Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Созниние и интуиция.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.04.2017
Размер:
94.72 Кб
Скачать

Интуиция и интеллект

В философской и психологической литературе интеллект обычно трактуется как способность мышления, отличающаяся от чувств, воли и т.п., т.е. интеллект — это не чувства, не воля, не воображение. Нельзя согласиться с таким определением, при­знать его удовлетюрительным. Оно ничего не даёт для понима­ния сути интеллекта. И совершенно неприемлемо отождествле­ние интеллекта с системой умственных операций, потому что получается круг в определении: интеллект — это интеллект (ум).

Выяснить (в какой-то мере, разумеется), что такое интел­лект, можно с позиций понимания субъективного как выраже­ния установки. При таком подходе интеллект рассматривается как элемент в структуре процесса выражения. Задача состоит в том, чтобы выяснить сущность, место и роль указанного элемен­та в общей системе отражения, его соотношение с другими эле­ментами отражательного процесса.

Определение интеллекта возможно через его соотношение с интуицией, понимаемой в самом широком смысле — как нео­сознаваемый процесс осознания бессознательного.

Осознание бессознательного достигается благодаря способ­ности, умению, навыкам пользоваться средствами и приёмами выражения, главнейшими из которых являются естественный язык и специфические системы средств и приёмов выражения. Последние используются в производственной, художественной, научной и других видах деятельности. Интеллект и есть способ­ность человека осознавать результат своей интуиции. Если ин­туиция — определённая, осуществляемая здесь и сейчас актив­ность бессознательного, то интеллект — происходящая в дан­ный момент и в данной ситуации активность сознания.

И интуиция и интеллект представляют собой процесс осоз­нания бессознательного. Интуиция составляет неосознаваемую часть этого процесса, а интеллект — осознаваемую. Разделить интуицию и интеллект столь же невозможно, как и бессознатель­ное и сознание. Интуиция — предпосылка интеллекта, в сюю очередь, интеллект обусловливает интуицию, так как выражение достигает уровня сознания лишь при использовании субъектом определённых средств и приёмов выражения. Без навыков в ис­пользовании средств выражения бессознательное субъективное не сможет стать осознанным субъективным, в лучшем случае оно примет форму чувственной интуиции. У ребенка интеллект раз­вивается по мере того, как он овладевает средствами и приёмами выражения и получает навык в их использовании.

Интуиция и интеллект — диалектически взаимосвязанные элементы единого, целостного познавательного процесса. Не может быть «чисто» интуитивного или «чисто» интеллектуаль­ного познания, по своему характеру оно всегда представляет един­ство того и другого. Любое знание — результат этого единства. Интуиция и интеллект делимы только в абстракции, ибо нет интеллекта без интуиции, и наоборот.

Познание представляет собой интуитивный и интеллекту­альный процесс одновременно: интуитивный — как выражение установки, интеллектуальный — как использование средств и приёмов выражения. Вне интеллекта и независимо от него зна­ние не существует. Но черпает своё содержание интеллект из интуиции. Именно интуиция поставляет интеллекту содержа­ние. Вместе с тем на основе использования средств выражения, т.е. интеллекта, можно закрепить субъективное и сделать его удоб­ным для хранения и передачи. Следовательно, интуиция интел­лектуальна, а интеллект интуитивен.

Интуиция, если иметь в виду отдельно взятый познаватель­ный акт, по времени предшествует интеллекту. Но при рассмотрении процесса познания как суммы практически бесконечного числа отдельных актов познания оказывается, что интуиция воз­можна лишь тогда, когда ей предшествует интеллект. Интуиция, воплотившись в интеллект и обогатившись им, затем снова воз­вращается к самой себе, удерживая весь пройденный путь разви­тия субъективной реальности. В принципе, отношение интуи­ции и интеллекта — это отношение бессознательного и созна­ния. Между интуицией и интеллектом, как между бессознатель­ным и сознанием, существуют отношения не антагонизма, а си­нергии. Интуиция — фрагмент обширной системы, именуемой бессознательным. Это определённая активность бессознатель­ного, направленная на решение конкретной познавательной за­дачи. Интеллект представляет собой сознание, и именно такие его элементы, которые необходимы для решения конкретной за­дачи. Интеллект есть использование конкретных средств и при­ёмов выражения в конкретной объективной ситуации. Отсюда интуицию и интеллект можно определить соответственно как активность бессознательного и сознания, направленную на ре­шение конкретной познавательной задачи.

