вот это банальное название — «Эксперт» — взято из коммерсантовского лексикона. В заметках использовалась фраза «по мнению экспертов», когда хотелось высказать мнение в заметке, а было нельзя. В начале июня мы выпустили последний номер еженедельника, а уже в июле вышел первый номер «Эксперта». Делался он в редакции журнала «Иностранец», который тоже был в «Коммерсанте». Очень помог Потанин, купил 24% акционерного общества. Почти все журналисты, рекламный отдел перешли в «Эксперт», а на месте Weekly потом образовался журнал «Власть».

 Не было ничего сложного, но примерно через год закончились инвестиции, рекламы не было, был маленький рынок. Тогда «Эксперт» был скорее экономическим, даже финансовым журналом, и только позднее концепция изменилась — журнал стал деловым, то есть со взглядом на мир делового человека, в том числе на культуру.

    1. «Ом». Ноябрь 1995

Выходит первый номер журнала «ОМ»: наряду с «Птючем» он становится важнейшим изданием для первого поколения постсоветской молодежи — менее шизофреничным и более трендсеттерским, чем конкурент. «ОМ» раньше всех ставит на обложку Лагутенко и Земфиру, главный редактор журнала Игорь Григорьев снимается в клипе Лики Стар, появляется на модных показах и становится одним из первых глянцевых журналистов-селебрити.

    1. Светлана Рейтер

редактор раздела «Мода» (1995–1997)

Я узнала про «ОМ», работая в журнале «Медведь». Там была такая странная полоска, посвященная новым газетам и журналам. Помню, Игорь Мальцев, главный редактор «Медведя» на тот момент, получив от кого-то или купив где-то первый «ОМ» с юношей в лисьем боа на обложке, решил, что это журнал для пидорасов. И написал разгромную статью на 40–50 строк, которую назвал «Под небОМ голубым». Так и узнала.

 Редакция «ОМа» всегда сидела где-то в центре и всегда в районе Арбата. На тот момент это, кажется, был Денежный переулок. Когда я пришла на собеседование, меня отвели к Игорю Григорьеву, который сидел в подвале, слушал Аллу Пугачеву и был похож на вампира: у него были темные волосы и глубоко посаженные глаза пронзительного вида.

 Первое время поражали вещи, которые со временем стали вполне будничными. Например, что на одно приглашение на показ Инны Шульженко, актуальную в те годы модельершу, Григорьев умудрялся провести всю редакцию. Это было шикарно.

 В редакцию постоянно приходили какие-то люди. Заходил художник Илья Пиганов и обещал сделать какие-то съемки. Мамышев-Монро тоже часто бывал. Насколько я помню, как раз в «ОМе» была та самая знаменитая съемка, когда Монро перевоплощался в царя Николая, в Веру Холодную и прочих. В «ОМе» писали про Дэвида ЛаШапеля — сейчас это кажется смешным, но то была первая заметка о нем. Собственно, от выходившего в те же годы «Птюча», который был клубным журналом, мы отличались тем, что вроде как за культуру отвечали.

 Чем отличался «Птюч» от «ОМа»? Был такой столичный мальчик Игорь Шулинский, которого не интересовали Алла Пугачева, Наталья Андрейченко, Лика Стар и прочие поп-звезды вроде Сергея Зверева. И был Игорь Григорьев, человек, безусловно, талантливый, приехавший из какой-то глухой деревни. Он завел в журнале раздел «Чилл-аут», где интервьюировал тех самых поп-звезд, к которым был привязан с детства. Я не представляю, чтобы Шулинский пустил в «Птюч» Сергея Зверева. Впрочем, главное отличие было в том, что «Птюч» передирал журнал W и Interview, а «ОМ» — Dazed & Confused и Details. Это было всем очевидно.

 «ОМ» сильно повлиял на внешнюю сторону всего дела: Григорьев за счет своих выкрутасов привил молодежи залихватскую манеру одеваться.

 Еще одной сильной стороной «ОМа» были колонки. Это был журнал, в котором, например, вел колонку Сергей Курехин. Я ее читала, и для меня это было, как если бы Бог спустился на землю и — вот он в журнале «ОМ».