Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кронштадтское восстание.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
11.03.2017
Размер:
79.66 Кб
Скачать

Цели и задачи работы

  • Изучение социально-политической обстановки в России к концу 1920 – началу 1921г.г., а именно, рассмотрение предпосылок Кронштадтского мятежа.

  • Исследование основных событий мятежа.

  • Исследование последствий Кронштадского мятежа для страны в 1921г.

Глава 1

1.1. Социально-политическая обстановка в стране в 1920 - начале 1921 г.

В течение трех лет, прошедших со времени Великого Октября, Советское государство провело целый ряд политических и экономических преобразований, коренным образом изменивших социальное положение трудящихся страны. После разгрома внешней и внутренней контрреволюции партия приступила к мирному строительству и проведению в жизнь социалистических преобразований в народном хозяйстве. Переход к мирному строительству проходил в сложных условиях, вызванных экономической разрухой шести лет империалистической и гражданской войн.

Резко сократилась численность рабочего класса — социальной основы пролетарской диктатуры. Если в 1913 г. во всех отраслях промышленности России насчитывалось 2,5364 млн. рабочих, то в 1920 г. их число уменьшилось до 1,2228 млн., т. е. составило только 47 % довоенной численности. Во многих ключевых отраслях промышленности уменьшение числа рабочих было еще сильнее: в горной и металлургической промышленности – 15 %, в текстильной и швейной – 28, в химической – 37, в металлообрабатывающей – 43 %. Однако экономические трудности усугублялись также значительным ухудшением организации производства, что вызывалось саботажем прежних хозяев и части технической интеллигенции, а также недостаточной подготовкой новых хозяйственных кадров. Квалифицированные рабочие из голодающих городов массами устремлялись в деревню, где они и их семьи могли хоть как-то обеспечить себя продуктами первой необходимости. В 1916 г. в России количество городских жителей составляло 21,6087 млн. человек, а в 1920 г. — только 128,816 млн. (т. е. 40,4 %); еще сильнее экономические трудности затронули города Центрально-промышленного района: за указанный период городское население здесь сократилось почти наполовину — на 44,9 %. 7

В конце 1920 г. к руководству транспортом пришел Л. Троцкий. Его администрирование, авантюризм, пренебрежение к массам еще более ухудшили положение на железных дорогах. Троцким был издан грозный приказ № 1042, по которому рабочие-транспортники были милитаризированы, роль профсоюзов практически сведена к нулю и т. д. Троцкий клялся на VIII Всероссийском съезде Советов (декабрь 1920 г.), что надвигающаяся зима «не грозит нам гибелью, не грозит нам полным параличом, которого мы могли бы ожидать в середине зимы».8Однако эти заверения не сбылись. Попытка казарменного командования рабочим классом, пренебрежение ролью партии и профсоюзов, которое всегда отличало действия троцкистов, едва не привело транспорт к полной катастрофе, что в острейшей форме проявилось именно «в середине зимы» 1920/21 г.

Падение производства в сельском хозяйстве оказалось относительно меньшим, нежели в промышленности. И это не случайно. Огромные социальные завоевания, которые получила деревня в результате победы Октябрьской революции, благотворно сказались на сельскохозяйственном производстве даже в условиях военного лихолетья. С другой стороны, мелкотоварное крестьянское хозяйство в России было еще слабо связано с техникой, почти не потребляло машин, искусственных удобрений и т. п. Естественно, что эти более простые (или даже иногда примитивные) формы ведения хозяйства оказались более устойчивыми по отношению к тяжелому экономическому положению, вызванному гражданской войной и интервенцией.

В целом сельское население питалось лучше, чем городское, а нехватку промышленных товаров деревня ощущала не так остро — и в дореволюционное время эти товары сравнительно мало употреблялись в деревне. Таким образом, основная тяжесть экономической разрухи легла на плечи рабочего класса России. Угроза голода заставляла часть городского населения перебираться в деревню. Так вынуждены были поступать и многие коренные пролетарии, так как заводы закрывались или работали с перебоями. Сокращение численности городского населения в ходе гражданской войны было общим явлением для всей России, однако петроградские масштабы представляются в этом отношении рекордными. Если население города на 1 ноября 1915 г. составляло 2347 тыс. человек, то на 2 июня 1918 г. там насчитывалось 1468 тыс. человек и, наконец, перепись 28 августа 1920 г. показала наличие в Петрограде всего лишь 799 тыс. человек, что составляло 30,8 % от данных 1915 г.9

Мелкобуржуазные слои городского населения, интеллигенция, а также другие промежуточные социальные группы уже не могли искать себе прибежища в деревне, связь с которой еще сохраняли «молодые» кадры рабочего класса. Вот почему значительная часть этого населения искала прибежища на фабриках и заводах, где в условиях хозяйственной разрухи все же можно было найти средства к существованию. В условиях некоторой нехватки рабочей силы представители названных социальных слоев широко хлынули на петроградские предприятия.

