Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Russkie_v_Iordanii

.pdf
Скачиваний:
31
Добавлен:
03.05.2018
Размер:
28.32 Mб
Скачать

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

тот период времени черкесским детям он рос, гордясь принадлежностью к своему собственному этносу.

Мальчика отдали в религиозную школу (медресе) в Аммане, где он получил начальное образование. Для продолжения обучения в 1910 г. его направили в одну из известных школ в Дамаске, «Мактаб Анбар». После этого он планировал поступать в Стамбульский университет, но неожиданно родные попросили его вернуться домой. За Саидом Аль Муфти был послан человек.

По возвращении он узнал о смерти отца. Это и послужило причиной вызова. Однако вплоть до прибытия домой Саиду ничего не говорили, а

сам он не смел спросить старшего товарища (это было непозволительно по законам Адыгэ Хабзэ'), почему за ним не приехал отец. Сопровождающий,

в свою очередь, не взял на себя инициативу поведать о постигшем семью Аль Муфти горе.

Дома ему сообщили, что после смерти отца старшенство переходит к нему. При поддержке любящего дяди Махмуда Муфти Саид берет на себя эти обязательства.

Надо сказать, что в 17 лет Саид Аль Муфти был уже хорошо образованным человеком, самостоятельным, обладающим разносторонним опытом общения с людьми разных национальностей. Еще в старших классах Саида отличала способность находить компромисс в ситуациях, казавшихся неразрешимыми. Врожденный характер дипломата впоследствии сослужил ему верную службу.

Однако с ранней юности дипломатичность сочеталась у Саида Аль Муфти со строгими принципами. Так, в годы учебы в Дамаске он был в рядах молодежи, которая подписала петицию против правящей Оттоманской власти. Авторы петиции, среди которых был и Саид, были арестованы.

Их посадили в тюрьму, а имя юноши было занесено в список людей,

1

Адыгэ Хабзэ регулировала такого рода ситуации, что во многом спасало

положение: молчание старшего не должно нарушаться младшим, тем более вопросами.

91

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

подлежащих казни. Спас его счастливый случай. Вот как об этом рассказывает дочь Саида Аль Муфти, Маджа: «Мой дед по матери служил в те годы адвокатом в Дамаске. И он обратился к Джамалу Паше, прозванному «Кровавым» за особую жестокость, с которой он казнил сирийских патриотов. И когда Джамал Паша понял, что Саид Аль Муфти - сын Мухамеда Аль Муфти, у которого он

останавливался, когда ездил по делам

в Амман, то выпустил его из тюрьмы с единственным условием: никогда больше не попадаться ему в руки».

Вернувшись в Амман, Саид Аль

Муфти

заявил о себе

как

молодой

лидер,

принципиальный

и

честный.

Он бесстрашно выходил на публику и умело вел политические дискуссии. Ему доверяли, с ним считались люди старше его по возрасту, ровесники хотели с ним дружить.

На Саида в возрасте 17 лет обращает внимание Мирза Паша, один из самых ярких представителей черкесской диаспоры конца XIX - начала XX вв.,

герой Сирийской войны. По словам Мажды, «отец вспоминал, что Мирза Паша и мой отец очень уважали друг друга».

Это взаимное уважение и доверие

Саид Аль Муфти Хавжоко в молодости.

Саид Аль Муфти.

92

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

было неоднократно подтверждено на деле. Так, Мирза Паша отправлял своего сына Уасфи вместе с молодым Саидом по опасным территориям, не сомневаясь в том, что он сопроводит его до места назначения в целости и сохранности. Именно Саид Аль Муфти в свое время был ответственен за доставку Уасфи в Сидон (Ливан) в школу-интернат.

Не случайно и то, что Мирза Паша взял с собой молодого Саида Аль Муфти в Маан на встречу с эмиром Абдаллой,

дабы убедить его выбрать местом своей резиденции Амман (городок, заселенный

черкесами)1.

