Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кораблина Е.П. Искусство исцеления души.(по Тро....doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Ответственность

Ответственность — категория экзистенциальная. Она проявляет себя, так или иначе, во всех областях и сферах жизни. В процессе психологического консультирования вопрос об ответственности становится основным. Он за­трагивает различные стороны — стиль отношений клиента со своей ответственностью (за собственную жизнь, за свои

действия, решения и т. д.), а также стиль отношений кон­сультанта со своей ответственностью.

Позиция, которую психолог выбирает в процессе кон­сультирования, определяется в пору его профессионально­го формирования и тесно связана с его мировоззрением и представлением о человеческой сущности в целом. Так, в рамках директивных направлений, где позиция консуль­танта определяется как «врач» или «учитель-тренер», на нем, конечно, лежит большая часть ответственности: он должен обладать необходимыми знаниями, полученными из опыта общения с многими людьми, и применять эти знания в ситуации конкретного клиента. В рамках гума­нистического направления, где клиент рассматривается как человек, обладающий силой, временно недоступной, чтобы разрешить свою ситуацию самостоятельно, позиция консультанта заключается в следовании за клиентом с це­лью приблизиться к этой силе и воспользоваться ею — для этого вовсе не обязательно применять опыт других людей, зажен жизненный опыт данного человека.

Практика психологического консультирования пока­зывает, что зачастую люди склонны связывать с ролью психолога ожидания чудесного избавления от проблем, они видят в нем всесильного и всезнающего эксперта («волшебника»), способного коренным образом изменить их жизнь. Их ответственность в данном случае состоит только в том, чтобы придти на встречу. Поэтому в реаль­ности рано или поздно встает вопрос -г- за что ответстве­нен консультант, если он не дает совета, готового рецепта решения проблемы?

Здесь важно четко осознавать, что изменить свою жизнь может только сам клиент. Консультант, в свою оче­редь, может обеспечить необходимое пространство для этого, предоставить определенное время и создать особую атмосферу. Именно за создание этой атмосферы, которую традиционно называют безопасной, безоценочной, под-

3-2336

66

67

держивающей, принимающей и конгруэнтной, несет от­ветственность консультант.

Традиционно роль консультанта видится обращаю­щимся за помощью в предоставлении совета. Однако в си­туации личностной проблематики при ближайшем рас­смотрении «советование» оказывается неконструктивным, а порой даже деструктивным по своей сути. Но не будем принимать эту мысль за аксиому, а постараемся понять — почему?

Отвечая на этот вопрос, можно рассмотреть несколько точек зрения.

Во-первых, консультант никогда не узнает ситуацию клиента во всех ее нюансах. Клиент живет в этой ситуа­ции дни, недели и годы, а консультант — минуты и часы. Возможно ли даже в самом подробном рассказе передать мельчайшие детали?

Во-вторых, за время существования ситуации клиент наверняка продумал и опробовал различные пути ее раз­решения. Уверены ли вы в том, что за время консультиро­вания придумаете что-то новое для него?

Но даже если и придумаете, существует еще в-третьих. любую новую мысль человек принимает как свою только в случае внутренней готовности к ней, то есть он сам должен проделать внутреннюю работу, прежде чем придти к определенному решению. Практика консульти­рования показывает, что решение, предложенное клиенту психологом и даже понравившееся ему, к следующей встрече словно «стирается» из его сознания. И то же самое решение, «родившееся» в самостоятельных рассуждениях клиента, через несколько встреч воспринимается им как собственное открытие и уже не «выветривается» из созна­ния, становясь частью его опыта.

В-четвертых, предоставление клиенту готового реше­ния в виде совета поддерживает у него чувство беспомощ­ности и зависимости от консультанта. В этом случае под­тверждается установка: «Всегда найдется кто-то, кто знает

лучше, чем я». Подобная установка в отношении к собст­венной личности губительна, так как всегда будет препят­ствием к обретению внутренней силы и уверенности в се­бе, превращая человека в некую «жертву», нуждающуюся в спасателе.

Ловушки консультирования

С понятием ответственности тесно связано понятие «спасательство», которое выделяется как одна из ловушек консультирования. Суть ее в том, что зачастую клиент чувствует себя в роли бессильной и беспомощной жертвы, которую подавляет, обвиняет или критикует некий «пре­следователь». Соответственно, в консультанте «жертва» ищет «спасателя». В такой ситуации очень легко заметить в себе проявление стереотипов спасательства, таких как: -Ф- ощущение, что вы должны исправить чувства другого

человека или решить его проблему;

■Ф- страх ответной реакции и попытка заставить другого человека чувствовать себя лучше (то есть избегание интенсивности переживаний или конфликта); -Ф- мысли о том, что вы должны убедить другого человека

сделать правильный выбор; ■Ф- чувство вины за действия другого человека; ■Ф- желание переключиться на быстрое решение проблемы, чтобы обуздать неприемлемую для вас интенсивность. Фактически, «жертва» возлагает на «спасателя» сто­процентную ответственность за разрешение своей ситуа­ции. Выше говорилось о том, почему нецелесообразно принимать на себя такое количество ответственности.

Чтобы избежать подобной ловушки, необходимо пом­нить следующее: -Ф- не помогайте без контракта;

■Ф- никогда не верьте, что человек беспомощен (за исклю­чением тех случаев, когда он находится без сознания);

I

68

69

■Ф- помогайте людям, которые чувствуют себя беспомощ­ными, обратиться к силе, которая у них есть, и поль­зоваться ею;

> не берите на себя более половины ответственности, требуйте, чтобы клиент взял на себя хотя бы остав­шуюся половину;

-♦■ не делайте ничего, чего вы в действительности не хо­тите делать.

