Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАВИТЕЛИ РОССИИ. Часть 2.doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
6.16 Mб
Скачать

Оценки личности современниками Сталина При жизни Сталина отношение к нему варьировалось в спектре от благожелательного и восторженного до негативного.

Свои отзывы оставили, в частности, встречавшиеся со Сталиным писатели. В частности известны такие заявления лауреата Нобелевской премии Бернарда Шоу (1856—1950) о Сталине:«Сталин — очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса», «Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи». Английский писатель Герберт Уэллс(1866—1946) писал о Сталине: «Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснять его огромную власть в России. Я думал раньше, прежде чем встретиться с ним, может быть, о нём думали плохо потому, что люди боялись его. Но я установил, что, наоборот, никто его не боится и все верят в него. <…> Сталин — совершенно лишённый хитрости и коварства грузин.» Широко известными в литературе стали слова французского писателя Анри Барбюса (1873—1935): «Сталин — это Ленин сегодня»; «Это — железный человек. Фамилия даёт нам его образ: Сталин — сталь»; это человек «с головой учёного, с лицом рабочего, в одежде простого солдата».

Английский писатель и государственный деятель Чарльз Сноу (1905—1980) довольно высоко характеризовал образовательный уровень Сталина: «Одно из множества любопытных обстоятельств, имеющих отношение к Сталину: он был куда более образован в литературном смысле, чем любой из современных ему государственных деятелей. В сравнении с ним Ллойд Джордж и Черчилль — на диво плохо начитанные люди. Как, впрочем, и Рузвельт».

Антисталинские позиции занимали ряд коммунистических деятелей, обвиняющих Сталина в уничтожении партии, в отходе от идеалов Ленина и Маркса. Такой подход зародился ещё в среде т. н. «ленинской гвардии» (Ф. Ф. Раскольников, Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин, М. Н. Рютин). Наиболее значимый оппонент Сталина Л. Д. Троцкий (1879—1940) назвал Сталина «выдающейся посредственностью», не прощающей никому «духовного превосходства». Бежавший из СССР в 1928 году бывший секретарь Сталина Б. Г. Бажанов (1900—1982) в своих мемуарах характеризует Сталина, как «малокультурного», «хитрого», «невежественного» человека. В книге воспоминаний «Сталин и трагедия Грузии», изданной в 1932 году в Берлине на немецком языке, одноклассник Иосифа Джугашвили по Тифлисской духовной семинарии Иосиф Иремашвили (1878—1944) утверждал, что юному Сталину были присущи «злопамятность, мстительность, коварство, честолюбие и властолюбие».

Академик АН СССР В. И. Вернадский (1863—1945) в дневниковой записи от 14 ноября 1941 года, описывая свои впечатления от речи Сталина на Параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, отметил: «Только вчера дошёл до нас текст речи Сталина, произведшей огромное впечатление. <…> Речь, несомненно, очень умного человека»[128]. Советский военачальник И. Г. Старинов передаёт впечатление, произведённое на него выступлением Сталина: «Мы, затаив дыхание, слушали речь Сталина. <…> Сталин говорил о том, что волновало каждого: о людях, о кадрах. И как убедительно говорил! Здесь я впервые услышал: „Кадры решают всё“. В память на всю жизнь врезались слова о том, как важно заботиться о людях, беречь их…»

Известны слова бывшего главы Временного правительства России А. Ф. Керенского, которые он сказал незадолго до своей смерти в Нью-Йорке: «Сталин поднял Россию из пепла. Сделал великой державой. Разгромил Гитлера. Спас Россию и человечество».

Оценки личности Сталина современными специалистами

Одни историки считают, что Сталиным была установлена личная диктатура; другие полагают, что до середины 1930-х диктатура носила коллективный характер. Реализованную Сталиным политическую систему обычно обозначают термином «тоталитаризм». Согласно выводам многих историков, сталинская диктатура представляла собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры, террор и насилие, а также на механизмы идеологической манипуляции обществом, отбора привилегированных групп и формирования прагматичных стратегий. По мнению профессора Оксфордского университета Р. Хингли, на протяжении четверти века до своей смерти Сталин обладал большей политической властью, чем любая другая фигура в истории. Он был не просто символом режима, а лидером, который принимал принципиальные решения и был инициатором всех сколько-нибудь значимых государственных мер.

