Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
готовый ответ сдавать.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
21.04.2017
Размер:
111.62 Кб
Скачать
  1. Включение деятельности человека в ландшафтную экологию

Начало XXI в. отличается интенсивным воздействием на науку трех важнейших факторов развития человечества: экологизации сознания, гуманитаризации науки, глобализации экономического и политического мышления. Процесс экологизации способствовал развитию географии, а также ее нового научного направления – ландшафтной экологии.

Гуманитаризация - один из наиболее мощных общенаучных процессов, оказавших значительное влияние на все отрасли географии, что привело к существенному увеличению исследований, связанных с человеческой деятельностью и ее реакцией на изменения природно-антропогенного характера.

Степень позитивного или негативного экологического влияния того или иного природного фактора на человека в значительной степени зависит от характера и уровня антропогенного воздействия. Поэтому ландшафтно-экологический анализ предусматривает необходимость всестороннего учета экологических последствий хозяйственной деятельности человека.

До сих пор ландшафт рассматривался нами как сугубо природное образование, компоненты которого (их происхождение, строение и функционирование) как бы не зависят от присутствия в ландшафтной сфере человека и его хозяйственной деятельности. Однако современному человеку нет необходимости доказывать, что ландшафтов, состоящих из таких «чисто природных» компонентов, в настоящее время на Земле почти не сохранилось. Следы деятельности человека в современных ландшафтах буквально повсеместны. Даже в ландшафтах, весьма удаленных от мест активной хозяйственной деятельности человека, обнаружены в воде, почве и воздухе химические соединения, которые попадают сюда из очагов цивилизации в процессе циркуляции водных и воздушных масс. Хрестоматийный пример: в печени антарктических пингвинов еще в 50-е гг. XX в. были обнаружены следы ДДТ.

В ландшафтах, находящихся в районах начального, или, как принято говорить, «пионерного» освоения, присутствие человека может быть малозаметным. Но и в «нехоженой тайге» можно обнаружить следы пребывания человека. Это охотничьи и оленьи тропы, старые кострища, зимовья, вырубки, а главное, послепожарные гари, тянущиеся иногда на десятки километров. А ведь пожары здесь возникают в подавляющем большинстве случаев по небрежности человека. В давно освоенных и хорошо обжитых ландшафтах присутствие человека ощущается буквально на каждом шагу. Так, культурные растения образуют простые структуры типа лесопосадок, лесополос, засеянных лугов, живых изгородей и т. д. Другие антропогенные компоненты и структуры лишь отчасти сходны с природными: таковы сады, огороды, пастбища и распаханные поля, терриконы и карьеры, оросительные и осушительные каналы, водохранилища. В составе последних присутствуют различные орудия труда, механизмы и технические устройства.

Итак, современный ДОМ человечества — это вся целостная ландшафтная сфера, поскольку в этой единой и очень сложной системе все мозаики наземных, мелководных, надглубоководных и глубоководных ландшафтов в равной степени важны для поддержания экологического равновесия и, стало быть, экологического благополучия планеты.

Все мозаики прямо или косвенно, сознательно или стихийно используются человеком для удовлетворения его потребностей. Современными домами отдельных человеческих общностей — крупных социальных сообществ, этнических систем (наций и народностей), малых коллективов служат в настоящее время мозаичные слои наземных, мелководных и надглубоководных ландшафтов. Действительно, все эти ландшафтные мозаики — места активной социальной и производственной деятельности человека. Правда, интенсивность ее весьма различна.

Дом человека — это наземные ландшафты, или, точнее, если воспользоваться очень емким определением выдающегося историка-географа Л. Н. Гумилева (1912 - 1992), «кормящие и вмещающие» наземные ландшафты. Последствия деятельности человека наиболее значительны, естественно, в наземных мозаиках, наименее — в надглубоководных, а на мелководные мозаики нагрузка все время нарастает. Мозаичные слои глубоководных ландшафтов пока фактически не задействованы, хотя иногда (чаще стихийно, реже сознательно) ландшафты этого типа используют как свалку разнообразных отходов современной цивилизации.

Список использованных источников:

  1. А.Н. Витченко, Б. П. Власов, Г. И. Марцинкевич. Ландшафтно-экологические исследования как реализация стратегии устойчивого развития Беларуси// Вестник БГУ, Сер. 2. 2009, №1.

  2. Каневский М.Ф., Демьянов В.В., Савельева Е.А., Чернов С.Ю., Тимонин В.А. Элементарное введение в геостатистику //серия Проблемы окружающей среды и природных ресурсов, № 11, ВИНИТИ, Москва, 1999.

