Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копылов.краеведение учебник.doc
Скачиваний:
73
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
2.51 Mб
Скачать

Часть III. Край в XX столетии

Глава I. Владимирская губерния в начале XX в.

1. Народонаселение. Хозяйство

В начале XX столетия наш край административно входил в состав Владимирской губернии. Губерния, как и в конце XVIII века, делилась на 13 уездов с центрами во Владимире, Покрове, Шуе, Вязниках, Гороховце, Муроме, Меленках, Судогде, Суздале, Александрове, Коврове, Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском. Ее население в 1913 г. составляло 2 млн. 200 тыс. человек. Она входила в число наиболее промышленно развитых губерний Центрального района Европейской России. В 1901 г. статистика учла в ней 1 871 промышленное предприятие, на которых трудилось свыше 160 тысяч рабочих. Они произвели продукции на сумму свыше 206 млн. руб. За нашим краем давно и прочно утвердилась слава «ситцевого края». В губернии в начале века (1901 г.) насчитывалось 255 текстильных предприятий, на которых было более 130 тысяч рабочих. Ведущее место занимало хлопчатобумажное производство. Наш край давал 25% пряжи и 20% тканей, производимых в России. По количеству ткацких станков и прядильных веретен он прочно занимал второе место в стране, уступая только Московской губернии. Крупнейшими фабриками были: Карабановская, Гусевская, Собинская, Меленковская, Струнинская, Александровская,

______________________________________________________271

Судогодская, Ундольская, Ковровская, Иваново-Вознесенская мануфактура и Никольская мануфактура Морозовых. Фабрики производили кумачи, рубашечные ситцы, миткаль и другие виды тканей, которые сбывались на внутреннем рынке или шли за границу, главным образом, в Персию, Турцию и Китай.

Из других отраслей текстильной промышленности успешно развивались льняная (Вязниковский уезд) и шелкоткацкая (Александровский и Покровский уезды).

Край издавна славился стеклоделием. В 1901 г. в нем было 27 стекольных и хрустальных заводов, которые изготовили изделий почти на 1 млн. 200 тыс. рублей. По числу стекольных заводов губерния стояла на первом месте в стране. Стеклозаводы размещались в лесных Су-догодском и Меленковском уездах. Самый крупный — Гусевской хрустальный завод. В Покровском уезде действовали два фарфорово-фаянсовых предприятия, на которых в начале века было занято свыше двух тысяч рабочих.

Отрасли тяжелой промышленности в крае не получили развития. В 1901 г. на 63 предприятиях черной и цветной металлургии и металлообработки работали немногим более 8 тысяч рабочих. Крупнейшим был Кольчугинский металлообрабатывающий завод. Единственным крупным машиностроительным предприятием были Ковровские железнодорожные мастерские. Позднее появились паровозоремонтные мастерские в Муроме. Распространенная в городах пищевкусовая промышленность, а также в лесных уездах ‑ деревообработка, существовали в виде мелких заведений. В мелких и мельчайших заведениях изготавливались несложные орудия труда, домашняя утварь, одежда, обувь.

После кризиса начала века и последующей депрессии промышленность края вновь обрела высокие темпы роста. Дальнейшее развитие получили текстильные производства, деревообработка (лесопиление), картофелепаточ-ное производство. Возникли судостроительные заводы в Гороховце и Муромском уезде (близ с. Липна). На заводе И. А. Шорина в Гороховце в 1907 г. изготовили крупнейшую в мире нефтеналивную баржу «Марфа Посадница», а в 1913 г. была построена уникальная баржа-боль-

272

ница длиною в 200 м, предназначенная под карантинный объект в Астрахани. Число рабочих в крупной промышленной губернии к 1916 г. превысило 200 тысяч.

С конца 60-х годов XIX в. во Владимирской губернии началось промышленное добывание торфа. К 1913 г. его добыча достигла 6 млн. пудов, что составляло около 6% всей торфодобычи царской России.

Промышленность размещалась преимущественно в сельской местности, где она черпала рабочие кадры, по принципу: фабрика шла к мужику. Подавляющая часть рабочих текстильных предприятий состояла из крестьян-отходников. Этим определялась низкая заработная плата рабочих. Деревня поставляла покорную и дешёвую рабочую силу. Рабочий день на фабриках длился более 11 часов, а заработок составлял менее 15 руб. в месяц. В худшем положении находились рабочие мелких предприятий.