Характеризуя личность Сталина, многими специалистами отмечается склонность Сталина к чтению большого количества литературы[135][136]. Сталин был очень читающим, эрудированным человеком и интересовался культурой, в том числе поэзией. Он много времени проводил за книгами, и после его смерти осталась его личная библиотека, состоящая из тысяч книг, на полях которых остались его пометки. Сталин, в частности, читал произведения Ги де Мопассана, Оскара Уайльда, Н. В. Гоголя, Иоганна Вольфганга Гёте, работы Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева. Среди авторов, которыми восхищался Сталин, — Эмиль Золя и Ф. М. Достоевский. Он цитировал длинные куски из Библии, трудов Бисмарка, произведений А. П. Чехова. Сам Сталин говорил некоторым посетителям, показывая на пачку книг на своём письменном столе: «Это моя дневная норма — страниц 500»; в год таким образом получалось до тысячи книг. Российский публицист, доктор педагогических наук Р. А. Медведев, выступая против «нередко крайне преувеличенных оценок уровня его образованности и интеллекта», в то же время предостерегает против его преуменьшения. Он отмечает, что Сталин читал много, и разносторонне, от художественной литературы до научно-популярной. В довоенное время основное внимание Сталин уделяет историческим и военно-техническим книгам, после войны переходит к чтению трудов политического направления, типа труда советских историков «История дипломатии» и биографии французского дипломата Талейрана. Медведев подчёркивает знание Сталиным национальной грузинской культуры, в 1940 году Сталин сам вносит правки в новый перевод «Витязя в тигровой шкуре».

Сталин ещё в 1920-х годах восемнадцать раз посещал пьесу «Дни Турбиных» писателя М. А. Булгакова. Сталин поддерживал личные контакты со множеством деятелей советской культуры: музыкантами, актёрами кино, режиссёрами; любил кино и интересовался режиссёрской деятельностью. Сталин лично вступил в полемику с композитором Д. Д. Шостаковичем, лично был знаком с режиссёром А. П. Довженко. Сталину нравились такие фильмы этого режиссёра, как «Арсенал», «Аэроград». Сталин также лично редактировал сценарий фильма «Щорс», участвовал в создании кинокартины «Великий гражданин».

Российский историк Л. М. Баткин, признавая любовь Сталина к чтению, считает, что он был читателем «эстетически дремучим». Баткин считает, что Сталин не имел представления «о существовании такого „предмета“, как искусство», об «особом художественном мире» и об устройстве этого мира. Согласно выводу Баткина, Сталин «некую энергию» полуобразованного и усреднённого слоя людей доводил до «чистой, волевой, выдающейся формы». По мнению Баткина, ораторский стиль Сталина крайне примитивен: его отличают «катехизисная форма, бесконечные повторы и переворачивания одного и того же, одна и та же фраза в виде вопроса и в виде утверждения и снова она же посредством отрицательной частицы». Израильский специалист по русской литературе Михаил Вайскопф также утверждает, что аргументация Сталина строилась «на более или менее скрытых тавтологиях, на эффекте одуряющего вдалбливания».

Российский филолог Г. Г. Хазагеров возводит риторику Сталина к традициям торжественного, гомилетического (проповеднического) красноречия и считает её дидактико-символической. По определению автора, «задача дидактики — исходя из символики как из аксиомы, упорядочить картину мира и эту упорядоченную картину доходчиво передать. Сталинская дидактика, однако, брала на себя и функции символики. Проявлялось это в том, что зона аксиом разрасталась до целых учебных программ, а доказательность, напротив, заменялась ссылкой на авторитет». Российский филолог В. В. Смолененкова отмечает сильное воздействие, которое речи Сталина оказывали на аудиторию. Смолененкова объясняет эффект речей Сталина тем, что они были вполне адекватны настроениям и ожиданиям аудитории. Английский историк С. Себаг-Монтефиоре отмечает, что стиль Сталина отличался чёткостью и, зачастую, утончённостью.

Российский философ и социолог А. А. Зиновьев утверждал: «И Великую Отечественную войну мы могли выиграть только благодаря коммунистической системе. <…> Если бы не Сталин, не сталинское руководство, разгромили бы нас уже в 1941 году».