  3. http://planet-big.ru/landshafty-planety/1142--landshaftnie-mozaiki-.html

Задание 2. Выделить, обосновать и описать один участок на территории РБ, отвечающий требованиям национального ландшафта.

В качестве национального ландшафта может рассматриваться как наиболее типичный для большинства территории, так и уникальный. Озерно-ледниковый ландшафт обладает чертами того и другого. С одной стороны, ледниковый генезис рельефа для Беларуси является наиболее значимым, так как практически вся территория находилась под влиянием деятельности ледника (на севере – зона ледниковой экзарации, в центральной части – аккумуляции, на юге – перигляциальная зона). С другой стороны, так как для Беларуси 47,5 % занимают средневысотные (типичные равнинные) ландшафты, выбранный нами резко отличается по абсолютной высоте и расчленённости рельефа.

Озерно-ледниковыеслабодренированные ландшафты с вторичными мелколиственными реже еловыми лесами на дерново-подзолистых заболоченных почвах и сосновыми лесами на дерново-подзолистых почвах представлены в пределах Белорусского Поозерья и занимают 13 % площади низменных ландшафтов и 4,7 % площади Беларуси. Формирование указанных ландшафтов связано с аккумулятивной и абразионной деятельностью приледниковых озер поозерского ледника. На дне их отлагались ленточные глины и алевриты шоколадного цвета, в прибрежной зоне – тонко- и мелкозернистые пески, гравий, галька; на склонах формировались плоские абразионные площадки, усеянные валунно-галечным материалом. Развитие речной сети привело к спуску озерных водоемов и образованию на их месте низин. Абсолютные отметки поверхности составляют 130 – 160 м, иногда 160 – 190 м, колебания относительных высот –2 –3м. Поверхность волнистая, плосковолнистая, слабо расчлененная долинами рек, ложбинами, местами балками. Часто встречаются заторфованные котловины с остаточными озерами. На участках, сложенных песчаными отложениями, широко представлены дюны, нередко в виде гряд. В местах распространения суглинисто-глинистых грунтов характерны термокарстовые западины, встречаются останцы моренной равнины, камовые и моренные холмы.

Плоский слабодренированный рельеф обусловил широкое распространение дерново-подзолистых заболочененных почв разного механического состава. Наиболее ценными в сельскохозяйственном отношении являются дерново-подзолистые временно избыточно увлажняемые и глееватые почвы на озерно-ледниковых суглинках и глинах. После проведения осушительной мелиорации значительные площади таких почв распаханы и заняты посевами сельскохозяйственных культур. Небольшими участками среди них сохранились еловые и широколиственно-еловые леса, а также внепойменные луга. На менее плодородных дерново-подзолистых песчано-супесчанных почвах произрастают сосновые леса, пахотные угодья здесь представлены небольшими участками. В целом доля сельскохозяйственных угодий и лесов приблизительно равны и составляют около 40% каждая. Слабодренированные участки с торфяно-болотными и дерновыми заболоченными почвами заняты верховыми и переходными болотами, черноольховыми, пушистоберезовыми лесами, а также внепойменными лугами. В составе озерно-ледниковых ландшафтов выделено два подрода (с поверхностным залеганием озерно ледниковых суглинков и глин и с поверхностным залеганием озерно-ледниковых песков и супесей), представленных почти в равных долях. Видами-доминантами являются плосковолнистые (46,5%), субдоминантами – волнистые (30 %) и плоскобугристые (17 %), редкими – плоские (6,5 %).

Для территории озерно-ледникового ландшафта характерными являются городские и сельские поселения. Наиболее древние из городских населенных пунктов - Полоцк (IХ век), из сельских - пгт. Улла (ХIV век). Крупных городов мало (Новополоцк, Полоцк). Сельские поселения многочисленны, равномерно распределены, но небольшие по количеству жителей (в основном менее 2 000 человек). Плотность сельского населения – до 10-15 человек на 1 км2.

Удельный вес сельскохозяйственных земель в настоящее время около 40 %, специализация – молочно-мясное и мясо-молочное животноводство, однако традиционный вид использования – лесное хозяйство. К народным промыслам относится охота и рыболовство.

Сохранившиеся историко-культурные объекты: Спасо-Евфросиньевская церковь ХII ст., свято-Софийский собор XI-XVIII ст. в Полоцке, Костел святой Анны в Мосаре 1792 г., многочисленные памятники промышленной и жилой, а также культовой архитектуры.

ООПТ: национальный парк – Браславские озера; заказники гидрологические - Болото Мох, Глубокое-Чербомысло, Большое Островито; ландшафтные – Красный Бор, Освейский, Казьянский; биологические – Лонна, Заболотье.

Концептуальная схема исследования на тему

«Экологический менеджмент промышленно-урбанизированных геосистем»