Владимирская губерния, несмотря на промышленный рост, вплоть до 1917 г. оставалась аграрно-индустриальной. Подавляющая часть ее населения проживала в сельской местности. Земли сельскохозяйственного пользования состояли из крестьянских общинных, надельных ‑ свыше 52%, частновладельческих (помещичьих, крестьянских, мещанских и купеческих) ‑ 34,6%, государственных ‑ более 13%. Господствующим было крестьянское общинное землепользование. В среднем на крестьянский двор падало менее 10 дес. земли, что было недостаточно для нормального ведения хозяйства: в условиях Нечерноземья для этих целей требовалось не менее 15 десятин на двор. Крестьянская община с ее круговой порукой, переделами, чересполосицей и принудительным севооборотом препятствовала экономическому прогрессу. Однако владимирское крестьянство в массе своей оставалось приверженным к общине. За общиной стояла вековая традиция. Общинные порядки импонировали крестьянам присущими им чертами: взаимовыручкой, коллективизмом, стремлением к максимальной справедливости и равенству.

Большие успехи в губернии сделало кооперативное движение. Крестьяне добровольно объединялись в потребительские общества, льноводческие и льнодельные кооперативы. Появилась сеть кредитных товариществ. Сель-

______________________________________________________273

скохозяйственные кооперативы объединяли крестьян по линии производства и сбыта технических культур (льна, конопли), продукции животноводства (молока, масла), приобретения более совершенной сельскохозяйственной техники, покупки промышленных товаров, получения кредитов.

Но в целом сельское хозяйство Владимирского края оставалось наиболее отсталым сектором экономики. Технический уровень его был низким. Урожайность зерновых составляла: озимой ржи 50, яровых 30–40 пудов с десятины, или в самах: ржи — сам-4, яровых — сам-3. Даже в лучшие годы губерния собирала всех продовольственных культур, включая овес и картофель, в пересчете на рожь, около 30 млн. пудов в среднем за год. Ей всегда не хватало 8–10 млн. пудов семенного и продовольственного зерна. Его приходилось завозить из южных черноземных губерний. Положение становилось прямо-таки катастрофическим в неурожайные годы. А они повторялись периодически, через каждые 3–5 лет. В 1891 г. засухой были уничтожены посевы Меленковского, Гороховецкого, Вязниковского и части Судогодского уездов. В 1901 г. ряд уездов постиг новый неурожай. Неурожаи повторялись в 1908 и 1911 гг.

В не лучшем положении находилось животноводческое хозяйство. В уездах хронически недоставало кормов. За 40 пореформенных лет молочное стадо губернии увеличилось на 63 тыс. голов, отара овец осталась в прежнем числе, а поголовье лошадей даже сократилось на 53,4 тыс. голов. Росло число безлошадных и бескоровных крестьянских дворов.

Крестьяне были вынуждены расширять огородничество, садоводство и все больше отдавать сил неземледельческим занятиям — кустарным промыслам и отходничеству. В отхожих промыслах в начале века участвовало до 200 тысяч, а в кустарных — до 90 тысяч крестьян. Давно уже сложилась своеобразная специализация: крестьяне лесных уездов — Меленковского, Судогодского, Муромского — занимались обработкой дерева; в деревнях и селах Шуйского, Александровского, Суздальского уездов процветало ткачество; Вязниковский, Ковровский, Суздаль-

______________________________________________________274

ский, Шуйский уезды славились иконописанием, вышивкой, сапожно-скорняжным промыслом; в Муромском и Покровском уездах занимались обработкой металлов. Для многих крестьянских семей неземледельческие занятия давно стали основным источником средств к жизни. Все это отражалось на жизненном укладе и психологии владимирского крестьянства, его менталитете.

Активно развивалась в начале XX в. и торговля. В 1914 г. в губернии насчитывалось 9 524 магазина и лавки, в том числе 3828 из них находились в городах. Главный предмет торговли: мука, пшено, крупа, промышленные товары - ткани, изделия из металла и стекла, домашняя утварь. Основная торговля производилась на ярмарках и торжках, а также в магазинах при фабриках и заводах. Ярмарок в губернии насчитывалось 319, а продолжительность их работы колебалась от дня до двух недель. Большинство ярмарок были однодневными и приурочивались к местным праздникам. Самой крупной являлась Муромская ярмарка, которая проходила с 23 июня по 3 июля и имела оборот в миллион рублей. На ней продавалось сукно, ситец, полотна, готовая одежда, меха, рогатый скот. Второй по значительности была Гусевская ярмарка, проходившая 8–9 сентября и имевшая оборот до 120 тыс. рублей. Здесь торговали тканями, бакалеей, гастрономическим товаром.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. КРАЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Революция 1905–1907 гг. потрясла всю Россию. Главными деятелями ее во Владимирской губернии были рабочие, а основной формой их движения являлись забастовки. Стачки начались после «Кровавого воскресенья».

