Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Skachat_Pirozhkov_V_F___Zakony_prestupnogo_mira_molodezhi.doc
Скачиваний:
124
Добавлен:
16.09.2017
Размер:
1.79 Mб
Скачать

Признаки, свидетельствующие о наличии криминальной субкультуры ("другой жизни") в среде несовершеннолетних в учреждении

  

Признаки "другой" жизни

Мнение экспертов

по ВТК

по спецПТУ

Кол-во

Удел.вес

Ранг

Кол-во

Удел.вес

Ранг

Наличие враждующих группировок

80

0,83

1

29

0,64

16

Жесткая групповая стратификация(иерархия ролей)

79

0,82

2

44

0,98

1

Появление меченых столов, посуды, одежды и других предметов

77

0,80

3

28

0,62

17

Факты групповых побегов (уходов) из учреждения

73

0,78

4

33

0,73

14

Наличие неофициальной системы "мелких" исключений для "верхов"

72

0,77

5

35

0,78

8

Психологическая, а нередко физическая изоляция "отверженных"

71

0,74

6

34

0,75

11

Наличие кличек у членов групп

70

0,73

7

40

0,89

6

Распространенность азартных игр в группах

68

0,71

8

41

0,91

5

Факты вымогательства денег, пищи, личных вещей

67

0,69

9

37

0,82

9

Групповые нарушения режима

65

0,68

10

42

0,93

4

Распространенность "тюремной"лирики, поделок и способов проведения досуга

64

0,67

11

36

0,80

10

Распространенность уголовного (воровского жаргона)

63 

0,66

12

27

0,60

18

Появление случаев токсикомании и употребление наркотиков

61

0,64

13

25

0,55

19

Распространенность татуировок тюремного содержания

59

0,61

14

43

0,94

3

"Прописка" новичков, распространенность тюремных клятв

49

0,51

15

39

0,86

7

Уклонение от определенного вида хозяйственных и других "грязных" и не престижных видов работы (уборки помещений и территории и т.п.)

45

0,47

16

34

0,76

13

Отказ от участия в работе актива и общественных организаций, двурушничество активистов

44

0,46

17

30

0,60

15

Факты полового извращения (мужеложства)

43

0,45

18

43

0,95

2

Порча общественного имущества, инвентаря, продукции (вандализм)

35

0,36

19

18

0,40

20

Симуляция, аггарвация и факты членовредительства

34

0,35

20

20

0,86

8

 

 

В дисциплинарных батальонах (своеобразных колониях для солдат, совершивших воинские преступления) и строительных частях, прямо рассматриваемых порой как "зоны" (208), криминальная субкультура господствует.

Это сходство, как не горек данный вывод, заметно и в не закрытых учреждениях и заведениях (пионерских лагерях, лагерях труда и отдыха, детских домах, школах-интернатах, ПТУ, а также общежитиях для взрослых) (338). Чтобы всесторонне и полно проанализировать жизнь несовершеннолетних и совершеннолетних в указанных заведениях, необходимо уметь пользоваться рассмотренными критериями.

Необходимо использовать все эти критерии в системе, помня о том, что ряд внешне сходных признаков присущ подростково-юношеской субкультуре вообще. Ведь и среди законопослушных подростков и молодежи, например, широко распространены клички. Они охотно пользуются молодежным жаргоном, нередко наносят татуировки. Попытки уклониться от "грязных" работ, отказаться от участия в деятельности актива, факты групповых уходов с уроков, порча общественного имущества встречаются и просто в педагогически запущенном коллективе детского учреждения.

Следует учитывать стремление многих подростков, проявившееся особенно сейчас, к участию в работе деполитизированных неформальных организаций (различных клубов, объединений, скаутских отрядов). Они также создают свои атрибуты, нормы и ценности, внешне сходные с элементами криминальной субкультуры.

Чтобы не спутать возрастные явления с проявлениями криминальной субкультуры, необходимо глубоко анализировать каждый критерий в отдельности. Обнаружив, например, внутригрупповую иерархию, надо выяснить, что за ней стоит, каковы взаимоотношения лидера и нижестоящих подростков и молодежи, каково отношение к аутсайдерам.

Еще Януш Корчак писал: "Я убедился, что среди детей существует целая иерархия, где старший имеет право помыкать ребенком моложе его на два года (или хотя бы не считаться с ним), что самоуправство точно варьируется от возраста воспитанников" (230, с.290).

В криминальной субкультуре внутригрупповая иерархия более авторитарна, чем возрастная, а внутригрупповые отношения особенно жестоки, антигуманны.

Аналогично следует рассматривать и факты нанесения татуировок. Необходимо выяснить: кто и когда их нанес, по собственному ли желанию это было сделано или по принуждению, как был обставлен сам ритуал татуирования, какой смысл подростки видят в нанесенном рисунке или знаке. Только в этом случае можно установить, нанесена ли татуировка, что называется, "по глупости" или потому, что несовершеннолетний придерживается норм и требований криминальной субкультуры.

Каждый факт негативного поведения, который принимается за проявление криминальной субкультуры, должен многократно проверяться путем наблюдения, проведения бесед, расшифровки настенной живописи в туалетах и Других помещениях, на партах и столах, надписей в книгах, особенно художественной литературе и т.п. Вообще следует помнить о том, что многократная проверка результатов - аксиома социально-психологических исследований.

Приведем характерный пример. В одном из ПТУ на стенах туалетов и коридоров были обнаружены сведения о внутриучилищной стратификации, т.е. о том, кто из ребят является "стариком", кто "пацаном", кто "бык", а кто "младшак". Директор был информирован о том, что в среде учащихся распространяется криминальная субкультура. Однако нужные меры приняты не были. Вскоре были выявлены факты вымогательства среди учащихся ("быков" обирали, ставили на "счетчик", вымогали деньги). Вымогателя Д. судили, но асоциальная группа осталась. Ее члены убили "должника", придя к нему домой с требованием рассчитаться. А ведь если бы с первыми сигналами (появлением надписей на стенах, кличек, татуировок, случае вымогательства) были приняты меры, до убийства дело бы не дошло.

Помня о том, что грань между криминальной субкультурой и возрастными проявлениями несовершеннолетних весьма гибка и подвижна, целесообразно разработать комплекс превентивных мер и быть готовым к их применению. Следует, наконец, помнить о способности криминальной субкультуры не только к мимикрии, но и к существенной трансформации и в связи с изменением структуры и характера преступности в стране. Так, наряду с традиционной уголовно-воровской субкультурой в молодежную среду активно внедряются современная криминальная субкультура, в основе которой лежит здоровый образ жизни членов преступной шайки (банды) - "ни спиртного, ни, тем более наркотиков, занятия спортом. Абросе, в прошлом наркоману, чтобы войти в "коллектив" (банду - В.П.) пришлось бросил свою вредную привычку" (233).и

Новое поколение молодых преступников ценит семейные устои. Так, в банде грабителей и убийц, раскрытой в г. Курске," все, за исключением одного, женаты, все - чадолюбцы... В часы, остававшиеся от "основной работы", старательно исполняли, так сказать "мирские" служебные обязанности: сторож, электрик, оператор АЭС. Заметим, не только в целях конспирации: очень хотелось одновременно уважения и "там" и "здесь" (233).

Втягивая в свою преступную деятельность несовершеннолетних, главари банд демонстративно оберегают их от алкоголя, наркотиков и других проявлений человеческой слабости, готовя к главному - безоглядной преданности главарю и преступной деятельности.

Таким образом, мы видим новую генерацию "благопристойных" уголовников с идейным уклоном (233).