Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Классическая музыка для чайников

.pdf
Скачиваний:
1555
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
24.13 Mб
Скачать

Чтобы обеспечить свободное колебание треугольника, его подвешивают к струне, кото- рую держат в одной руке, в то время как другой рукой держат стержень. Струну можно при- вязать к другому инструменту, что удобно в тех случаях, когда приходится играть на десятке инструментов одновременно.

Правильная трель извлекается быстрыми ударами стерженька между двумя внутренними сторонами. Правда, некоторые практикуют круговые удары по всем внутренним стенкам, но трель в этом случае теряет четкость, а музыкант терпение, уподобляясь голодному посети- телю ресторана в глуши Дикого Запада, яростно трезвонящему в обеденный колокольчик.

Услышать трель треугольника можно в интродукции симфонической поэмы Ри-

харда Штрауса Так говорил Заратустра.

Наконец, тем, кого по-настоящему заинтересовал этот инструмент, мы рекомендует кон- церт для фортепиано № 1 Ф. Листа и первую часть балета Щелкунчик П. И. Чайковского.

Бубен

Бубен небольшой ударный инструмент круглой формы с деревянным корпусом обечайкой, пластмассовой (иногда кожаной) перепонкой и тонкими, круглыми металличе- скими дисками, подвешенными в прорезях (рис. 10.3). Если и можно ожидать, что в вашем чулане отыщется какой-нибудь ударный инструмент, то этим инструментом будет, скорее всего, бубен (да еще, может быть, кнут но о нем позже).

Рис. 10.3. Бубен — вот инструмент настоящего мужчины!

Бубен несправедливо считают самым незамысловатым и простым инструментом, воз- можно, потому, что малыши, которые и говорить-то еще не умеют, так бойко орудуют буб- ном во время семейных концертов.

В действительности научиться играть на бубне совсем не так просто, как кажется. Начать хотя бы с того, что его трудно даже взять в руки, не произведя шума. От малейшего прикос- новения металлические диски начинают громко звенеть.

Кроме того, партии бубна нередко требуют владения виртуозными техническими прие- мами. Так, трель непрерывный дробный звон обычно исполняется частыми покачива- ниями инструмента над головой. Впрочем, некоторым музыкантам по душе более изощрен- ные методы. Послюнявив большой палец, они с силой проводят им по наружной поверхности

Глава 10. Ударная кухня

201

перепонки. Скрипя по поверхности (влага мешает ему скользить), палец заставляет пластин- ки часто и равномерно дрожать.

Для первого знакомства с бубном рекомендуем Шехеразаду Н. А. Римского- Корсакова, балет Дафнис и Хлоя М. Равеля, оперу Кармен (часть под названием Цыганский танец) Ж. Бизе, а также любую песню группы “The Monkees”.

Тамтам и гонг

Гонг это не то, что мы привыкли считать гонгом. Настоящий индонезийский гонг изда- ет звуки определенной высоты, соотносимые с теми или иными ступенями звукоряда. Высота звука зависит от места удара (ближе к центру или к периферии) и размера инструмента. Гон- ги разных размеров настроены как бы в различных тональностях. Иногда в партитурах мож- но даже встретить указание, для гонга какой тональности (ля мажор, до мажор и т.п.) предна- значена партия.

Что же до большого, круглого, висячего, гонгоподобного инструмента, который в филь- мах называют гонгом и используют как одну из примет Востока, то это не гонг, а тамтам. Тамтам просто бббббббббааааааааааааммммммммммммкает вне какой-либо связи с нотами звукоряда.

Услышать тамтам можно в таких классических произведениях, как симфония № 5 Д. Шос-

таковича, Весна священная И. Стравинского и Гимн обыкновенному человеку А. Копленда.

Кастаньеты

Если тамтам примета Востока, то кастаньеты напоминают об Испании: о танце фла- менко полных страсти движениях, пылающих глазах и сверкающих позолотой костюмах и о кастаньетах, которые танцующие сжимают в руках, высоко подняв над головой. Огненные взоры скрещиваются, южная кровь вскипает. Танцоры отбивают ритм кастаньетами в форме небольших раковин, нажимая на их половинки пальцами. Сперва медленно и негромко, а за- тем все быстрее и звонче щелкают кастаньеты, поддавая жару неистовой иберийской пляске, раздувая огонь под смачным кастильским варевом!

(Примечание издателя. Просим извинения за эти крайности. Авторам изменило чувст- во меры.)