Сталин в оценке глав СССР и России (после 1953)

После смерти Сталина общественное мнение о Сталине во многом формировалось в соответствии с позицией официальных лиц СССР и России.

Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев на XX съезде КПСС в докладе «О культе личности и его последствиях», в частности, заявил: «Сталину были совершенно чужды ленинские черты — проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путем принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы» .

Согласно позиции бывшего Президента СССР М. С. Горбачёва, «Сталин — это человек весь в крови».

Бывший Президент России, Председатель правительства России В. В. Путин в 2009 году сказал: «Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна, а страной тогда руководил Сталин, изменилась коренным образом, она из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось, но индустриализация действительно состоялась. Мы выиграли Великую отечественную войну. И кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута». Вместе с тем премьер отметил репрессии, имевшие место в тот период. По мнению Путина, Катынский расстрел был местью Сталина «за гибель 32 тысяч красноармейцев, погибших в польском плену».

Президент России Д. А. Медведев, говоря о Катынской трагедии, назвал это деяние преступлением Сталина: «С нашей стороны все оценки давно даны. Катыньская трагедия — это преступление Сталина и ряда его приспешников. Позиция российского государства по этому вопросу давно сформулирована и остаётся неизменной». В интервью газете «Известия» Президент, в частности, отметил, что «Сталин совершил массу преступлений против своего народа… И несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добилась успехов, то, что было сделано применительно к собственным людям, не может быть прощено». Согласно позиции Медведева, роль Сталина в победе в Великой Отечественной войне была «очень серьёзной», хотя Медведев считает, что войну «выиграл наш народ». В целом, по мнению Медведева, у Сталина «были и слабые решения, и очень сильные решения, в том числе в военный период. Этого тоже вычёркивать нельзя».

Государственная Дума в своем заявлении «О катынской трагедии и ее жертвах» от 26 ноября 2010 года признала, что расстрел польских офицеров под Катынью был совершен по прямому указанию Сталина и других советских руководителей. По сообщению российских СМИ за принятие этого заявления проголосовали большинство депутатов от фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР». Против принятия заявления проголосовали депутаты от фракции КПРФ, которые настаивают на том, что утверждение о вине руководства СССР в катынской трагедии основано на сфальсифицированных документах. По поводу версии о «фальсификации» документов, президент России Д. A. Медведев 6 декабря 2010 года заявил следующее: «За это преступление отвечает Сталин и его приспешники. И у меня есть соответствующие документы, которые были получены из так называемой „особой папки“. Эти документы сейчас присутствуют и в интернете, они общедоступны со всеми резолюциями. Попытки поставить эти документы под сомнение, говорить о том, что их кто-то сфальсифицировал, это просто несерьёзно. Это делается теми, кто пытается обелить природу режима, который создал Сталин в определённый период в нашей стране».

Общественное мнение в современном мире

По данным опроса общественного мнения, проводимого российским Фондом «Общественное мнение» 18 — 19 февраля 2006 года, 47 % жителей России считали роль Сталина в истории положительной, 29 % — отрицательной. Лишь в одной социально-демографической группе, среди граждан с высшим образованием, историческую фигуру Сталина воспринимали позитивно реже, чем негативно (39 % и 41 %). 59 % считали, что «в сталинские времена в лагеря и тюрьмы попадали в основном невинные люди», 12 % — «в основном те, кто это заслужил». Среди граждан моложе 35 лет 39 % относились к Сталину позитивно и 30 % негативно. При этом 38 % считали, что ныне Сталин и его деятельность «очерняются», а 29 % — «оцениваются объективно». Среди граждан старше 55 лет позитивное отношение к роли Сталина выразили 58 %, негативное — 27 %.

На протяжении многомесячного (7 мая — 28 декабря 2008) опроса общественного мнения, организованного телеканалом «Россия» с целью выбора самой ценимой, приметной и символичной личности российской истории (см. «Имя Россия»), Сталин занимал лидирующие позиции с большим отрывом. Итоговые официальные данные, по которым Сталин занял третье место (519 071 голос), уступив Александру Невскому 5504 голоса (1 % голосов) и П. А. Столыпину 4695 голосов.

Примечательные факты

В настоящее время Сталин значится почётным гражданином города Ческе-Будеёвице (Чехия). С 7 ноября 1947 года по 29 апреля 2004 года Сталин значился почётным гражданином Будапешта. С 1947 по 2007 год также был почётным гражданином словацкого города Кошице.