Еще с января 1920 г. все население Советской России было распределено по материальному обеспечению на четыре группы: 1) рабочие, занятые на вредном производстве и в горячих цехах; 2) рабочие ударных (то есть особо важных) предприятий;. 3) «группа А» — «рабочие и служащие национализированных фабрик и заводов, домашние хозяйки, на иждивении которых находится не менее трех членов семьи, и советские служащие, работающие в советских учреждениях»; 4) «группа Б» — «ограниченное количество граждан, не занимающихся производственным трудом».10

Значительное изменение социального состава промышленных рабочих приводило порой к падению трудовой дисциплины на петроградских предприятиях. Особенно невелика была производительность труда у лиц, привлеченных на заводы в порядке трудовой повинности. Специальный документ Петроградского губсовпрофа отмечал, что среди рабочих находится много «бывших паразитических, хозяйско-спекулятивных элементов», отмечались наиболее распространенные «виды труддезертирства: прогулы, самовольный уход, сокрытие своей профессии, опоздания и др.» 11

Трудности, которые переживала Советская республика, отразились и на правящей партии. К концу Гражданской войны РКП(б) не представляла из себя единую, монолитную организацию. Теоретический и политический тупик, в котором оказалась партия, со всей очевидностью проявился осенью 1920 года в ходе дискуссии о профсоюзах. Вопрос о роли и месте профессиональных союзов в советском государстве был поднят Л.Д. Троцким. Эта, казалось бы, частная проблема неожиданно вылилась в ожесточенную дискуссию о методах социалистического строительства, взаимоотношениях рабочего класса и крестьянства, месте и роли партии в обществе. Острые дебаты выявили большое количество фракционных групп и поставили РКП(б) на грань раскола. Ценой огромных усилий В.И. Ленина единство партии удалось сохранить.

У большевиков была возможность не доводить ситуацию до критической точки. Еще в начале 1920 года членом Президиума ВСНХ Ю. Лариным и Л.Д. Троцким выдвигались предложения об изменении экономической политики Советского государства. Они считали необходимым перестроить систему продовольственного снабжения городов через оживление рыночных отношений. Но эти предложения даже не обсуждались.

В конце декабря 1920 года в Москве проходил VIII съезд Советов, на котором обсуждались вопросы, связанные с переходом к мирному социалистическому строительству. На съезде были приняты постановления о восстановлении промышленности и транспорта. По докладу Г.М. Кржижановского был одобрен план электрификации России ГОЭЛРО, который предусматривал экономический рост за 10—15 лет на 180—200 % по сравнению с довоенным уровнем.

Центральным вопросом, обсуждавшимся на съезде, был законопроект «О мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства». В своих выступлениях представители меньшевиков и эсеров говорили о необходимости коренного изменения продовольственной политики. Но это было расценено как проявление мелкобуржуазной стихии. В конечном итоге принимается внесенный большевиками законопроект, который усиливал «военно-коммунистические» меры в сельском хозяйстве. Предполагалось ввести планы обязательного засева, которые фактически дополняли продразверстку посевной и семенной разверсткой. Таким образом, VIII съезд Советов в своих решениях не вышел за рамки «военного коммунизма».

В январе — феврале 1921 года кризис усилился. Трудно шел сбор продразверстки, по стране полыхали крестьянские мятежи. Становилось ясно, что необходимы срочные и радикальные меры, чтобы переломить ситуацию. В конце 1920 года - начале 1921 года В.И. Ленин часто принимал ходоков от крестьян и внимательно читал их письма, направленные в Москву. Под влиянием сложившейся обстановки вождь большевиков приступил к разработке радикальных перемен в экономической политике.

2 февраля 1921 года Политбюро ЦК РКП(б) решило снять продразверстку в 13 центральных губерниях и создать специальные комиссии для исследования настроений крестьянства. 8 февраля 1921 года. Ленин написал «Предварительный набросок тезисов насчет крестьян», где говорилось о замене продразверстки продналогом. И, наконец, на пленуме Моссовета 28 февраля 1921 года. он впервые открыто объявил об изменении экономической политики советского государства.

Но большевики опоздали. Дискуссия о профсоюзах привела к тому, что X съезд партии, который должен был узаконить новую экономическую политику, перенесли на месяц, с февраля на март 1921 года. С начала 1921 года в Петрограде постоянно проходили митинги и забастовки. Их подавляли курсанты, а не войска ввиду неблагонадежности армии. 24 февраля в городе ввели осадное положение, чекисты начали проводить массовые аресты. Волнения из Петрограда перебросились в Кронштадт. По меткому выражению В.И. Ленина: «Экономика весны 1921 года превратилась в политику: «Кронштадт».12