Излишне говорить, что без кастаньет не обходится ни одно произведение, осно- ванное на народных испанских мотивах. Отметим только, что в оркестрах инст- румент используется в несколько видоизмененной форме: с раковинами, для удобства посаженными на деревянный стержень. Из симфонических произведе- ний с кастаньетами вспомним Испанскую рапсодию М. Равеля и балет Треуголка Мануэля де Фалья.

Êíóò

Верьте или нет, но не многие композиторы решили, что их произведения лишатся всякого вкуса и цвета, если в них не будет партии для кнута.

В связи с ограниченными размерами сцены и принимая во внимание протесты опреде- ленных слоев общества, настоящий кнут был изъят из употребления и заменен устройством, подражающим щелканью кнута.

Эта мутация кнута имеет вид двух плоских деревянных дощечек, соединенных веревоч- ной петлей, которыми в нужный момент просто хлопают друг о друга.

202

Часть III. Знакомьтесь — оркестр!

Пожалуй, во всей симфонической литературе не найти лучшего примера пьесы с

кнутом, чем концерт для фортепиано соль мажор М. Равеля. Помимо прочего,

это еще и единственное в истории музыки произведение, которое начинается

звуками щелкающего кнута. (Кстати, о практической стороне дела: указав в ре- зюме кнут в качестве предмета вашей профессиональной специализации, вы мо- жете с полным основанием рассчитывать, что ваша кандидатура со всей серьез- ностью будет рассмотрена членами комиссии.)

В этой связи назовем также симфонию №5 Г. Малера и Занимательное путешествие по оркестру для юного любителя музыки Б. Бриттена.

Коровьи бубенцы

Коровьи бубенцы используются редко и только в особых случаях: там, где требует- ся звучание именно коровьих бубенцов. Их нежные старинные перезвоны можно услышать в симфониях №6 и №7 Г. Малера.

Трещотка

Любимейший, чудеснейший, волшебный ударный инструмент! Трещотка состоит из зазуб- ренного деревянного остова и нескольких дощечек. При поворотах ручки (движения рыбака, закидывающего спиннинг) дощечки трутся о зубцы, издавая очень громкие щелкающие звуки.

Многообразием оттенков трещотка едва ли может похвастать: громко и еще громче вот и весь ее арсенал. Зато музыкант волен управлять скоростью вращения. Покрутите быст- рее и отдельные щелчки сольются в сплошное звучное щелканье.

Услышать трещотку можно в Веселых проказах Тиля Уленшпигеля Рихарда Штрауса, где она изображает нахальную трескотню озорника Тиля. Какой дру- гой инструмент мог бы успешнее справиться с этой задачкой?

Глава 10. Ударная кухня

203

Часть IV

За кулисами

The 5th Wave

Рич Теннант

В этой части…

Отступать больше некуда, и мы начинаем рассказ о теорети- ческих началах музыки.

В этой части мы поговорим о том, что так или иначе участву- ет во всех превращениях, происходящих с музыкой с момента ее сочинения композитором до момента восприятия слушателем: о нотах и о том, что они означают, о ритме, размере и гармонии. Итак, в следующих двух главах элементы теории музыки.

Глава 11

Ужасная: теоретические начала музыки

В этой главе...

Ритм: с чем его едят

Как читать нотное письмо

Ступени, интервалы, аккорды, гармония: какая между ними связь

Знаете, в чем самый большой секрет музыки? Никто не знает, как она воздействует на наш мозг. Музыке можно учить и учиться, о музыке можно рассуждать, музыку можно

записывать и исполнять, но никто так и не объяснил, откуда у музыки столько могуществен- ной власти над нашими эмоциями. В одном ученом исследовании сказано, что быстрая музы- ка учащает биение сердца; результаты другого убедительно свидетельствуют, что медленная

иплавная музыка в супермаркетах увеличивает объем продаж на 20 процентов. Но никто

иникогда не объяснил нам, почему.

Мы можем лишь описывать, разбирать и анализировать музыку, препарируя ее, расчле- няя на составляющие и подыскивая более или менее правдоподобное объяснение значению каждого из них. Этому мы и посвящаем настоящую главу. Чем лучше вы освоитесь с тонкостями музыкальной материи, тем более утонченным станет ваше наслаждение музы- кой. А может статься, вы и сами начнете сочинять. Главное же, во взятых по отдельности компонентах музыки нет ни ее таинственности, ни ее волшебства: они вполне доступны на- шему пониманию.