Объективная реальность представляет собой единство пре­рывности и непрерывности. Субъективная реальность, будучи отражением объективной, также есть единство прерывности и непрерывности, одним из проявлений которого служит един­ство интуиции и интеллекта. «В системе взаимоотношения дис­курсивного мышления и интуиции, — пишет ВЛ. Акулов, — дискурсивное мышление отражает количественную сторону из­менений, интуиция — качественную их сторону. Дискурсивное и интуитивное суть противоречивые стороны единого познава­тельного процесса» [1, 279]. Интуиция (в широком смысле — как выражение вообще) выступает как непрерывное субъектив­ное образование. Выражение в форме субъективного имеет мес­то всегда, оно осуществляется непрестанно, даже во время сна. Прекращение выражения означало бы исчезновение субъектив­ного, что равнозначно клинической смерти или близкому к ней состоянию организма. Интеллект объективизирует субъектив­ное посредством языка (или других средств объективации), рас­секает субъективное на отдельные элементы. Поэтому каждое слою, символизация вообще — это перерыв непрепывноности, своего рода остановка субъективного (психики). Однако указанный факт не принижает роли интеллекта, ибо прочное сохранение субъективного и возможность оперирования им вне непосред­ственной связи с объектом полностью определяются тем, на­сколько интуитивное трансформировалось в интеллектуальное. Главной формой и функцией интеллекта является понятие, за которым стоит слово или иные средства выражения. Его основ­ная задача и наивысшая ценность состоят в закреплении, сохра­нении и передаче субъективного.

Интуиция представляет собой познание объективной ре­альности в форме непрерывной субъективности, интеллект — в форме прерывной. Наиболее адекватным познанием мира явля­ется познание как единство непрерывности и прерывности, един­ство интуиции и интеллекта.

Животное, которому присущи лишь зачаточные формы про­стейшего рассудка, способно познавать внешнюю реальность в чрезвычайно узких пределах. Также и кибернетическое устрой­ство, у которого нет субъективного, выдаёт новое знание только в рамках определённой логической системы знаний и не произ­водит принципиально нового знания. Одной из характерных черт интеллекта является способность переходить от конкрет­ного факта к самым широким обобщениям. За этой способнос­тью находится интуиция, благодаря которой достаточно воздей­ствия элементарного раздражителя, чтобы началась аналитико-синтетическая деятельность на уровне бессознательного. Она приводит к широким обобщениям и новым знаниям, если субъект в должной мере владеет арсеналом средств выражения.

Затрагивая проблему интеллекта, необходимо изложить по­нимание сущности рассудка и разума с позиций понимания субъективного как выражения. Поскольку рассудок и разум суть различные уровни интеллекта, их не следует ни метафизически противопоставлять друг другу, ни отождествлять. Вербализация субъективного (интеллект) достигается на основе использова­ния субъектом различных средств выражения, важнейшим из которых является язык (речь). С таких позиций рассудок есть объективация элементов субъективного, которые представляют результат познания внешних, поверхностных сторон и связей предметов и явлений внешнего мира. Объективация субъективного в данном случае осуществляется сравнительно простыми средствами выражения (например, понятиями, характеризую­щимися невысоким уровнем абстракции, правилами и законами формальной логики).

