Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Французский абсолютизм.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
11.01.2017
Размер:
19.92 Кб
Скачать

Центральное управление.

Доминирующая роль принадлежала органам, созданным в период абсолютизма. Их возглавляли Генеральный контролер финансов и четыре государственных секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Должность Генерального контролера, по сути, приравнивалась к должности первого министра. В его компетенцию входило множество вопросов:

• Руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства;

• Проверял деятельность должностных лиц на местах;

• В его ведении находились промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство портов, крепостей, дорог и т.д ), пути сообщения.

В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторов. Формально генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись королю.

Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием. Среди них Генеральный контролер и государственные секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом.

Одновременно функционировали и другие учреждения, например, Государственный совет. В его состав входили представители высшей придворной аристократии. Государственный совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш и т.д.

Особое место занимал тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, и аппарат канцлера - почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Часть этих органов действовала постоянно ( свет депеш, совет финансов),но другие работали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее должностные лица этих учреждений продолжали числиться на государственной службе и получали огромное жалованье.

Органы местного управления.

В период абсолютизма территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, интендантства, соответствующие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств.

В местном управлении существовали две категории государственных органов. Первые были созданы во время сословно – представительной монархии. В период абсолютной монархии они утратили свое первостепенное значение, все они были оттеснены на второй план интендантами – особыми уполномоченными королевского правительства на местах. Интенданты руководили местным административным управлением и судом. На этот пост обычно назначались лица незнатного происхождения. В любой момент правительство могло их сместить. В округах, на которые делилось интендантство, реальная власть была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Провинциальные штаты, там, где они сохранялись, созывались, только с разрешения короля и проводили заседания под контролем интенданта или лица, им уполномоченного. В компетенцию провинциальных штатов в основном входили раскладка налогов и сборы единовременных пожертвований короне.

Право феодальной собственности на землю. Для эпохи средних веков характерны исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. Свободная крестьянская собственность исчезла к XI в. Феод стал основной и практически единственной формой поземельной собственности. Повсюду во Франции действовал принцип "нет земли без сеньора". Право закрепляло иерархическую структуру феодальной земельной собственности, четко разделяя полномочия верховного и непосредственного собственника земли (расщепленность права собственности). Глоссаторы сконструировали положение о существовании одновременно нескольких собственнических прав на одну и ту же вещь. За сеньором стало признаваться "прямое право собственности", а за вассалом "полезное право собственности". Практически за вассалом оставалось право взимания феодальной ренты, а за сеньором, как верховным собственником, административно-судебные права и контроль за распоряжением переданным участком. Субинфеодация требовала до XI в. согласия сеньора на распоряжение землей, потом это стало возможно, но с ограничениями по обычному праву (кутюмы разрешали распоряжаться от 1/3 до 1/2 части земли). С XIII в. было запрещено передавать земли церкви, так как происходило "умерщвление лена" (церковь не была связана обязанностями военной службы). Права земельного собственника рассматривались не как индивидуальные, а как семейно-родовые. Распоряжение землей ставилось под контроль родственников. С XIII в. родственники сохраняли право выкупа семейного имущества в течение 1 года и 1 дня после его продажи. В стране обычного права кутюмы не знали права собственности на землю как такового, а признавали особые владельческие права - сезину, которая рассматривалась как земельное держание, зависимое от сеньора, но признанное обычным правом и охраняемое как собственность в судебном порядке. Сезина могла приобретать форму феода и передаваться вассалу с помощью инвеституры. Права держателя земли принимали устойчивый характер в результате давности обладания земельным участком. Право феодальной собственности на землю было связано с владельческими правами крестьян, которые были ограниченными, но постоянными. Крестьян не мог отчуждать землю без согласия сеньора, но и сеньор не мог произвольно сгонять с земли даже лично зависимого серва. С XIII в. распространяется цензива: цензитарий был освобожден от личных повинностей и имел большую свободу в распоряжении землей, но крестьянское хозяйство было обременено феодальными поборами, так как крестьянское право на землю рассматривалось как производное от права поземельной собственности сеньора. До 1789 г. право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного крестьянского землепользования. При Людовике XIV был принят закон о триаже, который позволил дворянам изымать в свою пользу треть общинной земли. В городах земельная собственность находилась под влиянием конструкций римского права и по своему правовому режиму приближалась к неограниченной частной собственности.