Попутно мы раскроем смысл ряда сугубо абстрактных понятий, таких, как мелодия и ритм. А если у вас вдруг захватит дух от наших ученых объяснений, не стесняясь, закройте глаза и переведите дух, или переключитесь на другую главу, или же, наконец, поставьте что- нибудь из классической музыки и от ученых рассуждений не останется и следа.

А тем временем во всем мире скромных учителей музыки чуть не распирает от возмущения. “Как?! — гневно восклицают они. — Эти парни воображают, что им по силам научить новичка всем премудростям нотного письма в одной главе? Без учителя? Они что, психи?!?”

Ну психи. Но ведь вы уже сами догадались, что так оно и есть!

Ритм – двигатель музыки

У всякой музыки будь то классика, модерн, поп, футуризм или что-нибудь еще есть ритм. Одни ритмы распознаются легче, чем другие. Но все они в конечном итоге сводятся к одному: чередованию сильных и слабых долей. Разобраться в том, что такое ритм, проще

Глава 11. Ужасная: теоретические начала музыки

207

всего, увидев его наглядное изображение. А для этого нам нужно познакомиться с некоторы-

ми азами нотного письма.

Разбиение времени на части

Разбить время на части вот первейшая задача композитора, приступающего к записи своего сочинения на нотной бумаге. Точно так же, как метры и сантиметры являются едини- цами пространства, а линейка средством его измерения, единицами и средством измере- ния музыки служат такты и размер.

Представим себе бесконечный континуум времени. Композиторы изображают его так, как показано на рис. 11.1, — в виде пяти параллельных горизонтальных линий, называемых нот- ным станом, или нотоносцем. Линии помогают отличать одну ноту от другой; подробнее об этом позже. Нотный стан не прерывается на всем протяжении произведения от его начала до конца.

Без каких-либо вертикальных отметок, разделяющих его на части и служащих ориенти- рами, нотный стан был бы так же бесполезен, как линейка без делений. Чтобы записи на нем обрели смысл, мы должны нанести на него отметки времени (см. рис. 11.1) — как черточки, отмечающие на линейке сантиметры.

Показанный на рисунке нотный стан разделен на участки несколькими поперечными чер- тами. Пространства между чертами называются тактами. Такт это сантиметрвремени. Обычно музыкальное произведение состоит из многих десятков и даже сотен тактов.

Рис. 11.1. Изображение времени, известное в музыке под названием нотного стана, и разделяющие его тактовые черты

Ритмические доли и размер

Каждый такт, в свою очередь, можно разбить на несколько одинаковых по длительности ритмических долей, количество которых определяет музыкальный размер произведения (2-доль- ный, 3-дольный, 4-дольный и т.д.). Доля, в самом простом определении, — это время, затраченное на то, чтобы топнуть ногой один раз. Музыка сплошь состоит из долей. Всякая нота длится либо несколько долей, либо некоторую часть доли. Чередование долей есть ритм. (Для наглядности: в дискомузыке доли отмечают удары барабана; это и есть ее ритм.)

Прежде чем сочинять музыку, композитор выбирает ее размер, или количество долей, со- держащихся в одном такте. Выбор размера оказывает решающее влияние на все произведе- ние. В большинстве пьес на один такт приходится две, три или четыре доли (удара ногой). Так, во многих маршах и в танце тустеп (что значит два шага”) в каждом такте по две доли. Все самые известные военные марши двудольные.

Для вальса же характерен трехдольный размер (то самое бессмертное Ям-па-па”, набив- шее оскомину еще на школьных уроках пения). Наконец, многие мелодии из попсы, бродвей- ских мюзиклов и джаза поются на четыре доли.

В непреходящем стремлении совершенствовать вид нотной записи некоторые композиторы в свое время предлагали записывать размер пьесы в начале нотного стана. Как примерно это выглядело, видно на рис. 11.2. Если бы мы захотели расписать размер, изобразив каждую долю в виде длительности (нота, изобра- жение которой позволяло бы судить о ее продолжительности), это можно было бы сделать так, как показано для четырехдольного размера на этом же рисунке.