В январе бастовали 13 предприятий, в забастовках участвовали почти 11,5 тыс. человек. В феврале число стачек удвоилось, а количество их участников превысило

______________________________________________________275

47 тысяч. С новой силой забастовочное движение развернулось весной и летом 1905 г. Более 2,5 месяцев (с 13 мая по 23 июля) длилась знаменитая стачка в Иванове-Вознесенском текстильном районе с участием свыше 70 тысяч рабочих. В ходе ее был создан общий рабочий комитет — первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Совет стал фактической властью в Иваново-Вознесенеске. Он установил свой порядок в городе, создал рабочую милицию, заставил считаться с собой местную администрацию и фабрикантов.

Своего пика стачечное движение достигло осенью 1905 г. Рабочие нашего края активно участвовали во Всероссийской октябрьской политической стачке. Стачка охватила 20 крупных предприятий Иваново-Вознесенска, Александрова, Мурома, Коврова с числом 30 тысяч рабочих. В ней также участвовали рабочие к служащие железных дорог, учащиеся владимирских семинарии и гимназии. Стачечное движение продолжалось в ноябре и декабре.

В ходе стачек возникали советы рабочих депутатов в Муроме, Струнино, Александрове, Гусь-Хрустальном. Создавались боевые рабочие дружины. Рабочие Ивановр-Вознесенска. Коврова, Орехово-Зуева, Александрова и Кольчугина участвовали в Декабрьском вооружённом восстании в Москве. С 9 по 13 декабря 1905 г. рабочие захватили и удерживали в своих руках г. Александров (так называемая «Александровская республика»). Рабочее движение развивалось под лозунгом экономических и политических преобразований. Рабочим удалось добиться сокращения рабочего дня и повышения заработной платы. Царь был вынужден пойти на политические уступки, издав 17 октября манифест о свободах и созыве законодательной Государственной думы. В этом, несомненно, немалую роль сыграли рабочие Владимирского края.

Но царизм устоял. В 1906 г. начался спад революции. Во Владимирской губернии стачечное движение идет на убыль. За январь–июль произошло 146 стачек с участием более 100 тысяч рабочих. Во второе полугодие 1906 г. произошло только 39 забастовок, в которых участвовало всего 35 тысяч человек. Резко сократилось число полити-

______________________________________________________276

ческих стачек. Политическая демонстрация 1 мая 1906 г. в Муроме была разогнана полицией и жандармерией. Но 1907 г. дал новый рост забастовок. В губернии произошли 254 стачки с участием около 180 тысяч рабочих, причем более 110 тысяч участвовали в политических стачках. Это были арьергардные бои. С разгоном 3 июня 1907 г. Государственной думы революция закончилась.

Революция 1905–1907 гг. вызвала небывалый подъем общественно-политической жизни. В губернии появились десятки политических организаций, многие из которых являлись местными отделениями общероссийских партий. До революции свои организации в крае имела только Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Наиболее значительной из них был Северный рабочий союз (позднее Северный комитет РСДРП), объединявший социал-демократов Владимирской, Костромской и Ярославской губерний.

В годы революции число социал-демократических групп возросло. Наиболее значительными из них были группы в Коврове, Гусь-Хрустальном, Муроме, Орехово-Зуево. В августе 1905 г. социал-демократы Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального, Коврова и Мурома объединились во Владимирскую окружную организацию РСДРП во главе со своим комитетом. Кроме Владимирского окружного комитета, в губернии действовали Иваново-Вознесенский и Орехово-Зуевский комитеты РСДРП. Летом 1906 г. во Владимирской окружной организации насчитывалось около 650 членов. Ее возглавляли профессиональные революционеры А. Н. Асаткин, Н. П. Растопчин, С. И. Назаров. Социал-демократы вели работу главным образом в рабочей среде. Они - организаторы всех стачек, политических демонстраций и митингов.

В конце 1905 г. возникли организации либеральной конституционно-демократической партии (или партии народной свободы). Наиболее значительными были группы кадетов в Шуе, Иваново-Вознесенске, Коврове, Владимире. В январе 1906 г. кадеты провели во Владимире первый губернский съезд и провозгласили создание губернской организации во главе с комитетом. Число ее членов составляло около 500 человек. Среди них было много ад-

______________________________________________________277

вокатов-земцев, врачей, инженеров, заводчиков и даже крестьян. Главную цель кадеты видели в проведении своих депутатов в Думу. Они издавали газеты (в разное время): «Клязьму», «Владимирец», «Владимирскую еженедельную газету». Распространяли центральные издания: «Речь», «Реформа», «Народнаягазета», «Вестникпартии народной свободы», организовывали лекции своих и столичных ораторов: К. К. Черносвитова, Н. М. Иорданского, П. Б. Струве. В просветительских и пропагандистских целях использовали местные общественные организации, вроде таких, как «Лига образования», «Общество взаимопомощи учащихся и учащих», «Общество трезвости», сельскохозяйственные общества, а также клубы и библиотеки. Популярность кадетов была особенно значительной в интеллигентской среде.