В отличие от рассудка, разум есть объективация тех элемен­тов субъективной реальности, которые явились результатом по­знания внутренних, существенных, необходимых сторон и свя­зей элементов внешнего мира. Объективация субъективного на уровне разума предполагает использование понятий более вы­сокой степени абстракции и таких приёмов выражения, которые можно характеризовать как правила и законы диалектической логики. Таким образом, разум является объективацией более глубинных, более интегрированных элементов субъективной ре­альности. Вообще, уровень интеллекта человека определяется, на наш взгляд, тем, насколько интегративны (глубоки) те эле­менты субъективного, которые он может заключить в матери­альную оболочку, выразить посредством языка или иных средств выражения. Чем глубже расположена та область субъективного, которую человек может «поднять» на поверхность — осознать, тем более развит его интеллект.

Субъективное у человека в той или иной мере, в тех или иных отношениях принимает форму понятий. Однако понятия по своему содержанию представляют собой познание мира че­ловеком с различной степенью абстракции (глубины), и в связи с этим можно говорить о рассудке и разуме. Но между первым и вторым нельзя провести чёткой границы. Рассудок разумен, ра­зум рассудочен; рассудочность или разумность определяются тем, в каких отношениях находятся эти компоненты, какой из них доминирует в конкретном познавательном процессе.

Разум начинается там и тогда, где и когда человек усматри­вает в предметах и явлениях действительности присущее им един­ство противоположностей. Это означает, что разум базируется на диалектическом мышлении. В основе рассудка лежит фор­мально-логическое мышление. Он рассматривает противополож­ности как несовместимые явления. Там, где рассудок замечает только несовместимые противоположности, разум видит их един­ство. Это происходит потому, что разум — это выражение более глубоких структур субъективной реальности, а именно таких, где субъективное представляет собой образование, в котором про­тивоположности ещё не успели поляризоваться и представ­ляют единство. Разумный человек наделён способностью выра­жать (осознавать) системные образования бессознательного, ко­торые подлежат дальнейшей дифференциации на уровне созна­ния. Рассудочный человек способен к выражению лишь макси­мально детализированных субъективных образований. Говоря образно, разумный человек мыслит логическими блоками, каж­дый из которых включает в себя цепь логических рассуждений: рассудочное мышление использует логическую цепь. Такое мыш­ление не позволяет во всей полноте заметить взаимосвязь и вза­имозависимость элементов объективной ситуации, присущую им противоречивость.

Интеллект человека находится в прямой зависимости от его интуиции; чем выше способность человека к интуиции, тем выше его интеллект. И наоборот, интуиция находится в прямой зави­симости от интеллекта человека, от его понятийного аппарата, навыков использования других средств и приёмов выражения. Взаимосвязь интуиции и интеллекта, их единство особенно ярко проявляются в творческой деятельности. Необходимым услови­ем научных открытий, художественного творчества, технических изобретений является такая активность субъекта, которая при­водит к использованию им уникальных, порой единственных в своём роде средств и приёмов выражения. А это означает, что творчество возможно лишь на основе интеллекта.

Единство интуиции и интеллекта в творческом процессе проявляется также и в том, что вдохновение к исследователю приходит лишь при условии предварительного длительного раз­мышления, большого практического опыта, глубоких знаний, т.е. предварительных длительных интеллектуальных усилий. Никто никогда не совершал открытий в области, чуждой его ин­тересам и занятиям. Также и в художественном творчестве замы­сел произведения возникает в результате длительных наблюде­ний, размышлений, глубоких чувств. А то, что это происходит как бы внезапно, создаёт впечатление, что его появление детер­минировано исключительно бессознательным, вне всякой свя­зи с интеллектом (сознанием). В действительности и научное открытие, и художественное произведение, и техническое изобретение представляют собой единство интуиции и интеллекта, за которым находится единство бессознательного и сознания. Особенно значительна роль интеллекта на заключительном эта­пе творческого процесса, когда субъективное объективируется, т.е. принимает вид определения, формулы, технического устрой­ства, рисунка, скульптуры и т.п.

Здесь возникает необходимость более глубокого и более де­тального рассмотрения вопроса о месте и роли интуиции в твор­ческой деятельности человека.

Соседние файлы в предмете Социология