208

Часть IV. За кулисами

Вероятно, из-за того что большинство музыкальных произведений пишется именно в этом размере, доли получили название четвертей (т.е. четвертая часть такта). В кругах, близких к музыке, четверти в большом почете. Когда лидер рок- или поп-группы считает, за- давая остальным музыкантам ритм: И-раз, два, три, четыре!” — он имеет дело с четвертями. Когда рок-барабанщик размеренно стучит на своем барабане в танцклубе он в большинст- ве случаев имеет дело с четвертями. Наконец, когда в компании желают создать рассчитан- ную на музыкантов рекламную картинку тоже рисуют четверти.

Рис. 11.2. Четыре доли в такте

Но вернемся к изобретательным композиторам прошлого. Они сообразили, что четвертя- ми можно пользоваться не только для обозначения долей четырехдольного такта, но вообще почти всегда, когда нужно обозначить один удар ногой. Но даже сотни лет назад было из- вестно, что удары бывают разные. Композиторы писали музыку не одними только четвертя- ми: среди их нот попадались также восьмые и половины (что это такое, мы рассмотрим чуть ниже). Итак, в конце концов, все сошлись на том, что в начале нотной записи следует указы- вать, какие именно длительности автор подразумевает под долями размера. Запись размера стала такой, как внизу на рис. 11.3.

Рис. 11.3. Два обозначения одного и того же размера

Ваша первая проба прочитать нотную запись

Заметьте: всего лишь несколько абзацев, а вы уже в состоянии прочесть свою первую нотную запись. Готовы? Вот она: на рис. 11.4.

Рис. 11.4. Чижик-пыжик, где ты был?

Вам знаком текст этой песни, верно? Теперь вы можете сопоставить непривычный пока набор четвертей (которых по четыре в каждом такте) с тем, как они ложатся на хорошо зна- комые и любимые слова.

Странный значок, стоящий в конце второго и четвертого тактов, называется пау- зой. Пауза указывает те места, где не следует петь никаких нот. Однако просту- чать ее все же нужно: здесь пауза это доля, которую вы не поете, а используе- те, чтобы набрать в легкие воздух перед следующим тактом. Ставить паузы очень важно: не будь их, певцы погибали бы от удушья.

Вот еще мелодия, состоящая из четвертей и пауз (рис. 11.5). Прежде чем вы уз- наете, как она называется, предлагаем вам самостоятельно простучать ритм пер- вых двух тактов. Размер этого отрывка 4/4, т.е. 4 ритмических доли на такт, до- лями, как и раньше, служат четверти.

Глава 11. Ужасная: теоретические начала музыки

209

Рис. 11.5. Угадай мелодию!

Узнали? Не спешите отгадывать сгоряча. Раскиньте мозгами. Трудно вообразить себе ме- лодию, которую можно спутать с ни на что не похожим ритмом “Jingle Bells”.

Длиннее, чем четверть

В мире, где существовали одни четверти, было, должно быть, ужасно скучно. В доказа- тельство вспомним детские песни, состоящие почти из одних четвертей. Их простота, непри- тязательность и свойство навевать сон и скуку делают эти мелодии идеальным предметом для детского ума. Ах, наше безмятежное детство! Чижик-пыжик”,Братец Жак”, “Old MacDonald” ... вы можете сами продолжить список. Только, пожалуйста, не надо их петь!.

Итак, чтобы немного разбавить однообразие четвертей, композиторы принялись изобре- тать другие длительности. Так, они придумали половину, или ноту, которая длится две рит- мических доли. Половины выглядят как незакрашенные четверти (рис. 11.6), но звучат вдвое дольше. Например, для размера 4/4 половины это ноты, длительности полтакта.

Теперь, когда вы познакомились с четвертью и ее двоюродной сестрой половиной, для вас не составит труда воспроизвести ритм следующего классического произведения аван- гардной музыки (рис. 11.6).

Рис. 11.6. Половины — незакрашенные ноты

Наконец, мы полагаем, что не обременим вас чересчур, если введем еще и понятие о це- лых нотах, которые длятся вчетверо дольше четверти, или целый такт если он написан в размере 4/4 (рис. 11.7).

Рис. 11.7. В четвертом такте — целая

Короче, чем четверть

Наряду с более длинными композиторы изобрели и более короткие, чем четверти, ноты: таковы всемирно известные восьмые. На каждый удар, или четверть, приходится две вось- мых. Чтобы музыканты никогда не забывали об этом, восьмые ноты часто изображают со- единенными попарно перекладинами, или поперечными ребрами, как показано на рис. 11.8.

Рис. 11.8. Восьмые, соединенные поперечными ребрами

210

Часть IV. За кулисами