Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История градостроит.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
13.39 Mб
Скачать

Московского государства XV-XVII веков Градоосновательная деятельность центральной власти

Татарское иго, длившееся почти два с половиной столетия, было самым тяжким периодом в истории феодальной Руси.

Действительно, уничтожением цветущих русских городов и уводом в плен значительной части трудоспособного населения были в корне подорваны экономика и культура русского феодального города. Если в X-XII вв. продукция русского городского ремесленного производства поступала на рынки Византийской империи, а также в Чехию, Венгрию, Польшу и даже в Восточную Марку (Тихомиров М. H. Древнерусские города. 2-е изд. М., 1956; Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. M., 1948), то после нашествия татар (за исключением новгородской торговли) Русь надолго перестала влиять на экономическое развитие Европы. Если в XI-XII вв. русские города были самыми многолюдными и самыми благоустроенными во всей Европе, то в период татарского ига (опять-таки за исключением Новгородской земли) жизнь в городах замерла, а население их неизмеримо сократилось. В конце XIII в. Киев имел, например, только 200 домов, а при таком положении строительство каких-либо крупных общественных сооружений уже не могло иметь места.

Русские деревни во время нашествия татар также подверглись опустошению, и, следовательно, татарское иго подорвало развитие производительных сил всей страны. В этом и заключалась причина отставания Руси от европейских стран в течение ряда последующих столетий.

Однако татарам не удалось навсегда подчинить себе великий русский народ (Овободительная борьба против татар возглавлялась русскими городами; она началась еще в XIII в. широкой волной городских восстаний 1262 г). Империя Чингисхана и Батыя была сильна до тех пор, пока в ней окончательно не победил феодальный уклад, а с оседанием кочевников-татар на землю начался процесс разложения золотоордынского ханства. В этот период, т. е. через столетие после разрушительного нашествия Батыя, стали заметным образом возрождаться русские города.

Карта России, составленная Гесселем Герардом (Hesselo Gerardo) в 1614 г. по русским первоисточникам

Перед татарским нашествием крупнейшими культурными центрами Руси были три ее столицы: древний и уже утративший свою политическую гегемонию Киев, торговый приильменский Новгород и столица Андрея Боголюбского - Владимир-на-Клязьме. Но ни одна из этих столиц, включая даже не затронутый нашествием Новгород, не сделалась объединяющим центром русских земель. Новгород при наличии далеко простиравшихся экономических связей все же был центром сравнительно мало населенного края; Киев с перемещением торговых путей и захватом Польшей юго-западной Галицкой Руси (Длительные притязания Польши на юго-западные русские земли закончились захватом Галицкой Руси в 1349 г. Для нее с целью окончательного отторжения захваченных областей была учреждена независимая от русской церковной власти митрополия) не имел благоприятных перспектив для возрождения, а близость Владимирского княжества к Волге и приволжским степям, где кочевали татары, подвергала Владимир постоянной угрозе набегов. Самое расположение Владимира вблизи "ополья", т. е. среди безлесных возделанных равнин, облегчало нападения татарской копницы, составлявшей главную силу Золотой Орды. Поэтому естественным был уход коренного населения из северо-восточных, южных и юго-западных княжеств в лесные, еще необжитые области страны. Такой ближайшей к этим княжествам областью была всхолмленная лесная равнина, лежавшая между Тверью, Коломной, Можайском и Юрьевом-Польским.

Кириллов-Белозерский монастырь. Стены и башни. Построены в XVI столетии; расширялись и укреплялись в 1633-1666 гг

В самом центре ее, на перекрестке речных торговых путей, стояла Москва, и это положение Москвы послужило одной из существенных причин ее возвышения.

Кириллов-Белозерский монастырь. Общий вид соборного ансамбля в сторону Сиверского озера

Хроника общеизвестных исторических событий показывает быстрый и неуклонный рост Москвы. Так, в 1271 г. при сыне Александра Невского князе Данииле Москва становится столицей удельного Московского княжества. Через 50 лет после этого, в правление Ивана Калиты, Москва превращается в резиденцию митрополитов (1326 г.) и почти одновременно с этим (1328 г.) в столицу великого княжества, а по прошествии еще 50 лет под предводительством выдающегося полководца князя Дмитрия Ивановича Донского Москва вступает в борьбу с татарами и наносит им первый сокрушительный удар на Куликовом поле (1380 г.). Однако еще большего могущества и славы достигает Москва в конце XV и в первой половине XVI в. при Иване III и Василии III, когда закончился процесс формирования централизованного русского государства (Архитектурным памятником этого крупнейшего исторического события, как полагают, явился храм Вознесения в Коломенском, построенный при Василии III в 1532 г. в честь рождения долгожданного наследника престола, в будущем первого русского царя - Ивана IV Грозного).