Охарактеризуем названные «персонажи» более кон­кретно:

Жертва — бессильная, беспомощная, стыдящаяся, «подавляемая». Установка — «Бедный я, бедный».

Преследователь — критикующий, ригидный, обви­няющий, неоправданно жесткий, отстраненный, злобный. Установка — «В этом виноват ты».

Спасатель — помогает, когда его не просят; чувствует вину, когда не может помочь; оправдывает неудачи «жерт­вы»; смягчает для нее последствия; часто делает за нее ее работу.

Интересно, что порою «жертва», не нашедшая в кон­сультанте «спасателя», становится по отношению к нему «преследователем», нападающим на него и обвиняющим в непрофессионализме, бесчувственности и т. п. Это явле­ние лучше всего подтверждает идею о том, что бессилие «жертвы» является мифом, так как, нападая, человек де­монстрирует достаточно мощную внутреннюю энергию.

Следует также отметить, что консультант неосознанно может занимать любую из этих позиций, которые в каче­стве субличностей свойственны каждому человеку. Поэто­му важно узнавать их «в лицо», чтобы в нужный момент избежать ловушки.

Для этого необходимо быть восприимчивым к эмо­циональным реакциям как своим, так и собеседника. Чув­ствительность к своим внутренним реакциям называется рефлексией, а чувствительность к переживаниям собесед­ника называется эмпатией.

ЭМПАТИЯ

Термин «эмпатия» пришел в психологию в начале XX в. из философии и обозначал «вчувствование в...». Анализируя вчувствование, 3. Фрейд отмечал, что про­никновение в механизм этого процесса даст возможность понять сложнейшие пути «соприкосновения с душевной жизнью другого человека». 3. Фрейд предполагал, что со­участие в эмоциональном состоянии другого осуществля­ется через механизм заражения и подражания. Нам наибо­лее близко понятие «эмпатия» в том смысле, в каком его рассматривал К. Роджерс.

Эмпатия означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.

Эмпатия — это временная жизнь другой жизнью, де­ликатное пребывание в ней без оценивания. Для этого не­обходимо на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы избежать осуждения. Со­стояние эмпатии могут позволить себе только люди, ощу­щающие свою безопасность в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном и причуд­ливом мире другого и что могут успешно вернуться в соб­ственный мир, когда захотят. Быть эмпатичным означает быть ответственным, сильным, и в то же время — сенси­тивным.

Способность к эмпатии тесно связана с таким качест­вом, как сенситивность, то есть восприимчивость к пере­живаниям окружающих. С момента рождения каждый человек обладает неким изначальным уровнем эмпатично-сти, вместе с тем это качество можно целенаправленно развивать. Более того, оно развивается естественным обра­зом по мере достижения человеком личностной зрелости.

Люди близки друг другу именно глубинными процес­сами, а внешне они могут быть абсолютно разными. Эм­патия — это способ выхода на такую глубину, где люди

70

71

чувствуют свою общность. Объединяют людей чувства и переживания, тогда как разум, как правило, разделяет. Проявляя состояние эмпатии, я не «думаю о тебе», а «на­хожусь с тобой».

Важно не путать эмпатию с другими понятиями:

  • Интерпретация — это в большей степени логический и интеллектуальный процесс, который происходит с позиции эксперта, поэтому она легко разрушает ощу­ щение общности; она может быть опасной вне зави­ симости от того, правильна она или нет; если она не­ верна, то у клиента возникнет ощущение, что его не поняли; если же верна, у клиента может возникнуть чувство «душевной обнаженности», которое вызовет дискомфорт в случае недостаточно безопасной атмо­ сферы и спровоцирует сопротивление.

  • Идентификация — это полное отождествление с чело­ веком. Она неконструктивна по своей сути, так как идентифицировавшись с клиентом, испытывающим чувство безнадежности и бессилия, вы также начнете испытывать эти чувства и не сможете оказать человеку необходимую поддержку. Обратимся к аллегории: нуж­ дающийся в психологической помощи человек, услов­ но говоря, находится в «яме», из которой не знает как выбраться. Идентифицируясь с клиентом, психолог тоже попадает в эту «яму» и начинает испытывать то же чувство беспомощности. Клиенту от подобного «соседства» становится несколько легче, однако ситуа­ цию это никак не меняет. Только оставаясь вне этой «ямы», консультант может реально помочь клиенту выбраться оттуда. Другими словами, консультант будет полезен клиенту только в том случае, если будет оста­ ваться на своей позиции. Однако идентификация мо­ жет являться первой ступенью в процессе эмпатии, и тем самым быть полезной.

> Симпатия — это оценочное состояние. Хотя это со­стояние положительной оценки, само его наличие де­лает возможной его потерю. Включается система оце­ночных отношений. Ощущая чье-то положительное отношение, мы подсознательно начинаем стремиться к его сохранению, а значит, будем стараться соответст­вовать одобряемому образу, то есть нарушится конгру­энтность. Эмпатия безоценочна по своей сути. Эмпа-тичный человек с одинаковым пониманием отнесется к проявлениям любви и к проявлениям ненависти, к проявлениям заботы и к проявлениям жестокости. Понимать — это не значит соглашаться. Это значит давать человеку право на его точку зрения.

Эмпатия, безусловно, является помогающим явлением в консультировании. Однако существуют процессы, пре­пятствующие эффективной работе, возникающие как со стороны клиента, так и со стороны консультанта. К ним относятся, различные защитные механизмы, проявляю­щиеся в сопротивлении.

Проявление защитных механизмов в консультировании