Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Европейская Социальная Хартия

В развитие Всеобщей Декларации и Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах европейское сообщество принимает свой нормативно-правовой акт, последовательно углубляющий и развивающий указанные права, получивший название Социальной хартии. Она была подписана членами Совета Европы в 1961 году и вступила в силу в 1965 году.

В отличие от гражданских и политических прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, экономические, социальные и культурные права имели свои особенности в контексте включения их в единый международный нормативный акт. Самая трудная проблема заключалась в отличии экономического положения европейских стран, в разности их потенциалов и ресурсов, а также в направленности социальной политики. Другая проблема – это необходимость унификации многих понятий, которые можно выразить только вербально. Следовало найти общие критерии для обозначения, например, достойного образа жизни или благоприятной окружающей среды.

Наконец, следовало установить какую-то разумную «планку возможностей», чтобы не оттолкнуть потенциальных участников Хартии от ее рассмотрения и подписания. Наиболее приемлемым оказался дифференцированный подход к членству, заключавшийся в следующем: государства-участники не принимают на себя обязательство безукоснительно исполнять все перечисленные в Хартии статьи, а только строго оговоренные из числа самых важных и остальные по выбору. Таким образом, страны-участники принимали на себя два организационных обязательства:

1) «рассмотреть часть 1 настоящей Хартии в качестве декларации целей, к достижению которых оно будет стремиться всеми необходимыми средствами». Речь идет о создании условий, в которых можно было бы эффективно реализовать 19 прав, перечисленных в части 1;

2) признать имеющими силу по меньшей мере 10 из 19 статей части 2, ибо маловероятно, чтобы какое-либо государство имело возможность в настоящее время выполнить все статьи части 2.

Девятнадцать статей Хартии гарантировали такие права:

статья 1: Право на труд;

статья 2: Право на справедливые условия труда

статья 3: Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

статья 4: Право на справедливое вознаграждение;

статья 5: Право на организацию;

статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

статья 7: Право детей и молодежи на защиту;

статья 8: Право работающих женщин и защита материнства;

статья 9: Право на профессиональную ориентацию;

статья 10: Право на профессиональную подготовку;

статья 11: Право на охрану здоровья;

статья 12: Право на социальное обеспечение;

статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь;

статья 14: Право на получение услуг, со стороны социальных служб;

статья 15: Право лиц с физическими и умственными недостатками на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества;

статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

статья 17: Право матерей и детей на социальную и экономическую защиту;

статья 18: Право заниматься приносящей доход деятельностью, на территории других стран;

статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

В отличие от выполнения политических и гражданских прав здесь требуются большие ресурсы, затраты, которых может не быть у всех государств. Поэтому, Совет Европы решил не настаивать на обязательном исполнении всех обязательств сразу, а только от половины до 2/3 обязательств с тем, чтобы потом постепенно государства-участники увеличивали свой вклад в поддержку экономических, социальных, культурных прав. Некоторые взяли на себя от 100% до 87%. Но есть семь важнейших обязательств, из которых не менее пяти должно принять к исполнению каждое государство по своему выбору:

статья 1: Право на труд;

статья 2: Право на объединение;

статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

статья 12: Прав на социальное обеспечение;

статья 13: Прав на социальную и медицинскую помощь;

статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

Для соблюдения и контроля за реализацией этих прав был создан Комитет независимых экспертов, имеющий право запрашивать один раз в два года от стран-участниц доклады об изменениях в национальном законодательстве и о практике соблюдения и защиты экономических и социальных прав. Комитет дает толкование, обычно в расширительном смысле, норм Социальной Хартии.

Вместе с тем, Социальная Хартия оставалась для многих граждан «вещью в себе», не очень известной и мало пригодной для практического применения. И в таком состоянии она пребывала более 30 лет. Видно было, что некоторые государства не считали экономические и социальные права актуальными и первоочередными, другим не позволяла решать социальные проблемы идеологическая или экономическая парадигма, а порой не хватало политической воли руководства страны. Так или иначе, Социальная Хартия не стала составной частью Конвенции или столь же популярным документом.

И дело, конечно, было не в отсутствии понимания важности этих прав, а в экономических и в политических реалиях Европы конца XX века. Тем не менее, в 1988 году был принят дополнительный протокол к Социальной Хартии, а затем была осуществлена новая доработанная редакция, открытая к подписанию в 1996 году и вступившая в силу в 1999 году.

В новой редакции Хартия содержит все 19 прежних статей, а также вновь сформулированные такие права:

статья 20: Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по половому признаку;

статья 21: Право на информацию и консультации на предприятии;

статья 22: Право участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды;

статья 23: Право лиц пожилого возраста на социальную защиту;

статья 24: Право на защиту при окончании найма;

статья 25: Право трудящихся на защиту их законных претензий в случае неплатежеспособности работодателя;

статья 26: Право работника на защиту своего достоинства по месту работы;

статья 27: Право трудящегося с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение;

статья 28: Право представителей трудящихся на защиту и льготы на предприятиях;

статья 29: Право работников на информацию и консультации при коллективных увольнениях по сокращению штата;

статья 30: Право на защиту от нищеты и социального отторжения;

статья 31: Право на жилье.1

Нельзя не согласиться с мнением С. Глотова и В. Мазаева, утверждающих, что приведенные статьи обновленной Социальной Хартии очень актуальны для граждан реформируемой России. Этим и объясняется подробное их изложение, в рассуждении о том, какого уровня социальной и экономической защищенности можно достичь, исполняя нормы Социальной Хартии.