По воспоминаниям дочери Саида Аль Муфти, Мажды Аль Муфти, эмир Абдалла, который в 1921 г. стал первым королем Иордании, останавливался у них дома. Она говорит: «Я знаю, что эмир Абдалла некоторое время жил в доме Муфтиев, но не могу назвать точное время, когда это было. После завершения строительства Рагадан Палас эмир

Абдалла переселился туда, а дом был

Мирза Паша Васфи и Саид Аль

Муфти

передан британским представителям до

 

окончания строительства их собственной резиденции. Позже в его стенах разместился парламентский комитет, затем дом передали госпиталю.

...Спустя годы здание снесли и на его месте построили торговые центры,

которые работают до сих пор»2.

1 Подробнее о прибытии принца Абдаллы в Маан см. в статье автора о черкеской диаспоре в Иордании.

2 В своей статье автор использует не только архивные материалы и исторические публикации, но и результаты этнокогнитативных интервью специально отобранных ею респондентов. Это позволяет пролить свет на исторические факты и события, которые ранее не получали отражения в литературе.

93

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Дом семьи Алъ Муфти.

После того, как в 1932 г. Мирза Паша ушел из жизни, Саид Аль Муфти Хавжоко, будучи еще в довольно молодом возрасте, выдвинулся в черкесской общине на ведущие позиции. Начинается его карьерный взлет.

Так, еще в 1929-1934 гг. Саид Аль Муфти стал депутатом законодательного Совета Трансиордании. В 1938 г. он занял пост мэра г. Аммана. В 1944 г.

Саид Аль Муфти был назначен на должность министра внутренних дел, а

в следующем году становится министром экономики. В 1949 г. он вновь был назначен министром внутренних дел. С 1950 г. он премьер-министр Иордании, член Сената. С 1967 по 1974 гг. Саид Аль Муфти занимал пост спикера Сената.

Он всегда честно и ответственно выполнял порученную работу,

без остатка отдавал себя служению государству. Этим объясняется тот

Мажда Аль Муфти, дочь Саида Аль Муфти, в настоящее время проживает в Нью Йорке (США). Ссылки, приводимые в статье - это отрывки из переписки с ней автора. Информация, полученная от Мажды Аль Муфти о том, что эмир Абдалла останавливался и некоторое время жил в доме Мухамеда Муфти, является новой для иорданских исторических исследований. Вместе с тем она подтверждается многими респондентами представителями черкесской диаспоры, которые рассматривают это событие как важную деталь в истории взаимоотношения черкесской диаспоры с семьей Хашемитов. Материал опроса переписки хранится в личном архиве автора статьи {Л. Б.-К.).

94

Дочь Саида Алъ-Муфти возглавляет колонну девочекскаутов на параде.

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

факт, что Саид Аль Муфти вошел в историю Иордании как один из самых долгосрочных спикеров Сената, при том, что ■ не являлся этническим арабом, а был выходцем из черкесской семьи эмигрантов.

Саид Аль Муфти был женат дважды, у него родилось семеро детей

(Хурей, Худа, Мажда, Азми, Джанет, Базил, Тамара). По воспоминаниям его детей он был настоящим адыгом: сдержанным, строгим, любящим дисциплину.

Саид Алъ-Муфти вручает дочери Мажде кубок за образцовое ведение

дел девочек-скаутов.

«Наш отец был поглощен работой,

семья видела его редко, вспоминает Мажда. - В основном нас воспитывали бабушка и дяди (Шаукет и Рифаат).

Они несли ответственность за наше поведение.

Будучи ребенком, я не всегда понимала жесткость адыгских традиций.

У меня в памяти остался один случай, который я никогда не смогла позабыть. Была зима, мы все сидели вокруг традиционного адыгского камина, наблюдая за тем, как легко горят сухие дрова. В доме гостили

95

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

старшие родственники жены моего дяди, которые приехали издалека.

Но им особенно не могли уделить внимание, потому что на руках у моей матери была маленькая Тамара, которая болела дифтерией. У нее была очень высокая температура, и все боялись, что она умрет...

В этот момент входит отец, который как раз вернулся из Джерико

(зимний лагерь военных), оповещенный о состоянии Томары. Он почтительно поздоровался с гостями и ушел, даже не взглянув на Тамару.