Владимирская губерния — край социальных и политических контрастов. Влияние социалистов и либералов оспаривали (и не всегда безуспешно) организации правого толка (черносотенцы). В конце 1905 г. возникли Самодержавно-монархическая партия в Иванове-Вознесенске, Союз русских православных людей в Шуе, Патриотический союз во Владимире. В отличие от нелегальных социалистов и полулегальных кадетов, черносотенцы действовали легально, даже при поддержке местных властей. Черносотенные отделы и подотделы открываются в Муроме, Коврове, Суздале, Ворше, Юже, Лежневе. В 1906 г. местные организации вошли в общероссийский Союз русского народа ‑ главную черносотенную партию России. Твердого состава черносотенные организации не имели. По примерным подсчетам, в период расцвета (1907‑1908 гг.) в них во всей губернии состояло более 20 000 человек. Это торгующие крестьяне и мещане, небогатые помещики, мелкие чиновники, дворники, торговая прислуга, малосознательные рабочие. Организаторами отделов и подотделов часто выступали земские начальники. К черной сотне сочувственно относилось местное духовенство.

Деятельность «чёрной сотни» не отличалась разнообразием. Большей частью она сводилась к шумным собраниям в чайных и трактирных заведениях, посылке верноподданнических телеграмм на имя царя и министров,

______________________________________________________278

распространении столичных монархических газет, брошюр, воззваний, изготовленных на месте, в которых в примитивных фразах «обличались» социалисты, либералы, Государственная дума и козни евреев. Оголтелый антисемитизм был стержнем черносотенной пропаганды. Черносотенцы не гнушались клеветой на своих идейных противников и прямым насилием против них. На их совести лежит убийство социал-демократа М. И. Лакина.

Местные организации партии социалистов-революционеров были малочисленны. Более многочисленными и влиятельными в губернии являлись отделения праволиберального Союза 17 октября, но и они значительно уступали кадетам, черносотенцам и социал-демократам. В первую Думу губерния послала депутатов: беспартийного переславского крестьянина Ф. Г. Баранова, вязниковского фабриканта А. В. Демидова, трёх кадетов — доктора медицины И. П. Алексинского, юриста и владельца стекольного завода в Судогодском уезде М. Г. Комиссарова, председателя Владимирского уездного комитета партии кадетов юриста К. К. Черносвитова, трудовика из рабочих фабрики Баранова (Александров) В. Ф. Лебедева; во вторую Думу: четырёх кадетов - инженера текстильных фабрик А. О. Горева, адвоката, публициста и земского деятеля Н. М. Иорданского (бывшего одно время секретарём партии кадетов), крестьянина Гороховецкого уезда Г. И. Ситникова, юриста К. К. Черносвитова, крестьянина-трудовика Юрьевского уезда Ф. П. Герасимова, социал-демократа из ивановских рабочих Н. А. Жиделева; в третью Думу: националистов — ковровского крестьянина И. И. Бурлакова, настоятеля Юрьевского собора А. Г. Знаменского, социал-демократа из рабочих текстильщиков С. А. Воронина, октябриста доктора медицины Московского университета Л. Н. Зубкова, прогрессиста и почетного мирового судью Гороховца, бывшего предводителя дворянства Юрьевского уезда князя Б. А. Голицына; в четвёртую Думу: доктора Н. Г. Маркова, владимирского городского главу Н. Н. Сокова, националиста из торгующих гороховецких крестьян П. В. Тарутина, кадета и адвоката из Владимира А. А. Эрна, иваново-вознесенского рабочего большевика Ф. Н. Самойлова.

______________________________________________________279

Революция, несмотря на своё поражение, оставила глубокий след в жизни губернии. Несколько ослаб административно-полицейский и цензурный гнет. Во Владимире появился, наряду с казенными «Губернскими ведомостями», ряд частных либеральных газет; отмена с 1907 г. выкупных платежей существенно облегчила финансовое бремя бывших помещичьих крестьян; на фабриках и заводах сократился рабочий день и в то же время поднялась заработная плата, появились профессиональные союзы, стоящие на страже интересов рабочих. Выборы в Государственную думу заметно оживили общественную жизнь, породили надежды на лучшее будущее.