Строгое текстуальное сравнение норм Хартии и Конституции РФ приводит к выводу о более или менее достаточном соответствии нашего Основного закона требованиям Хартии.1

Хотелось бы верить, что это на самом деле так, но, видимо, дело намного сложнее. За пределами декларированного в нормах права остается огромное «правовое пространство», в котором о многих «хороших» нормах не подозревают не только граждане, но и прокуроры, судьи, юристы предприятий и тем более руководители разных уровней, которым «общественные интересы» намного ближе и понятней, чем права пенсионера, безработного, инвалида. В условиях неправильного начисления пенсий, пособий и их несвоевременных выплат, беспризорности и безнадзорности детей, нищенского существования беженцев или инвалидов едва ли корректно говорить о соответствии национального законодательства европейским стандартам. Поспешная удовлетворенность убаюкивает. Формально может быть нормы права и не так уж далеки друг от друга. И все-таки, требования норм и реальное положение в социальной сфере несоразмерно удалены друг от друга.

С.А. Глотов и В.Д. Мазаев дают замечательную и оригинальную форму для сравнительного анализа норм Социальной Хартии и Конституции РФ. Они цитируют статьи Социальной Хартии, а для сравнения приводят аналогичные статьи Конституции. И обнаруживается поучительная картина. Статьи 1, 2, 3, 4 Хартии посвящены трудовым отношениям и защищают право на труд. Первая статья регулирует уровень занятости, защиту труженика от безработицы, организацию бесплатных служб занятости, профессиональную ориентацию, обучение, реабилитацию. Вторая посвящена справедливым условиям труда: разумной продолжительности рабочего времени, оплате праздничных дней, размеру минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, ограничению опасных и вредных работ, еженедельным выходным, льготам за ночную работу и об обязательном информировании работника в течение 2-х месяцев об аспектах трудового договора или трудовых отношений. Третья статья определяет безопасные и здоровые условия труда и четвертая право на справедливое вознаграждение, в том числе на такое, которое обеспечило бы им самим и их семьям достойный жизненный уровень, выплаты за сверхурочные работы, равную оплату труда мужчинам и женщинам, возможные вычеты из заработной платы и обязательное регулирование трудовых отношений законодательством или коллективными договорами. В целом четыре приведенные статьи Хартии имеют 20 пунктов.

Рядом для сравнения и сопоставления исследователи приводят одну статью 37 Конституции, посвященную праву на труд, состоящий из пяти пунктов, в которых труд объявляется свободным, а принудительный труд запрещается, гарантируется безопасность и гигиена труда, оплата не ниже минимального размера, защита от безработицы, а так же право на отдых, на забастовку, оплачиваемый отпуск. Итак, вместо 4 статей одна, а вместо 20 – всего пять пунктов.

Большое значение имеет и содержательная часть статей. Социальная Хартия устанавливает право на справедливые условия труда и право на справедливое вознаграждение.

Таким образом, нет никаких оснований утверждать об адекватном отражении законодательством России экономических и социальных прав, закрепленных в Социальной Хартии. Впрочем, чтобы не ошибиться в своих выводах продолжим анализ. Статья 5 Хартии закрепляет право на организацию, шестая – на коллективные договоры, седьмая – право работающих детей и молодежи на особую защиту. Эти три статьи имеют 14 пунктов. Такую гамму прав адекватно отразить никак не может одинокая статья 30 Конституции РФ, гарантирующая только свободу общественных объединений.

Восьмой статье Хартии, защищающей права работающих женщин на охрану материнства, соответствующей статьи в Конституции РФ не нашлось вообще. Нельзя таковой считать и статью 38, где говорится, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Не умаляя важность этих прав, заметим все же, что Социальная Хартия устанавливает конкретные права работающих беременных женщин. Отпуск по беременности и родам не должен быть менее 14 недель. Матери, имеющие грудных детей, должны иметь достаточные по времени перерывы для кормления ребенка. Труд беременных женщин, кормящих матерей на подземных работах, на опасных, вредных или тяжелых работах должен быть запрещен, а до этого ограничен и защищен.

Статьям Хартии, посвященным профессиональной ориентации и профессиональному обучению работающих людей, в том числе молодых, старых и бывших безработных, то есть заботе о вовлечении людей в трудовые отношения, соответствует статье 43 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на образование. Вернее сказать, она не соответствует, конечно. Это ведь внешне похожие, но совершенно неодинаковые права. Конституция в этой статье определяет общее образование. Хартия закрепляет заботу обо всех лицах, в том числе инвалидах, желающих получить специальность, поменять ее, совершенствовать профессиональное мастерство и даже делать карьеру.

Праву на социальное обеспечение в Хартии посвящено 6 статей и 16 пунктов, которой соответствует одна статья в два пункта Конституции РФ. Десяти новым статьям Социальной Хартии соответствуют две статьи Конституции РФ.

Россия подписала Социальную Хартию, но еще не ратифицировала ее и потому не вошла в число стран-участниц Европейской Хартии. Ей только еще предстоит эта благородная задача чтобы на европейском уровне обеспечивать экономические и социальные права своих сограждан.