Спустя некоторое время я не выдержала и спросила, как он смог так хладнокровно повести себя по отношению к собственному ребенку, и он ответил:- «...Этого требует Адыгэ Хабзэ, не мог же я перед старшими показать свои чувства к своему чаду. Все и так знают, что родители любят своих детей больше самих себя»».

То, насколько он был привязан к детям, показал трагический факт гибели его сына, Азми Муфти Хавжоко. Это был молодой, талантливый политик, который занимал ответственные должности в Министерстве иностранных дел, в посольствах Иордании в Бейруте и Греции. Позже он был направлен в Румынию для основания там посольства Хашемитского Королевства в Румынии. Прослужив на этой должности всего лишь шесть месяцев (на пятый год рождения своего сына), он трагически погиб от руки палестинского наемного убийцы, последователя Абу Нидала, открытого оппонента Хашемитского Королевства.

Саид Аль Муфти тяжело заболел после этой вести. Несмотря на то, что второй его сын Базил вернулся в Амман, оставив свою должность за границей, чтобы все время находиться рядом с отцом, поддержать его,

поднять его снова на ноги, он никогда не выздоровел, и ушел из жизни в

1989 г. Этот крепкий и выносливый в работе человек не смог перебороть свои страдания.

Саид Аль Муфти (Хавжоко) с высокими почестями был похоронен в Аммане, на семейном кладбище семьи Хавжоко.

96

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

В заключение цикла портретов представителей черкесской общины в Иордании сформулирую несколько выводов:

портреты выдающихся личностей черкесской диаспоры, которые составили предмет нашего исследования, не исчерпываются зарисовками,

предложенными в данном небольшом цикле. Это новый материал и он

требует дальнейших исследований;

изучение судеб отдельных представителей черкесской диаспоры способствует раскрытию фундаментальных основ этнодуховной культуры

народа в целом и выявлению его роли в мировом соцветии народов мира;

лъапсэ (адыгэ хабзэ, адыгагъэ) - это реальность, которая представляет

собой сущностную сторону адыгской жизни. На историческом уровне

она проявляется как регулирующая система, включающая в себя идеалы,

принципы и нормы адыгской жизни. Одной из исторических форм ее проявления является этикет;

будучи сущностной стороной адыгской жизни, лъапсэ является изначальной, исходной данностью и в то же время становится и раскрывается в процессах внутреннего и внешнего совершенствования.

При этом внутреннее совершенствование является основанием, условием совершенствования внешней жизни.

97

ЧЕЧЕНСКАЯ ОБЩИНА В

ИОРДАНИИ

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Ясмин Арслан

ИОРДАНСКИЕ ЧЕЧЕНЦЫ

Первую группу чеченских переселенцев османские власти направили

в Трансиорданию в 1903 году. Процесс переселения чеченцев длился долго,

проходил волнами и завершился в 1912 г. Для своих новых поселений чеченцы выбирали практически безлюдные районы, главное, чтобы там были водные источники и пригодные для сельского хозяйства земли.

По замыслу османских властей переселение чеченцев должно было увеличить численность неарабского населения и обеспечить безопасность строящейся Хиджазской железной дороги. Предполагалось, что выходцы с Северного Кавказа станут живой преградой на пути вполне предсказуемых и потому ожидаемых набегов бедуинов на эту важнейшую транспортную

магистраль.

 

Поскольку

одна из веток Хиджазской железной дороги должна

была пройти в

районе Зарки, турецкое правительство заранее выкупило

у местных кланов часть территории. Сюда в конце марта 1903 г. были направлены 700 семей чеченских переселенцев. В основном это были выходцы из одного района, Ножай Юрта, которые принадлежали к Накшбандийскому суфийскому тарикату. Немалая часть чеченцев из Зарки поступила на службу в управление Хиджазской железной дороги,

обеспечивала ее охрану.

В1905-1907 гг. произошла миграция части чеченских семей из Зарки

вСувейлих (северо-западный пригород Аммана). А в 1912 г. ряд семей во главе с Гирмсултаном Шауки Ибрагимом отселилась в поселок Сухна (10

км от Зарки).

Последним этапом расселения чеченцев в Иордании стал переезд в

Азрак. Возникший поселок так и назвали - Азрак аш-Шишан, т.е. Чеченский

100