Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТЕМА 2.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
85.69 Кб
Скачать

Суммирование этого урока

В этом сложном уроке, хотя и коротком по содержанию, мы прослеживаем эволюцию определений конфликта и исследуем конфликтную ситуацию и конфликтогены.

Со временем понимание конфликта и его тематики меняется: если раньше конфликт воспринимался исключительно как противостояние, теперь в конфликтах видится возможность развития. Любой конфликт вызывается к жизни конфликтной ситуацией, а любая конфликтная ситуация начинается с конфликтогена. При деструктивном конфликте конфликтогены соединяются в спираль все увеличивающегося противостояния между людьми.

§ 5. Конструктивный конфликт

На этом уроке мы:

  • Изучим врага – деструктивный конфликт – более подробно и разберем способы борьбы с ним;

  • Поговорим о чертах конструктивного конфликта

  • Обсудим конфликт с точки зрения первого алгоритма разрешения конфликтной ситуации: Краткого Бытового Конфликтоведика.

Почему не деструктивный конфликт?

В этом учебнике мы будем призывать вас отказаться от деструктивных спиралей в пользу конструктивного ведения конфликта, хотя, честно говоря, выбор этот непрост. Вся наша человеческая природа основана на восприятии мира через себя. Когда мы анализируем наше общение, мы видим наш мир через наше собственное окно восприятия, и это никоим образом невозможно изменить. И поскольку мы видим мир вокруг только и исключительно своими глазами, нам кажется, что весь мир думает и действует так же, как и мы сами. Наше восприятие мира – уникальное и неповторимое, и поэтому мы часто вступаем в конфликты.

Когда мы попадаем в конфликтную ситуацию, когда являет свое безобразное лицо конфликтоген, мы пугаемся. Если вы помните теорию сокращения неопределенности Бергера и Калабриза из курса межкультурного общения, то вы поймете, почему мы пугаемся. Каждый из нас боится неопределенности, а несовпадение картин мира и есть тот самый случай неопределенности. И многие (не все, конечно не все) выбирают в связи с этим ответ на уровне инстинктов – «драться» или «бежать», как учит великий современный нам ученый Виктор Дольник, которого мы также цитировали выше по тексту. И «драка», и «побег» - ни что иное, как деструктивный конфликт. Поэтому если мы не «думаем головой», в прямом смысле этого слова, не включаем те механизмы, которые преодолевают в нас инстинктивный порыв, то выбираем деструктивный конфликт.

Что получается в результате? Вот что пишет по этому поводу Мортон Дойч, которого мы уже цитировали выше:

Непредсказуемость. Течение любого деструктивного конфликта непредсказуемо и напоминает неуправляемую реакцию. Происходит что-то: мы пугаемся, начинаем «драться» или «бежать», ситуация стремительно меняется, чем пугает нас еще больше. Развивается спираль деструктивных действий, которую останавливать уже нельзя, потому что в результате этой остановки мы «проиграем», а мы этого очень не хотим.

Отсутствие возможностей для компромисса. «Драться нужно – так дерись!» - пела незамысловатую песенку Черепаха Тортила из фильма про Буратино. Буратино внимал и начинал действовать именно таким образом. Если праща раскручена, что же еще остается? Остановить ее и получить камнем по лбу? Нет, пращу нужно кинуть. Поэтому любой начавшийся деструктивный конфликт – с первого взгляда - не имеет выхода на компромисс.

Изменение восприятия, создание негативной рамки. Великий современный нам коммуниколог Аарон Бек, создатель целого направления в гуманистической психологии – когнитивной терапии поведения – пишет в своих книгах о том, что деструктивный конфликт коренным образом меняет наш взгляд на мир, создает новую негативную рамку, новый кубик опыта. Впоследствии нам кажется, что весь мир против нас, и что единственный для нас выбор – это война до победного конца.

Вовлечение всех уровней. В деструктивный конфликт мы тянем за собой все наши группы участия. Конфликтуют друзья, партнеры, соседи, коллеги. Конфликтуют даже целые социальные группы. Деструктивный конфликт похож на начало любой драки: если тебя стукнули, то что же делать? Конечно, нужно стукнуть в ответ. Это решение лежит на поверхности, и именно к нему прибегают в результате люди, вовлеченные в деструктивный конфликт.

Скрытые тактики. Бич всех переговоров – скрытые тактики, от которых призывал отказываться великий коммуниколог и политик Махатма Ганди. Любой деструктивный конфликт преисполнен скрытых тактик, когда участники целенаправленно действуют разрушительно и скрывают свои дальнейшие шаги. Это, конечно, дает определенное преимущество, но оно, во-первых, призрачно – проблему-то мы не решаем, и, во-вторых, непродолжительно – потому что все скрытые тактики рано или поздно становятся явными и приводят только к ухудшению ситуации.

Спектакль. Рано или поздно деструктивный конфликт превращается в спектакль по Гоффману: роли отрепетированы, сценарий импровизации относительно изучен, поехали! Известный коммуниколог Гарриет Лернер, детальный разговор о которой у нас с вами впереди, говорит, что деструктивный конфликт с течением времени становится достаточно предсказуем, потому что все спирали развиваются по накатанной траектории. Поскольку нашему восприятию легче работать именно по накатанной траектории, говорит известный коммуниколог Грег Неймейер, то мы выбираем деструктивный конфликт именно из-за его предсказуемости.

Смена рамки. Выше мы уже упоминали о том, что деструктивный конфликт изменяет рамку восприятия. Известный коммуниколог Блейк Флэннери в связи с этим делает вывод, что при переходе референтных групп (как это происходит, мы с вами обсуждали в курсе межличностного общения), человеку даже выгоден деструктивный конфликт, потому что раскручивание спирали помогает человеку оторваться от своей старой референтной группы: иначе она его не отпускает.

Мифы. Как это ни странно, но общество поощряет деструктивные конфликты. Достаточно посмотреть боевики и станет ясно: всех побеждает сильный. И вообще даже в языке (в соответствии с гипотезой Сапира-Уорфа заметно: слово «сильный» означает еще и «правильный, верный» («сильный аргумент»), «ударный» труд – это тоже хорошо, и происходит слово «ударный» от слова «удар», и т.д. Кто такой «ударник»? Кого мы называем «храбрым» и за что? А мирные слова, вроде «милосердия» популярнейший киногерой Жеглов желчно называет «поповскими», говоря, что всех победят «карательные органы».

ПРОБЛЕМА 2-11: Мы не замечаем негативных последствий деструктивного конфликта до того момента, пока окончательно не перевесит чаша веса отношения.

ВОПРОС НА ЛЕКЦИИ 2-11: Приведите примеры каких-либо мифов, принятых в определенной микрокультуре по поводу конфликта.

Так что сложно будет нам с вами делать выбор в пользу конструктивного конфликта. Ниже мы попробуем объяснить преимущества этого более сложного, но и более продуктивного действия.