1 января 1940 года американский журнал Time назвал Сталина «человеком года» (1939). Свой выбор редакция журнала объясняла заключением «нацистско-коммунистического» пакта о ненападении и развязыванием советско-финской войны, в результате чего, по мнению Time, Сталин радикально изменил баланс политических сил и стал партнёром Гитлера по агрессии. 4 января 1943 года журнал во второй раз назвал Сталина «человеком года». В статье об этом событии говорилось: «Только Иосиф Сталин в точности знает, как близко Россия подошла к поражению в 1942-м. И только Иосифу Сталину достоверно известно, что ему пришлось сделать, чтобы Россия это преодолела…»

Кроме родных русского и грузинского языков, а также древнегреческого, церковнославянского (которые он начал изучать еще в Горийском духовном училище), Сталин, как утверждает историк Л. В. Максименков, относительно свободно знал немецкий и английский языки. Историк В. В. Похлёбкин пишет, что Сталин также разбирался в фарси (персидский), понимал по-армянски, а в середине 1920-х годов занимался также французским. По воспоминаниям осетина генерала И. А. Плиева, Сталин в совершенстве знал осетинский язык. По мнению же Троцкого, «Сталин не знает <...> иностранных языков» (1937).

Дважды, в 1930-х годах, Сталин избирался депутатом Городского Совета Сталинграда от Красноармейского района города. За ним в городском советете было закреплено место и ему, как депутату, в Москву передавались документы для утверждения по отдельным вопросам обустройства города.

13 января 2010 года Апелляционный суд Киева признал Сталина и других советских руководителей виновными в геноциде украинского народа в 1932—1933 годах, в результате которого, по признанию судей, на Украине погибло 3 млн. 941 тыс. человек. Европейская организация ПАСЕ также осудила политику Сталина, которая, по мнению ПАСЕ, привела к голодомору и гибели миллионов людей.

Издания собрания сочинений

Сталин И. В. Сочинения. 13 томов. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.

Сталин И. В. Сочинения. Том 14. Март 1934 — июнь 1941. — М.: Информационно-издательский центр «Союз», 2007 г.

Сталин И. В. Сочинения. Том 15. Часть 1. Июнь 1941 — февраль 1943. — М.: ИТРК, 2010 г.

Сталин И. В. Сочинения. Том 15. Часть 2. Февраль 1943 — ноябрь 1944. — М.: ИТРК, 2010 г.

Сталин И. В. Сочинения. Том 15. Часть 3. Ноябрь 1944 — сентябрь 1945. — М.: ИТРК, 2010 г.

Сталин И. В. Сочинения. Том 16. Часть 1. Сентябрь 1945 — декабрь 1948. — М.: ИТРК, 2011 г.

Сталин И. В. Сочинения. Том 17. 1895—1932 годы. — Тверь: Научно-издательская компания «Северная корона», 2004 г.

Сталин И. В. Сочинения. Том 18. 1917—1953 годы. — М.: Информационно-издательский центр «Союз», 2006 г.

Отдельные издания сочинений

Сталин И. В. Вопросы ленинизма. / Издание 11-е. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1953 г.

Сталин И. В. Стихи. Переписка с матерью и родными. — М.: ФУАинформ, 2005 г.

Сталин И. В. О Ленине. — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1937 г.

Сталин И. В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1936 г.

Сталин И. В. Марксизм и вопросы языкознания. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1952 г.

Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. — М.: Государственное издательство политической литературы, ОГИЗ, 1947 г.

Сталин И. В. Об индустриализации страны и о правом уклоне в ВКП(б). — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935 г.

Сталин И. В. О диалектическом и историческом материализме. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1950 г.

Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1953 г.

Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1952 г.

Сталин И. В. О недостатках партийной работы и мера ликвидации троцкистских и иных двурушников. — М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1937 г.

Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза. — М.: Воениздат, 1975 г.

Сталин И. В. Октябрьская революция и тактика русских коммунистов. Международный характер октябрьской революции. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1954 г.

Сталин И. В. Доклад о проекте Конституции союза ССР. Конституция (основной закон) СССР. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1951 г.

Сталин И. В. Анархизм или социализм?. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1950 г.