В XVI столетии закончилось формирование национального Русского государства, которое вслед за тем превратилось в многонациональную дершаву с политическим центром в Москве. Главные каменные храмы самодержавной Руси: 1 - церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1498 г.); 2 - церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.); 3 - церковь Иоанна Крестителя в селе Дьякове близ Коломенского (1547 г,); 4 - собор Покрова 'что на Рву', построенный в 1555-1561 гг. Планы русских кремлей и монастырей XV-XVII вв.: 1 - Новгородский детинец; 2 - крепость Иван-город (перед постройкой последнего оборонительного сооружения, так называемого Главного вала, в 1615 г.); 3 - замок Нарвы с башней Длинный Герман; 4 - Зарайский кремль; 5 - Соловецкий монастырь; 6 - Кириллово-Белозерский монастырь; 7 - Московский Кремль (в конце XVII в.)

Давая характеристику Ивану III (правил с 1462 по 1505 г.), Маркс говорит: "В начале своего княжения Иван III все еще был данником татар, власть его все еще оспаривалась другими удельными князьями; Новгород, стоявший во главе управлявшихся вечем русских городов, господствовал на севере Руси; Польша и Литва стремились к завоеванию Москвы, а ливонские рыцари все еще не были сокрушены. К концу своего княжения Иван становится совершенно независимым государем... Казань лежит у его ног и остатки Золотой орды стремятся к его двору. Новгород... приведен к повиновению, Литва ущерблена и ее великий князь - игрушка в руках Ивана, ливонские рыцари побеждены. Изумленная Европа... была ошеломлена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах. Сам султан Баязет, перед которым трепетала Европа, услышал впервые высокомерную речь москвитянина" (К. Маркс. Секретная дипломатия XVIII века). Следует отметить, что почти одновременно с образованием централизованного Русского государства и в Западной Европе сложились крупные феодальные монархии: Испания, Франция и Англия. Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали, что непрерывная борьба между феодалами опустошала средневековую Европу и тормозила развитие ее производительных сил. В своей работе "О разложении феодализма и возникновении национальных государств" (Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. - В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 406-416) Энгельс выделяет экономику в качестве главного фактора объединения разрозненных западноевропейских феодальных княжеств в крупные государства. Однако в условиях феодальной Руси аналогичный процесс объединения всех великорусских земель был ускорен потребностями обороны.

Причины образования централизованного Русского государства заключались не только в укреплении внутренних экономических связей, но и во внешнеполитических и стратегических условиях.

Свияжская крепость во второй половине XVI в. (черными прямоугольниками показаны церкви; заштрихованы клеткой территории монастырей): 1-1 - главная площадь, разделенная городской стеной на кремлевскую и посадскую части; 2 - Рождественские ворота; 3 - Ленивый Торжок; 4 - Артиллерийский двор; 5 - Житный двор

В XV и особенно XVI столетиях русский город превратился в большую экономическую и политическую силу. Город в лице верхушки его посадского населения, в первую очередь купцов, был заинтересован в устойчивой государственной власти, способной уничтожить таможенные заставы и обеспечить безопасность торговых путей. Верхушка ремесленного населения, тесно связанная с рынком, в свою очередь поддерживала государство, а служилое дворянство, пробивавшееся к власти, превращалось в опору московских великих князей и царей. Таким образом, город, вмещавший в себя вышеперечисленные социальные группы, способствовал централизации государственной власти и сам неизмеримо выигрывал от этого. Вот почему кривая роста русских городов, начиная с эпохи Ивана III, стала быстро и неуклонно подниматься.

Богородицкий Тихвинский монастырь в конце XVII в

Градостроительная деятельность Ивана III началась в Москве капитальной перестройкой всего Кремля и сооружением монастырей-крепостей на подступах к столице (К числу самых ранних строительных работ, проведенных при Иване III и, быть может, повлиявших на творчество итальянцев, позднее прибывших в Москву, следует отнести строительство Новоспасского монастыря и Фроловских кремлевских ворот, над возведением которых работал В. Д. Ермолин). Вполне естественно, что главным градостроительным объектом всей страны с этого времени стала Москва, архитектура которой должна была отвечать ореолу нарождавшегося самодержавия (К этому времени относится крылатая фраза одного из поборников самодержавия - монаха псковского монастыря Филофея: "Два Рима падоша, третий (т. е. Москва. А. Б.) стоит, четвертому не быти"). Самое положение Руси, ставшей в течение короткого времени одним из наиболее крупных государств Европы, обязывало украсить Москву с особым художественным великолепием. И поэтому Иван III, а также и сын его Василий не жалели средств на строительство Кремлевских стен, палат и соборов, привлекая к работам лучших отечественных и "фряжских" (т. е. итальянских) мастеров. Однако градостроительная деятельность конца XV и начала XVI в. не ограничилась одной столицей. Вместе с походами Ивана III на Новгород, в Литву и Ливонию стали строиться новые крепости и заново перестраиваться оборонительные сооружения старых городов.