Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KR_NOVAYa_EKONOMIKA.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
05.06.2017
Размер:
34.15 Кб
Скачать

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педагогический институт им. В. Г. Белинского

Контрольная работа по дисциплине «Новая экономика»

На тему «Преодоление сырьевой ориентации экономики»

Выполнила: студентка 5-ого курса

группы 12ЗБПЭ-51

Борисова. Н. А.

Проверила: Скворцова. В. В.

Пенза 2016г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Российская посткризисная экономическая история ……………………………4

Потенциальные преимущества и проблемы экспортно-сырьевой экономики России........................................................................…………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованных источников………..........…………………………….18

Введение

В данный момент мы можем точно сказать, что Российская экономика в основном ориентирована на сырьевую отрасль. Наличие сырьевых ресурсов предоставляет значительные возможности для развития страны. Вместе с тем в долгосрочной перспективе показатели роста богатых ресурсами стран нередко оказываются хуже, чем в более бедных странах со сравнимым исходным уровнем доходов на душу населения. Несмотря на неутихающие споры на эту тему, исследования показывают, что темпы экономического роста в странах, богатых природными ресурсами, как правило, ниже, чем в странах, где запас таких ресурсов ограничен.

В данном докладе проследим за эволюцией экономики России с 1999 г. по настоящее время и обратим внимание на специфичные проблемы развития на основе специализации на добыче и экспорте энергоресурсов.

Российская посткризисная история

Создание и развитие современной эффективной экономики, используя ресурсную базу страны, вполне выполнимо. Но прогресс будет зависеть от политических, экономических и институциональных преобразований, которые выберет страна. Без изменения структуры экономики, принципов управления и роли государства и частного бизнеса в ней экономики России рискует и дальше оставаться в «жесткой» зависимости от цен на природные ресурсы на мировых рынках. 

В последнее время перед Россией встает вопрос: сможет ли она, имея экспортно-сырьевую ориентацию, обеспечивать стабильный темп развития в будущем. Если экономисты в 1950-х и 1960-х гг. утверждали, что обильные финансовые поступления от продажи природных ресурсов, безусловно, облегчают экономическое развитие страны, то в последние два десятилетия многие рассматривают наличие богатых запасов как препятствие этому. История изобилует примерами стран, богатых ресурсами, которые столкнулись с незначительным экономическим ростом и отсталостью в техническом развитии. Однако в некоторых странах изобилие природных ресурсов не препятствовало успешному экономическому развитию: как в больших, таких как Австралия и Канада, так и в небольших, как Норвегия и Финляндия. Следовательно, не видно причин, почему Россия, при условии обеспечения комфортной экономической и политической среды, не сможет последовать примеру этих стран. 

Российская посткризисная (после финансового кризиса 1998 г.) экономическая история  приблизительно может быть разделена на четыре периода. В период, непосредственно после финансового кризиса 1998 г., экономический рост достигался в основном временным повышением конкурентоспособности, возникшем вследствие резкой девальвации рубля. Ко времени, когда эффекты девальвации практически сошли на нет, ресурсный сектор стал своего рода локомотивом экономики, и в 2001-2004 гг. Россия испытала бум добычи и экспорта полезных ископаемых. В то время как рост добычи замедлился к 2004 г., экономический рост обеспечивался потребительским бумом, поддерживаемом улучшениями во внешнеторговой конъюнктуре. 

I период (1999-2001 гг.).

Можно сказать, что в посткризисный период экономика России стала довольно быстро восстанавливаться. Наиболее быстрый и сильный рост наблюдался в тех отраслях, которые находились в наихудшем положении до кризиса - «нересурсных» с ориентацией на внутренний рынок. Кардинальная перемена была вызвана в основном падением реальной заработной платы и цен на ресурсы. В обоих случаях повлияла девальвация рубля. Спад в производственных издержках позволил значительной доле российской промышленности стать снова конкурентоспособной и прибыльной, в то время как значительный рост рублевых цен на импортные товары облегчил их замену отечественными. Улучшение экономической ситуации в «реальном секторе» также отразилось в неуклонно снижающемся уровне бартера, задолженности и неплатежей. Начальные пост-кризисные годы характеризовались волной иногда очень агрессивной консолидации собственности теми субъектами экономики, которые рассматривали кризис как возможность приобретения активов по дешевке, используя в основном неразбериху как последствие кризиса, для того чтобы безнаказанно не выполнять обязательства в отношении наиболее уязвимых кредиторов или сжать долю миноритарных акционеров (держателей небольших пакетов акций) путем разбавления ее или перевода активов из одной компании в другую. Некоторые сегодняшние лидеры эффективного корпоративного управления были одними из наиболее агрессивных субъектов экономики, кто применял вышеперечисленные схемы в посткризис-ный период. Российские компании также стали умело использовать слабости закона о банкротстве от 1998 г. с целью проведения враждебных корпоративных слияний по дешевке, и на практике крупные экономические субъекты превратили это в своего рода искусство. Многие крупные интегрированные бизнес-группы (ИБГ) также проявили свои таланты в «реструктуризации» терпящих бедствие банков в таком виде, чтобы вывести как можно больше активов в другие структуры, оставляя государство и других кредиторов с пустыми руками [1].

Этот процесс получил развитие через механизм относительно широкого применения в российской промышленности механизмов банкротства. ИБГ стали формироваться путем введения на предприятиях на длительный срок процедуры внешнего управления и назначения на должность внешнего управляющего представителя кредиторов. По состоянию на 1999 г. наибольшее число предприятии из ТОР200, входящих в ИБГ, представляют нефтяную и химическую промышленность, а также черную и цветную металлургию [2]. 

Очевидно, что девальвация существенно изменила условия функционирования экономики страны, однако низкий обменный курс рубля сам по себе не являлся единственной причиной посткризисного восстановления. В 1994 г. во многом схожая комбинация факторов (слабый рубль, дешевые внутренние цены и сравнительно высокие экспортные цены на нефть) не смогли предотвратить 12-процентное падение ВВП и более чем 20-процентное падение в промышленном секторе. К 1999 г., тем не менее, либерализация и приватизация, противоречивые и незавершенные, такие, какими они по факту являлись, облегчили появление экономической системы, в которой частные корпорации (ИБГ) могли и реагировали на возможности, которые давала им девальвация. Ответ экономики на девальвацию и на последующее восстановление цен на нефть был в немалой степени результатом структурных изменений, проведенных в 1990-е гг. Следует отметить, что экономика начала расти до того, как цены на нефть начали восстанавливаться.